Камин для бурёнок. Молодые москвичи поменяли мегаполис на Белгородскую область
Богдан и Дарья Денисенко облюбовали Вейделевский район
-
Статья
-
Статья
Богдан каждое утро встаёт на заре: нужно убрать в коровнике, чтобы у его рогатых подопечных было свежо и чисто к утренней дойке. Жена Даша тоже торопится – пока спит годовалая малышка Мирослава, её ждёт молочный сепаратор, а ещё нужно приготовить творог и разложить сметану по контейнерам: завтра у Денисенко по плану поездка на рынок, где покупатели с нетерпением ждут свежие и натуральные фермерские продукты.
Отправляемся в гости к молодой семье, чтобы узнать, почему она сменила активную жизнь мегаполиса на хутор Мысаково близ села Куликовы Липяги.
Тихая гавань
Денисенко – молодая семья: Даше 27 лет, Богдану – 34. Оба в своё время приехали в Москву и прожили там больше 10 лет. Даша родом из Мурманска, а Богдан решил не оставаться в родной Вейделевке, а попытать счастья в столице. У Дарьи высшее экономическое образование, она долго работала директором магазина в крупной торговой сети. Богдан учился на повара, но после армии стал работать инкассатором. Познакомились, поженились, вместе накопили на квартиру, решив укорениться в столице окончательно.
«Но всё время, пока жили в Москве, меня не покидала мысль о том, что будет дальше, – говорит Богдан. – Мой отец – полковник юстиции, пенсия у него хорошая, а у мамы всего 12 тысяч. Это сейчас мы молодые, жильё уже есть, с работой проблем нет, но когда на пенсию выйдем, что будет? Вот и решили свою жизнь поменять».
А Даша добавляет, что каждый раз, когда от родителей Богдана в столицу возвращались, она всю дорогу плакала:
«Мне просто очень нравилась эта местность – поля, природа, климат. И я всё время говорила, как же не хочется отсюда уезжать…»
Сегодня вся жизнь молодой семьи проходит на хуторе Мысаково: здесь теперь их дом, жизнь и работа. Они ещё успевают и за прудом ухаживать: убрали и вывезли с берегов весь мусор, выкосили густые, до пояса, заросли канадского клёна и камыша, запустили речную рыбу: карпа, карася, сазана, белого амура.
«Где сейчас коровник, там раньше был настоящий лес. И такая тишина всегда стоит что летом, что зимой. Дома ещё остались, но около 20 лет в этом месте не живут. Нас никто не видит и не слышит, мы спокойно занимаемся своим хозяйством, совершенно никому не мешая», – говорит молодой фермер.
Заброшенный хутор
А началось всё с того, что однажды Богдан с отцом приехали сюда на зимнюю рыбалку:
«Сидим с удочками, я его спрашиваю: «Пап, а почему на этом хуторе никто не живёт? Раньше же жили люди и хозяйство держали?» А он мне и отвечает: «А кто здесь будет жить? Работы нет, перспектив тоже нет, ничего нет».
И тогда Богдан решил показать Даше это красивое место.
«Мы, живя в Москве, всё время хотели переехать туда, где потише. В городе мы как жили: дом – работа, дом – работа, постоянные пробки, друг друга иногда только ночами видели. Хотели перебраться в Подмосковье, за Истру, и купить небольшой домик».
Денисенко осмотрели старый хутор и влюбились. Нашли хозяйку одного из заброшенных домов, решили купить его.
«Честно, поначалу нас считали ненормальными, – смеётся Богдан. – Переехать из столицы сюда? Ну точно с головой не дружим! Говорили: «Ой, эти москвичи, что они там вообще умеют?»
А будущие фермеры долго и основательно готовились.
«Мы работали и копили деньги, потому что точно решили, что будем переезжать. Думали, чем заняться в деревне. Изначально рассматривали автосервис, но хотелось чего‑то такого, чтобы нравилось нам обоим. Поэтому решили заниматься производством молока, это более подходящий вариант для данной местности», – рассказывает Богдан.
Денисенко ездили за консультацией к фермеру Олегу Сироте, побывали на его сыроварне в деревне Дубровское Истринского района Московской области, которая открылась в 2015 году. У Олега десятки магазинов в Москве, он реализует экологически чистую молочную продукцию со своих ферм.
«Там мы изучали весь цикл приготовления сыра: с момента закачивания молока в варочный котёл и до отправки свежих головок сыра в солильную», – добавляет Даша.
Затем ребята продали свою московскую квартиру, взяли кредит и переехали.
«Мы пять лет к этому шли. Кроме квартиры, продали ещё два автомобиля. Первым делом здесь всё снесли, выпилили старые деревья, вывезли весь мусор. Вдвоём арматуру вязали: я раствор мешала, а Богдан клал кирпич. Затем занялись коровником и построили просторное и тёплое здание. Купили мини-трактор, залили фундамент под будущий дом. На следующий год планируем строительство ещё двух сельхозпомещений. А окончательно поселились на хуторе 16 мая 2023 года», – рассказывает Даша.
В гостях – лосиха и фазан
Входим внутрь коровника. В светлом здании очень тепло с мороза. Стараюсь быстрее закрыть двери, чтобы животные не замёрзли. Богдан смеётся:
«У наших коровок есть свой камин».
Я не верю, а фермер показывает. И правда, посередине сарая стоит настоящий, пышущий по‑домашнему уютным теплом, большой камин.
«Покупали для себя, но потом решили, что нашим красавицам он нужнее. Строительство затягивалось, еле до холодов успевали крышу накрыть. Коровы уже внутри ночевали, а мы ещё наверху плёнку натягивали», – добавляет фермер.
