Время для вдохновения. Почему жигайловские ученики не спешили с урока на перемену
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Мария Затынайченко долгие годы проработала учителем, а затем директором Жигайловской школы Корочанского района. Её преданность профессии и энтузиазм стали примером для ребят, которые впоследствии также решили связать свою жизнь со школой.
Тишина идеальная
Мария Алексеевна окончила Валуйское педучилище. Проработала несколько лет в Драгунской школе (сейчас это Яковлевский горокруг). Вспоминает о замечательном и дружном коллективе.
«А в Жигайловке учительницей работала моя тётя, – рассказывает она. – Я часто бывала в селе, и вот когда приехала в отпуск, директор школы Павел Антонович Калашников переманил меня на работу. Так я и начала преподавать русский язык и литературу. Мне дали в классное руководство восьмой класс, 39 человек. Я их только на 10 лет старше. Захожу в класс – один разговаривает, другой отвернулся. Шум, гам стоит. Молча выждала всё. Вижу главного заводилу Колю и вызываю к доске, разобрать предложение. А как он это выполнит, если ничего не знает? Сразу все притихли, головы опустили. Девочки-отличницы руки тянули, вместе всё разобрали. Но Николай до конца урока у доски простоял. И всё, на следующих уроках тишина идеальная».
Тогда Мария Алексеевна была ещё и секретарём партийной организации школы. Однажды её вызвали в райком и предложили возглавить коллектив Жигайловской школы. Она согласилась и проработала директором с 1971-го по 1994 год.
Надо сказать, что постройка 1935 года, в котором располагалась школа, ветшала на глазах. К 1970-м в ней уже сыпалась штукатурка, обваливались потолки. Она стала бить тревогу в райкоме. Ответ пришёл такой: «Строить не будем. Только в титульный лист занесём, а потом уже через пять лет посмотрим»:
«И я решила пойти в колхоз «Правда» и попросить помощи у руководства. На колхозном собрании единогласно проголосовали за строительство школы. Стала искать, кто сделает проект. Сколько я организаций обошла – везде отказ. В одной приёмной девушка-секретарь посоветовала обратиться в филиал Московского проектного института. А чтобы к нему добраться, чуть ли не по болоту нужно было идти. Нашла филиал в здании ещё военного времени, в подвале. Мужчины услышали мою просьбу, на смех подняли. Но я стояла на своём, надавила на жалость немного. Женские слёзы ведь никто не любит. Согласились помочь».
Новая школа открылась в 1976 году. Два года Мария Алексеевна жила в постоянных заботах, связанных со строительством школы. Чуть ли не ежедневно ездила в Белгород, ведь каждый кирпич, каждый мешок цемента выдавался под строгую отчётность.
«Мне кажется, за время стройки я всем надоела, – улыбается собеседница. – Даже паспорт перестали проверять в райкоме и облисполкоме. Учителя оформление школы делали самостоятельно, работали целыми семьями. Методических пособий как сейчас не было, ночами сидели, реечки мастерили, плакаты рисовали».
С 1985 года Жигайловская восьмилетка стала функционировать как средняя общеобразовательная школа-сад.
И фермер, и бухгалтер
На всю жизнь Мария Затынайченко запомнила слова бывшего директора Жигайловской школы Павла Калашникова:«Главное – любить детей, иначе в школе делать нечего». Этому правилу она следовала всегда. 54 выпускника получили педагогическое образование. И не просто получили, а стали настоящими мастерами в своём деле. Многие удостоены звания «Заслуженный учитель РФ».Удивительно, но Мария Алексеевна до сих пор помнит имена своих учеников! В памяти остался и Геннадий Гончаров:
«Учился на одни пятёрки. Писал необыкновенные сочинения о Родине, я их даже всему классу зачитывала как пример. Ещё и красавец, всегда с иголочки одет. Призвали его на службу в Афганистан. Группа разминирования, в которой он находился, попала под атаку противника. Геннадий, прикрывая отход товарищей, погиб. Посмертно его наградили орденом Красной Звезды».
И бывшие ученики в свою очередь с теплотой рассказывают о школьных годах и любимой учительнице.
