Предмет изысканной эпохи. Что общего у веера и летучей мыши
В музее народной культуры в Белгороде работает выставка вееров
-
Статья
-
Статья
Здесь можно увидеть предметы из личной коллекции экскурсовода музея Елены Шоковой: веера, открытки с их изображением, а также книги, рассказывающие об истории и особенностях данного аксессуара.
С перьями павлина
Веера Шокова начала коллекционировать в 2017 году.
«Началось всё с подарка сестры. Это веер из Испании. Потом ещё дарили друзья. Что‑то покупала сама… И когда вееров стало около двух десятков, поняла, что их нужно коллекционировать. Мне очень нравится этот предмет, без которого раньше не обходилась ни одна дама. А какая интересная у него история!» – говорит Елена Шокова.
Веера использовались с глубокой древности и считались атрибутом высшего класса. В Египте даже были почётные должности носителей опахала с правой и левой стороны фараона. В Китае веер появился более трёх тысяч лет назад. А родиной его складного варианта считают Японию. По легенде, один из мастеров трудился ночью над изготовлением веера, и в это время к нему в комнату влетела летучая мышь, вдохновившая своими крыльями на новую конструкцию.
В XVI–XVII веках веер попадает в Европу. В Испании, Португалии, Франции и Англии настолько широко развивается искусство его изготовления, что к этому процессу подключаются ювелиры и художники. Мастера украшали веера золотом, жемчугом, серебром. Часть пластин могла быть перламутровой или из слоновой кости, а также панциря черепахи – материалов очень дорогих по тем временам. Так что по вееру вполне можно судить о положении дамы в обществе. Ещё украшением аксессуара часто служили перья павлина и других птиц.
Плие и бризе
«Все веера делятся на две группы. Первая – это цельный веер, он называется «опахало» и появился раньше. Вторая – веер складной. Вторая группа, в свою очередь, делится ещё на две подгруппы: плие и бризе. Если мы посмотрим на конструкцию плие, то увидим, что она состоит из пластин, скреплённых в головке веера штивом. На них крепится экран из бумаги или ткани. Его украшают рисунком. Самые крайние пластины слева и справа называются гарды. А если экран (часть веера, на которую наносится рисунок) «разорван» и состоит непосредственно из пластин, то такой веер относится к типу бризе», – объясняет Елена Шокова.
На выставке представлены 34 веера из её коллекции. Они привезены из самых разных стран: Мексики, Италии, Индии, Испании, Японии, Индонезии, России.
«А вот этот мне подарила преподаватель БУКЭП Ольга Полищук. Она привезла его из Вьетнама, куда ездила в составе делегации, чтобы познакомиться с работой образовательных учреждений», – показывает экскурсовод бумажный экспонат.
Самый любимый в коллекции для неё – мальтийский веер с крестом. Его она приобрела у жительницы Белгорода, много путешествовавшей по свету:
«Обратите внимание на экраны этих двух вееров. На них изображены картины известных художников. На первом «Вспаханное поле и пахарь» Ван Гога, а на втором – картина «Цветы в вазе» Яна де Хема. Его я купила в Эрмитаже».
Можно долго с интересом разглядывать восточные опахала из разных материалов и рисунки на складных европейских веерах. Прелестный аксессуар в бумажном варианте нередко в рекламных целях используют крупные музеи. Они размещают на нём тематические изображения. На выставке представлены такие веера из «Ясной поляны», «Архангельского», Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Экспозицию органично дополнили веера-броши и тематические открытки, которые разместились в выдвижных ящичках:
«Когда я стала собирать веера, мне начали попадаться открытки с их изображениями. Они самые разные. Вот, например, с коллекцией вееров Эрмитажа. Выпущены в 1970-х годах. А некоторые из тех, что вы здесь видите, мне подарили коллеги, увлекающиеся посткроссингом и знающие о моей коллекции».
Тайное оружие
В мире существует три музея вееров. Один из них находится в Англии, другой – во Франции. Частный музей «История веера» есть и в Санкт-Петербурге. Его Шокова посетила и была очень впечатлена. В её коллекции пока нет старинных предметов.
«Но один такой веер есть в постоянной экспозиции нашего музея», – рассказывает экскурсовод и ведёт нас на третий этаж, где можно увидеть быт белгородцев конца XIX – начала XX века.
Здесь, в воссозданной модной мастерской модистки Евгении Рахлин, разместили различные дамские штучки ушедшей эпохи. Среди них и веер первой половины XX века. К сожалению, он в плохом состоянии, поэтому раскрывать его нельзя.
На выставке «Предмет изысканной эпохи» также можно познакомиться с книгами, рассказывающими об истории вееров и их языке, увидеть интересные брошюры. В музейном киоске в режиме нон-стоп идёт видеосюжет из Царицынского музея, фрагменты лекций известного историка моды Марьяны Скуратовской, коллекционирующей веера, а ещё подборка полотен известных художников, на которых изображены дамы разных эпох с веерами.
«Это не просто вещица в руках женщины, а её тайное оружие. Она могла с помощью веера передавать знаки окружающим. Можно было многое понять по тому, как дама держала его и в какой руке, какую часть лица открывала или закрывала. Таким образом даже назначали свидания в определённом часу и в определённый день», – замечает Елена Шокова.
В 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона. Несколько его глав посвящены языку веера. Дворянок обучали этим знаниям уже с 10 лет. Кстати, цвет веера тоже мог рассказать о многом. Например, белый означал невинность, зелёный – надежду, чёрный – печаль, а красный – радость, счастье.
К сожалению, эпоха вееров ушла в прошлое. Но этот красивый предмет порой можно увидеть в руках женщин на выставках и в театрах. А ещё сейчас он используется в банях и для ароматерапии.
Выставка продлится до конца марта. Для белгородцев запланирован также мастер-класс по изготовлению вееров. Он пройдёт 27 марта – во Всемирный день театра.
Анна Черкашина