Друг мой, Пашка. Почему молодой лебедь не улетел с сородичами
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В небольшой Вышнепенской школе уже более 16 лет работает школьное лесничество «Берёзка». Ребят учат подкармливать птиц, высаживать деревья и бережно относиться к природе. И они хорошо усвоили эти уроки, поэтому не смогли оставить в беде ослабшего лебедя.
Операция по спасению
«Лебедь у нас появился случайно. Недалеко есть болото Моховое, где водится много дикой птицы. Мы с ребятами ходим смотреть за ней, ведём дневник наблюдений и фотографируем. И вот каждый год какая‑нибудь пара диких уток остаётся у нас зимовать. Их же местные во дворах подкармливают, вот они и прибиваются к хозяйству. Хитрые птицы. На это болото прилетают и лебеди, но, наверное, их утки обижают, и они улетают на реку Пену, которая протекает у нас в селе. Там и места больше, и птиц меньше», – рассказала руководитель школьного лесничества Наталья Бабынина.
В этот раз юные лесники также наблюдали за птицами и заметили, что один лебедь никак не хотел покидать водоём:
«Мы смотрим, что он как‑то крутится возле уток: и близко не подходит, и не улетает. А уже заморозки начались, полынья всё меньше становится. Он себя так беспокойно вёл, пытался улететь, но не получалось. Ну дети и решили ему помочь, не могли смотреть, как он мучается. Конечно, он не сразу дался в руки, но ребятам удалось его схватить и аккуратно вытащить».
Сначала думали, что он не смог улететь из‑за травмы: сломанного крыла или лапы. Но никаких видимых повреждений и ран у птицы не было. Как выяснилось позже, они спасли недостаточно окрепшего птенца прошлого года. Молодые лебеди иногда не обладают достаточным опытом и навыками для взлёта с поверхности воды. Они могут испытывать трудности с разгоном, особенно если площадь водоёма не обеспечивает им достаточного пространства для подготовки к полёту.
«Но наш лебедь, скорее всего, просто не стал на крыло и не смог улететь за своими сородичами. Мы вообще сначала подумали, что это гусь, – смеётся Наталья Григорьевна. – Потом смотрим: лапы, шея, клюв отличаются. Всё‑таки лебедя спасли. Назвали его Пашкой».
Оставили до весны
На самом деле лебедя и гуся легко спутать. Они оба относятся к крупным водоплавающим птицам, у них примерно одинаковая величина. И гусь, и лебедь обладают длинной гибкой шеей. Похожа и окраска оперения. Многие привыкли видеть белоснежных лебедей, но птенцы у них появляются на свет серого цвета и затем становятся серо-бурого оттенка, который полностью меняется на чисто белый только на третий год жизни лебедя, что свидетельствует о его взрослении. Такая окраска является мерой самозащиты, поскольку молодые птицы не должны привлекать к себе много внимания, чтобы на них не напали хищники.
«Сейчас он чувствует себя хорошо. В первые дни у него была сильная жажда, он никак не мог напиться воды. Питается Пашка зерном, кукурузой, как и другая домашняя птица. Весной, конечно, как только первый прилёт будет, мы его выпустим. Держать в неволе его нельзя ни в коем случае, ведь ему нужно огромное пространство для плавания и полёта. Нам подсказали, что надо его не на болото отнести, где забирали, а на реку Пену. А пока он зимует у нас. Ребята постоянно за ним наблюдают, всё записывают, собранные материалы лягут в основу исследовательской работы», – отметила Наталья Бабынина.
Школьники спасли лебедя-шипуна. Птица получила своё название благодаря характерному свистящему звуку, который она издаёт: его называют «шипением» или «трубным звуком». И Пашка полностью оправдывает название своего вида – встрече с нами он явно был не рад, активно шипел и ругался.
«Не бойтесь, он не кусается, – объяснила Наталья Григорьевна. – Дикие животные обычно стараются избегать близкого контакта с людьми, вот и он ведёт себя осторожно. Но Пашка уже более-менее привык к нам, нападать никогда не пытался».
Школьное лесничество создали в 2008 году – 2 февраля ему исполнилось 16 лет. Воспитанники вместе с руководителем написали свой устав, придумали эмблему, заказали форму и приступили к работе. У лесничества четыре направления деятельности: эколого-просветительская, учебно-исследовательская, практическая и природоохранная. В школе учится 61 человек. Из старшеклассников в лесничестве состоят 20 ребят.
«Мы никого не заставляем вступать, дети по своему желанию приходят, потому что им интересно. Уже в нашем детском саду, который называется «Лесовичок», у ребят начинается экологическое воспитание, они изучают окружающий мир. Все взрослые дети – выходцы из этого детсада. Многие наши выпускники выбирают профессии, связанные с сельским хозяйством. Любовь к природе и земле остаётся с ними навсегда, – рассказала руководитель лесничества».
Пять соток питомника
За долгие годы работы у детей накопилось большое количество наград и достижений. Так, в прошлом году лесничество «Берёзка» вместе с ребятами из Адыгейской республики, ДНР и Алтайского края разработало и защитило природоохранный проект «Сохраним лес вместе!» и по итогу заняло первое место. Хотя конкуренцию им составляли участники из 65 регионов России.
«Мы три дня там работали, нам выдавали специальные приборы: высотометр, мерную вилку, рулетку и другие инструменты. Каждая команда исследовала свой лесной участок, определяла способ сохранения экосистемы и предлагала варианты его использования. Мы решили сделать на выделенном участке зелёный класс. У нас уже были определённые наработки – на территории школы есть беседка, где при тёплой погоде проходят уроки для начальных классов. И вот мы оформили проект и предложили жюри. Им понравилось», – рассказал воспитанник школьного лесничества Никита Каменев.
«Люблю помогать растениям и животным, узнавать новое, ездить в разные города. Наша команда на съезде называлась «Содружество», и мы действительно подружились с участниками, до сих пор общаемся и переписываемся. Ребята из ДНР даже записали нам видео, где поблагодарили нас за всё. Это очень приятно», – поделилась впечатлениями Анастасия Трунова.
Школьники каждый год вешают кормушки и подкармливают птиц, огораживают муравейники, собирают семена и работают в лесу. Во время нашего визита они как раз наполняли опустевшие домики дроблёной пшеницей. Заметно, что кормушки не стоят без дела – и тут и там на снегу виднеются следы птиц.
«Наше лесничество уже давно вышло за рамки Ракитянского района. Мы и на шолоховской земле свой след оставили, и геоглиф в Прохоровке закладывали. Нас очень поддерживают и помогают родители учеников, глава поселения, мы сотрудничаем с ракитянским лесничеством, с Экоохотнадзором. В 2022 году школа собрала 900 килограммов макулатуры и спасла 31 дерево. В прошлом году мы собрали 1200 килограммов. Наши первоклашки активно участвовали и собирали по 100–200 кг», – поделилась Наталья Бабынина.
На территории учебного учреждения заложен питомник, где ребята выращивают деревья с закрытой корневой системой. Такие деревья потом можно посадить в любое время года без ущерба для их здоровья и выживаемости. Также они изучают черенкование деревьев.
«Питомник у нас небольшой, всего пять соток, но и этого хватает. Конечно, с городскими школами нам не сравниться. Но мы очень гордимся детьми и учителями. В районе только у нас есть такое лесничество, и это заслуга нашего руководителя, – отметила замдиректора Надежда Бондарева».
Маргарита Грачёва