Офицер Росгвардии возглавляет службу, которая появилась в год его рождения
Несмотря на то что оружие сопровождает человечество на всём протяжении его истории, контролировать оборот начали в нашей стране не так давно
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
А специальную службу, которая занималась бы именно контролем гражданского оружия, образовали 55 лет назад – 12 февраля 1969 года. Именно в этот день приказом МВД СССР был создан 4-й отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. В этот же год в Борисовском районе родился и Михаил Лысяк, который сегодня возглавляет лицензионно-разрешительную службу Росгвардии в четырёх районах. В канун юбилея службы «Белгородские известия» поговорили с майором о его работе.
С молоком матери
Родился Михаил в селе Тёплом Борисовского района. Он с детства решил, что пойдёт в правоохранительные органы. Иначе не мог – отец всю жизнь проработал в пожарной охране, которая тогда относилась к МВД, дослужился до подполковника.
«Пожарная охрана находилась при милиции, и я постоянно у отца на работе был, – вспоминает Михаил Лысяк. – С самого детства – в рейдах, на заданиях милицейских. Вопроса, с каким направлением связать судьбу, даже не возникало. Тут всё, как говорится, было с молоком матери. Начинал с пожарной охраны, как и мой папа, потом перешёл в уголовный розыск. Парень у нас погиб, на его место меня позвали. Так пошёл уже именно в правоохранительные органы. Пять с половиной лет отработал, после стал заместителем начальника отдела».
Интересный факт: до 1917 года в России практически не было службы, следящей за оборотом оружия. А разрешения на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавали губернаторы, градоначальники, полицмейстеры и другие лица. И хотя жандармские управления должны были вести его учёт, особо это не исполнялось. Дворяне, казаки и охотники зачастую имели нигде не зарегистрированные ружья и пистолеты.
Четыре района в подчинении
Когда Михаил Васильевич пришёл в лицензионно-разрешительную службу, работы у него стало невпроворот, так как Лысяк возглавил межрайонное отделение, отвечающее за четыре района: Борисовский, Грайворонский, Краснояружский и Ракитянский.
«Работу я знал хорошо, так как, будучи заместителем начальника отдела, курировал как раз милицию общественной безопасности. Это Госавтоинспекция, патрульно-постовая, участковая и лицензионно-разрешительная службы. Но самое интересное – лицензионно-разрешительная служба была образована в 1969-м – в год моего рождения», — рассказывает Лысяк.
Первые попытки контролировать оборот гражданского оружия начались уже при советской власти. В начале прошлого века после Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны в стране появилось много огнестрельного оружия. 10 февраля 1918 года Совет народных комиссаров выпустил Декрет «О сдаче оружия». За укрывательство и противодействие предусматривалось лишение свободы на срок до 10 лет. Но члены партии РКП(б) могли иметь по одной винтовке и пистолету.
Тогда контроль за хранением и использованием оружия закрепили за чрезвычайными комиссиями и военно-революционными комитетами. Впрочем, у ВЧК и ЧК столько было дел, что заниматься ещё и оружием зачастую просто не хватало времени.
Проверка «частников»
Майор Лысяк объясняет, что регистрация оружия – лишь малая часть работы лицензионно-разрешительной службы:
«На нас возложен государственный контроль за соблюдением законодательства не только в области оборота оружия, но и в частной охранной и детективной деятельности. Выдаём разрешения, проводим подбор и проверку сотрудников ЧОП, контролируем их работу. К примеру, устраивается в частное охранное предприятие гражданин. Мы проверяем всё – от судимости до характеристик с места жительства и бывшего места работы, учёбы. Халатно отнестись или допустить ошибку ни в коем случае нельзя. Частные охранные предприятия заботятся о безопасности школ, больниц, других социально-значимых объектов. Кроме того, проводим проверки самих ЧОП: чтобы правильно хранилось оружие, сотрудники знали инструкции и законодательство Российской Федерации и многое другое».
В 1929 году контроль за оружием передаётся милиции, и тогда же появляются первые попытки наладить лицензионно-разрешительную работу. Впервые вводится категорийность оружия. К середине 30-х годов взяли под наблюдение и холодное оружие, а также взрывчатые вещества. Не было лишь стройной системы контроля за оборотом гражданского оружия. И тогда 12 февраля 1969 года приказом Министерства внутренних дел в управлении административной службы создаётся 4-й отдел. Главная его задача – контрольно-методическое обеспечение разрешительной работы. Эта дата стала днём создания подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии.
Оружие и боеприпасы
Михаил Васильевич поясняет, что и в области оборота гражданского оружия сотрудникам отделения работы хватает:
«Конечно, человек, решивший получить оружие, должен быть проверен досконально. Также мы проводим рейдовые мероприятия по контролю условий хранения оружия. Тесно сотрудничаем с другими службами, в том числе участковыми уполномоченными полиции. Вместе с сотрудниками райотдела выезжаем работать по браконьерам. И эта работа достаточно результативна. Совсем недавно при осмотре условий хранения оружия у гражданина нашли подозрительные боеприпасы. Отправили на экспертизу – оказалось, что это патроны натовского образца, запрещённые к обороту. При обыске нашли ещё и военный порох. В итоге завели уголовное дело и суд приговорил нарушителя на один год лишения свободы. Естественно, права на хранение оружия гражданин теперь лишён».
В Белгородской области зарегистрировано почти 38,5 тысячи владельцев гражданского оружия, в пользовании которых более 60 тысяч единиц. За 2023 год сотрудники лицензионно-разрешительной службы проверили более 10 тысяч владельцев. Выявлено свыше 1 400 нарушений правил оборота оружия, по каждому из которых впоследствии был составлен административный протокол. По различным основаниям, установленным законодательством, у граждан аннулировано более 300 разрешений. Кроме того, на территории области за допущенные нарушения изъято порядка 1 700 единиц гражданского оружия, в органы внутренних дел белгородцы добровольно сдали более 460 единиц.
Небрежность недопустима
Начальник межрайонного отделения поясняет, что контроль должен быть всегда, потому как небрежность в хранении оружия может привести к трагическим результатам:
«Был у нас случай несколько лет назад трагичный. Владельцем оружия была женщина. Она оставила сейф, где оно хранилось, открытым. Сын-школьник взял ружьё и на почве личной трагедии застрелился. До сих пор этот случай помню и парень этот перед глазами стоит. После такого особенно чётко понимаешь, что оружие не терпит халатности и разгильдяйства и любая небрежность может привести к трагедии. Хотя бывают случаи не столько трагичные, сколько комичные. Помню, при проверке владелец газового оружия всё мне высказывал, что не надо его проверять – он настоящий профессионал. И когда доставал пистолет из сейфа, случайно произвёл выстрел. Я успел его вытащить из дома, но газа он всё равно наглотался. Тогда на него административный протокол составил за нарушение правил пользования оружием».
Работы у майора очень много. Сотрудникам Росгвардии и в выходные дни приходится работать, и в праздники. Но семья всё понимает и поддерживает. Супруга Юлия работает врачом-кардиологом, потому хорошо знает, что такое служебная необходимость. А Михаил Васильевич, как настоящий офицер, старается донести до своих детей важность службы. Может, именно потому и 16-летняя Полина, и 12-летний Михаил хотят пойти по стопам отца и деда и тоже связать свою жизнь со службой в правоохранительных органах.
Алексей Стопичев