Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 февраля 2024,  14:00
 234

У микрофона – дети. Какие темы для обсуждения выбирают юные тележурналисты

Говорят, идеи витают в воздухе – стоит только повнимательнее присмотреться. А «Хорошие идеи» сами по себе не возникают – они создаются людьми и для людей

У микрофона – дети. Какие темы для обсуждения выбирают юные тележурналистыЕвгений Крамской обсуждает с ребятами сценарий новой телепередачиФото: Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Некоммерческая организация с таким названием уже давно стала больше чем творческим объединением, в котором взрослые и дети занимаются театром, клоунадой, музыкой, кино. Не так давно здесь начали развивать детское радио и телевидение. А значит, руководитель «Хороших идей» Евгений Крамской по праву может считать Международный день детского телевидения и радиовещания, отмечаемый в нынешнем году 3 марта, своим профессиональным праздником.

«Весёлые носики»

И всё‑таки всё началось с театра. Им режиссёр, актёр, сценарист, писатель, наставник и вечно горящий замыслами Евгений Крамской заболел давно. Вместе с таким же неординарным человеком Татьяной Войтович 15 лет назад он создал театр «Две обезьяны».

 

В репертуаре «Весёлых носиков» – несколько постановок В репертуаре «Весёлых носиков» – несколько постановок / Фото: личный архив Евгения Крамского

«Я побывал на замечательном спектакле «На дне» по Максиму Горькому, который привёз к нам театр Российской армии, – вспоминает Евгений Иванович. – Был очарован увиденным настолько, что, вернувшись, перечитал пьесы Чехова и Горького. Через год сам стал писать пьесы. Вот их мы с Татьяной и начали ставить в созданном нами театре. К клоунаде пришли гораздо позже. Здесь источником вдохновения стал Вячеслав Полунин и его «Лицедеи». Я смотрел их выступления, пропитывался тем, что и как они делают, и осознал, что это мне невероятно нравится. В 2018 году я понял, что смогу уже передавать свои знания».

Так возник проект «Клоунская лаборатория» с задачей снять 12 видеопособий по клоунаде, чтобы помочь не только профессионалам, но и учителям и просто энтузиастам начать работать с этим жанром. Кроме того, около 40 руководителей и участников театральных кружков, методистов районных ДК в Белгородской области получили базовые знания по работе над клоунскими номерами и репризами, спектаклями в ходе специально организованных мастер-классов.

А ещё проект дал начало новому этапу в творческо-образовательной деятельности Евгения Крамского: детский театр-студия «Весёлые носики» стал не только логичным продолжением начатого, но и выпустил шесть клоунских спектаклей. Занятия этого коллектива продолжаются и сейчас, к тому же средства гранта позволили приобрести клоунский реквизит и сшить костюмы:

«Следующим этапом для нас стал «Центр клоунады». Этот проект позволил нам снять видеопособия по жанру, и не только. Кроме того, шли регулярные занятия в театре-студии «Весёлые носики», а также в группе для детей с особенностями и во взрослой группе. Но главное – проект послужил развитию современных форм образования и обучения – проведённые мастер-классы (очные и онлайн) дали руководителям театральных студий не только в Белгородской области, но и в других регионах необходимые знания о клоунаде».

Новый виток

Очередная идея для организации творческой студии, где дети смогут развивать свои таланты, пришла в 2018 году тоже не случайно:

«Много моих друзей и знакомых занимались радио профессионально, да я и сам когда‑то работал на радио-станции. На «Вавилоне» у меня была программа «Rock'n'Roller» вместе с Алиной Никитиной и Андреем Бегемотниковым (это их творческие псевдонимы). А также авторская программа «Экономка» на радио «Мир Белогорья». Этот опыт позволил создать проект «Радио «Детская радиорубка» с бесплатными занятиями. Мы организовали очные и онлайн-занятия, где ребята получали начальные и продвинутые навыки по созданию аудиороликов, а также пробовали себя в качестве авторов и ведущих радиопрограмм».