«Мария Алексеевна никогда никого не уговаривала, нотации не читала и не ругала. Но всегда была примером для подражания в поведении, отношении к окружающему миру, общении с людьми. Звонок прозвенел – никто из ребят не шелохнётся, все заворожённо слушают, как она читает, например, стихотворение или отрывок из поэмы. Большинство учеников – сельские дети, было много второгодников, но она могла увлечь и заинтересовать всех», – делится воспоминаниями директор Корочанского историко-краеведческого музея Наталья Дубинина.
Но и после строительства школы забот не убавилось. В те времена директор получала заработную плату на всех учителей в управлении образования. Добиралась на попутном транспорте за 20 километров. А от хутора Гороженое до Жигайловки (4 км) всегда пешком. Вспоминая, как возила сумку с деньгами, Мария Алексеевна уверена, что уберегло её, наверное, чудо.
«У нас же ещё и микроферма была в 80-е годы, общественно полезный труд. На территории школы стоял сарайчик. Учителя вместе с детьми по очереди ходили кормить телят в 7 утра. Всё сами убирали. Кроликов заводили, лошадь с жеребёнком была и коровы голштинской породы. Сейчас они модные, все фермеры их покупают. А ещё участок в два гектара. Мы же полностью обеспечивали себя капустой, картошкой, морковью. У нас не разделяли: учитель, директор. Обстановка в коллективе была тёплой, доверительной. На субботнике все вместе метём площадку, убираем мусор», – вспоминает она.
Конечно, активная работа жигайловских педагогов не осталась незамеченной. В результате сельская школа получила статус экспериментальной. В середине 1980-х из московского института приехали научные сотрудники для обмена опытом.
«Они курировали нас и по нашему примеру писали диссертации, – объясняет Мария Алексеевна. – Тогда школ-комплексов, куда входили изостудия, хореографический зал, спортивные объединения и детский сад, практически не было: на всю область всего две-три».
Сокровенные строки
Собеседница рассказывает, что в 1960-е педагогический коллектив состоял в основном из молодёжи:
«Замечательные люди, профессионалы, вкладывающие всю душу в работу. За все годы не было ни одной ссоры. Очень тёплые воспоминания остались. Мы становились и победителями областного социалистического соревнования, значок до сих пор сохранился. Но все награды, которые у меня есть, – это общая заслуга».
В школе Мария Алексеевна познакомилась с будущим мужем, Дмитрием Тихоновичем. Он вёл уроки алгебры и геометрии.
«Он так преподавал, что в последующие годы я без подготовки помнила тождества, теоремы, – вспоминает Наталья Дубинина. – А ещё обладал хорошим чувством юмора. Прежде чем объяснять доказательство теоремы, он рисовал на доске со словами: «Художник от слова «худо». Вся доска к концу урока исписана, всё разбирали по «косточкам» буквально».
Вообще тогда учителя не считались с личным временем. После уроков оставались с учениками для подготовки к экзаменам, к итоговому сочинению. Отдельное внимание уделяли чистописанию, если ученик выполнял задание небрежно, с ошибками, ему приходилось переписывать.
«Когда мне исполнилось 55 лет, я ушла на пенсию, – рассказывает Мария Затынайченко. – Сейчас школу возглавляет Лидия Спивак, моя ученица. Для меня очень важно, что традиции по воспитанию нравственности и патриотизма, заложенные ещё в моё время, сохранились. Правда, сейчас меньше учеников, из них единицы идут в педагогический. И то все остаются в Белгороде».
На пенсии ветеран труда увлеклась написанием стихов. Уже вышел один сборник, а к 70-летию Белгородчины она хочет выпустить второй – с произведениями, посвящёнными области, городу Короче, Жигайловке и своей родной улице:
«Первое стихотворение «Мой отец не вернулся с войны» родилось перед 9 Мая. Папа ушёл на фронт, когда мне было два с половиной года. Конечно, я его не помню. Накануне праздника Победы меня попросили выступить. За ночь написала первые строки. Позже сочинила «У обелиска». Наверное, у меня давно душа к поэзии лежала, но всё времени не хватало. Строительство школы, двое детей, хозяйство, не до стихов было».
Поэт, как известно, это человек тонко чувствующий. И неудивительно, что у Марии Алексеевны, которая живёт честно, с открытой душой и большой любовью к людям, на фоне огромного педагогического и жизненного опыта рождаются замечательные строки.
Маргарита Грачёва