Тяну руку к первой же рогатой.
«Эта бьётся. Она новенькая, ещё не привыкла, – тут же предупреждает меня хозяин стада. – А вот эти спокойные. Мы некоторых коров покупали у людей, которые их на улице и зимой и летом содержали. Но ничего, отогрели их теплом и лаской».
Он показывает рукой на тринадцать мирно жующих рогатых и безрогих (комолых) красавиц, которые смирно стоят в своём стойле, чуть удивлённо разглядывая незнакомого человека. За стенкой живут бычки, а на «втором этаже» коровника, как с улыбкой его называют Денисенко, кудахчут несколько куриц и петух.
Летом все животные на свободном выгуле, но под пристальным надзором электропастуха (устройство для ограничения передвижения скота по пастбищу). Он же спасает и от набегов диких животных – оленей, зайцев, фазанов, которые любят забрести на ферму, чтобы полакомиться заготовленным сеном.
Одна лосиха ходит регулярно, таскает сено прямо из тюков. И действительно, на свежем снегу следов вокруг коровника немерено.
«Даша – экономист, и перед строительством мы самостоятельно занялись всеми расчётами. Сначала придумали, что, где и как будем строить, а затем нарисовали проект. Даже ширину прохода между стойлами рассчитали так, чтобы потом спокойно мог мини-трактор проезжать. А кур под крышей поселили, чтобы отдельно курятник для них не строить: теп-ло поднимается вверх, и птице там очень комфортно», – рассказывает Богдан.
Молоко доят не вручную, а используют специальные электрические доильные аппараты. Всё молоко, полученное от коров, Денисенко перерабатывают самостоятельно.
«Считаем, что так выгоднее. И несушек завели, порода хайсексбраун, чтобы домашние яйца продавать. Приобрели инкубатор, весной будем цыплят своих выводить», – добавляет девушка.
Яшка и Зоря Дирижабль
В Вейделевке у фермеров уже есть свой магазин, где они продают не только молоко, творог, сметану, сливки и сливочное масло, но и домашние сыры – мраморный, российский, гауда, песто с базиликом и чесноком, русский пармезан. Их Даша делает в небольшой, объёмом всего на 15 литров, сыроварне, а ещё она готовит глазированные сырки и домашний майонез.
«Наши конфетинки дают очень жирное молочко – больше 6 %, – говорит девушка и гладит своих любимиц. – Когда их доишь, приходится прятаться под капюшон – они ласковые, любят облизывать, но это не очень приятно, потому что язык у них шершавый, как наждачная бумага».
Спрашиваю, почему конфетинки. Даша в ответ смеётся.
«Не знаю, сразу их стала называть конфетинками, мармеладками и шоколадками. Думаю, в дальнейшем нашим новым коровкам буду кулинарные имена давать. Кстати, мы одного бычка назвали в честь московского друга – постоянного покупателя нашей продукции. Его зовут Саша Яшкин, и бычок теперь тоже Яшка. А вот наша Зоря Дирижабль, – девушка гладит по спине большую красивую корову. – Она не просто большая – она будущая мама. Ждём, на днях должна отелиться. Может, двойню родит», – отвечает она.
Богдан же даже комбикорма для своих коров не покупает, сам готовит по собственному рецепту, делая корм для КРС сбалансированным и полнорационным:
«На вкус и жирность молока очень влияет то, чем ты кормишь корову. Конечно, она съест, что ты ей дашь, но что мы на выходе получим? Кормим только качественными кормами. Вот, наверное, потому‑то у нас и очередь из покупателей. Иногда открываешь дверь магазинчика, а нас уже человек 15 ждут», – улыбается фермер.
И покупатели говорят, что молоко из Мысаково на вкус как пломбир.
Бассейн с подогревом
Мирослава начинает прыгать на руках родителей, требуя внимания. Спрашиваю, как с такой малышкой всё успевают.
«Мы с ней договаривались, когда она ещё в животе была. Я буквально свой последний день отработала и сразу же уехала в роддом, – улыбается девушка. – Она спит, я занимаюсь делами. Да, конечно, иногда падаешь с ног, особенно когда заказов много. Но всё, что мы делаем, приносит удовольствие».
Интересуюсь, одни ли они такие в этом районе.
«Через яр от нашего хутора есть ферма, где люди тоже держат около 40 коров, но они не занимаются переработкой молока, просто сдают, – говорит девушка. – А у нас уже бренд, продукцию которого знают и любят многие жители в Вейделевке: фермерская лавка Мысаково. Не стали что‑то новое придумывать, коротко и местным привычно».
Сегодня ребята работают на ферме вдвоём, им помогают только родители, но в дальнейшем они планируют создать рабочие места для жителей соседних сёл.
«Главное – работать! Сюда уже вложено очень много сил, денег, желания. Поэтому мы и стараемся, – говорит Богдан. – И если людей брать на работу, то только таких, которые тоже будут свою душу вкладывать».
Построить дом, ещё несколько сараев, увеличить поголовье КРС, расширить переработку молочной продукции, наладить производство удобрений из навоза – это далеко не все планы семьи Денисенко.
«На будущее, лет через пять, мы хотим заняться ещё и экотуризмом. Создать экологические, но комфортные места для отдыха – глэмпинги. Будем строить как летний вариант, по типу бунгало, так и крытые домики, где в каждом будет камин. А на улице – баня-бочка или уличный бассейн с подогревом. Люди приедут на отдых, чтобы корову подоить и выпить кружку настоящего молока, отдохнуть на свежем воздухе в экологически чистом районе, где по утрам можно будет просыпаться не под городской шум, а под пение живых петухов», – улыбается Богдан.
Елена Ржевская