У микрофона – дети. Какие темы для обсуждения выбирают юные тележурналисты - Изображение Фото: личный архив Евгения Крамского

 

Работа на детском радио строится так: ребята предлагают тему очередной программы, пишут сценарные тексты, затем идёт редактура и запись на диктофон или в студии «Радио России – Белгород».

««Радиорубка» уже долгое время продолжается, – поясняет Евгений Иванович. – У нас было два наставника – я и журналист ГТРК «Белгород» Юрий Боровской. Нам помогали советом и делом работники телерадиокомпании Александр Сердюк и Елена Овчаренко, за что им огромная благодарность. А всего за время реализации нашего проекта в эфир на «Радио России – Белгород» вышло около 30 программ. Сейчас «Радиорубка» получит новый виток. Мы хотим сделать онлайн-радиостанцию «Детская радиорубка».

Развитие детского вещания в Белгородской области уже по достоинству оценили профессионалы: на ХХХII Международном фестивале юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи» «Детская радио-рубка» стала лауреатом в номинациях «Социальный медиапроект» и «Детская радиопередача». Кроме того, студия в течение трёх лет была призёром Всероссийского фестиваля детских и юношеских радиопрограмм «Птенец».

Недавно вышла в эфир подготовленная «Радиорубкой» программа, посвящённая дистанционному обучению. На подходе – рассказ о путешествиях по Байкалу, которым поделится одна из участниц студии.

«В «Радиорубку» я пришла осенью 2022 года, в шестом классе, – говорит Лиза Жукова. – Здесь я научилась брать интервью, слушать, красиво говорить, высказывать своё мнение. Я всерьёз планирую в будущем стать журналистом. Люблю писать стихи, рассказы, проекты делать. У меня уже есть несколько статей, которые публиковались, в том числе в областном журнале «Большая переменка». А сейчас мы готовим программу, которую я пишу по своим впечатлениям от путешествия на Байкал. Надеюсь, она получится интересной».

Студийцы записывали программы на ГТРК «Белгород» Студийцы записывали программы на ГТРК «Белгород» / Фото: личный архив Евгения Крамского

Не для ха-ха

Идея сделать детское телевидение пришла не сразу: его предшественником стала «Детская киностудия»:

«Сначала мы задумали снимать детское кино, делать что‑то похожее на «Ералаш» 6+, – поясняет Евгений Крамской. – Но хотелось снимать не обязательно для ха-ха. Мы подали заявку на областную субсидию, выиграли её и начали снимать кино. У нас были наставники по сценарному, операторскому и режиссёрскому мастерству – актёр-ведущий Александр Ларин, специалист по видеомонтажу Мария Ковалёва и режиссёр документального кино Надежда Леонтьева. И тогда возникла идея сделать клоунское телевидение. Это для нас самих некий вызов, потому что я ещё не слышал, чтобы кто‑то в России этим занимался. Это очень сложно, потому что не знаешь, как именно делать. Но мы равняемся на советский опыт – например, программу «Будильник». Я ребёнком её смотрел с большим удовольствием. И больше всего мне нравилось, когда приходили клоуны. Мы хотим что‑то подобное сделать. Ну и вообще возродить специальные программы для детей и юношества».

Сейчас съёмки клоунского телевидения только начинаются. Участники студии вместе с руководителем решили брать пример с великих клоунов Юрия Никулина и Михаила Шуйдина, которые использовали минимум грима, но от этого их номера не переставали быть невероятно смешными и интересными. Определились будущие акулы тележурналистики и с темами.

«В передачах мы будем говорить о том, что интересует подростков, – уверяет Евгений Крамской. – Определение телевидения как клоунского будет проявляться в манере съёмки сюжетов, в какой‑то степени в манере подачи. Ну и ведущие – клоуны. Но темы, которые мы отбираем, серьёзные, интересные детям. Например, поговорим о книжных новинках, которые можно взять в библиотеках. Первая передача детского телевидения должна выйти в марте. В ней будет встреча с посткроссером, с психологом, разговор о документальном кино. Главная наша задача – сделать телевидение, которое объединит в себе что‑то игровое, настоящее и клоунское». 

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×