Почему на уроках учителя Майи Юрьевой из Яковлевского Строителя никогда не скучно
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Я приехала в Белгородскую область с родителями из Кировской в конце четвёртого класса. Помню, как в школьном коридоре меня встретила учитель Зоя Анатольевна Иванова: «Пойдёшь ко мне в класс?» Сейчас понимаю, как мне тогда повезло, – она была очень увлечённым человеком. Мы постоянно чем‑то занимались, куда‑то шли, ехали. Строили снежных баб, вместе катались с горки, побывали с классом на экскурсиях в разных уголках страны. От Зои Анатольевны и передалась мне любовь к путешествиям, за что я ей очень благодарна», – вспоминает учитель начальных классов средней школы № 3 Строителя Яковлевского округа Майя Юрьева.
Эти жизненные уроки, конечно, отразились на её личности и устремлениях, когда она сама стала педагогом. Узнав, насколько интересно живут её ученики, мы искренне за них порадовались.
«Что вы, это мне повезло – у меня лучший на свете класс и лучшие родители, которые меня во всём поддерживают!» – считает Майя Николаевна.
Между тем любовь и взаимопонимание учителя начальных классов и её подопечных взаимны, и профессиональное сообщество высоко ценит таланты и системную работу коллеги. В багаже Майи Юрьевой – десятки наград разного уровня. Одна из последних – премия президента РФ, которой Майя Николаевна удостоена в числе 12 выдающихся белгородских педагогов.
Свободный разговор
Впрочем, признаётся учитель, больше всего вдохновляют и радуют результаты, которые она видит в своих детях. Она вкладывается в них не только на уроках, а по сути проживает с ними всё возможное для общения время. Даже в каникулы они не расстаются.
«Когда мы просыпаемся, пишем друг другу «С добрым утром», вечером – «Спокойной ночи», и весь день чем‑то занимаемся, – Майя Николаевна показывает ученический чат. – В один день проводим тесты для глаз, в другой – делимся впечатлениями о прочитанных книгах. К примеру, ищем песни про уток, разгадываем ребусы, рассказываем о домашних питомцах, то есть всё время что‑то обсуждаем».
Навык неформального общения очень заметен в ролике-презентации, где ученики 3 «Е» класса (они гордо называют себя «ешками») восторженно рассказывают о том, где участвуют, что видят, чем занимаются под началом своего педагога. Дети при этом свободны, а речь у них образная, – что, к сожалению, не так часто встречается.
Но внешняя свобода, как известно, – продолжение внутренней. Майя Юрьева учит ребят быть собой и при этом чувствовать себя частью коллектива. Сложная это и многогранная системная работа, где педагог задействует все возможные ресурсы, в том числе те, что даёт спорт.
«Например, последние три года мы постоянно участвуем в лыжных соревнованиях: «Лыжня России», «Кросс нации». Я раньше никогда не бегала марафоны, а теперь с ребятами – обязательно. И родители с нами. Каждый раз губернатор Вячеслав Гладков нас приветствует и напутствует. Дети получают личные и командные награды. Это огромная мотивация для нас», – делится Майя Юрьева.
Класс часто выезжает в губкинский лагерь «Орлёнок», где есть хорошая лыжня, и ходит в зимние походы. Впрочем, походы – отдельная тема.
Вместе весело шагать
«Организуем мы их четыре раза в год. Я изначально решила, что мои дети будут ездить и ходить. В последнее время было много ограничений на передвижения, но у моих ребят детство нормальное, они не сидят в закрытом пространстве испуганно. Нельзя туда поехать, так можно в другое место – область у нас большая. Родители – молодцы, берут на себя ответственность, и можно по пальцам посчитать знаковые точки, где мы в регионе не были. Тут, как говорится, кто не хочет что‑то делать – ищет причины, а кто хочет – ищет возможности», – рассуждает учитель.
Важнейшее направление, связанное с походами, – краеведение. Как любознательный человек, прирождённый исследователь, Майя Юрьева собирает материалы по истории области, о её выдающихся людях. Например, огромный архив о самодеятельном скульпторе из Гостищево Анатолии Беседине, который долгие годы был фактически единственным, кто создавал памятники воинской славы для этой сельской территории. Изучала она гостищевский акведук – впечатляющее гидротехническое сооружение в лесу – и происхождение белемнитов в округе.
«В какой‑то момент решила, что мои дети тоже будут заниматься туристско-краеведческой работой. И через неё действительно воспитаю людей умных, грамотных, любящих свою Родину, семью, родителей. Это, конечно, зов души, но он, в конце концов, воплотился в авторскую программу «Я познаю мир», рассчитанную на первый-четвёртый классы. Работаем мы в тесном сотрудничестве с Белгородским центром туризма, тренером-преподавателем по ориентированию спортивной школы олимпийского резерва Сергеем Васильевичем Поздняковым. Поддерживают меня в любых начинаниях администрация школы, директор, за что очень им благодарна», – рассказывает Майя Николаевна.
Так вот, походы у Юрьевой – не просто длительные прогулки на свежем воздухе, а движение по красивым местам от одного объекта к другому, с обязательным привалом, познавательной экскурсией.
«Дети наши полностью экипированы для таких бросков: у каждого есть необходимая одежда, посуда, приспособление для сидения, обувь. Вопрос с подарками для наших детей не стоит – это всегда что‑то для похода».
Участвуют в них не только нынешние ученики Майи Николаевны, но и те, кого она уже выпустила: как были, так и остаются её детьми, с которыми учитель связь не теряет. Отряд, сами понимаете, получается внушительный. К гостищевскому акведуку, к примеру, из Строителя по прямой больше 15 км. И дети разного возраста расстояние туда и обратно выдержали, песни по пути пели.
«Чаще всего организую походы сама. Это довольно сложно: нужно продумать тематику, выбрать живописную дорогу, определить остановки, изучить интересные объекты по пути, написать план экскурсии, – делится педагог. – А после похода мы обязательно монтируем фильм – на память и для тех, кто захочет пройти по нашему маршруту».
Практикует учитель и заочные путешествия. Например, перед Новым годом она ездила на фабрику ёлочных игрушек в Карачев. Привезла заготовки, чтобы показать детям поэтапный процесс, передала их в музей, где остальные могут посмотреть. И снимала работу на фабрике на видео, как будто дети тоже побывали там.
Неслучайно воспитанники Майи Юрьевой стали первыми участниками школы юных гидов, которых готовит Яковлевский историко-краеведческий музей. В августе прошлого года дети сами провели экскурсию по центральной площади Строителя для гостей области. Вот такой уровень подготовки и доверия к младшим школьникам.
«Знаете, я благодарна судьбе за то, что стала учителем. Были моменты, когда не занималась преподаванием, уходила на административную работу. Но потом поняла, что абсолютно счастливой чувствую себя только рядом с детьми», – призналась в конце нашей встречи педагог.
Что же можно пожелать абсолютно счастливому человеку? Только то, чтобы все и всё вокруг поддерживало его в этом состоянии бесконечно долго.
Мнение
Ирина Листопад, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Строителя:
«Такие учителя, как Майя Николаевна, – гордость учительского сообщества. Это человек, всем интересующийся, неравнодушный, открытый, активный. Она буквально живёт своей работой. У неё горят глаза, и у её учеников, соответственно, тоже. С ней всегда интересно, познавательно. Её опыт вовлечения детей в общественную жизнь, взаимодействия с родителями, другими учреждениями, безусловно, нужно изучать и ставить в пример».
Ольга Бондарева