«Великий реформатор сельского хозяйства». Чем запомнился белгородцам Николай Васильев
Первым секретарём Белгородского обкома КПСС он проработал с 1964 по 1971 год
-
Статья
-
Белгородской области – 70 лет
-
Статья
-
Белгородской области – 70 лет
Родился Николай Васильев 26 ноября 1916 года в небольшом селе Кинзелька Оренбургской области. Трудиться начал в 16 лет счетоводом. В 1940-м окончил сельскохозяйственный институт по специальности «агроном-полевод», а вскоре его призвали в Красную армию.
Войну Николай Фёдорович закончил в звании гвардии майора. В Днепропетровской области прошёл трудовой путь от директора МТС до председателя облисполкома. А потом переехал в Белгородскую область.
Великий реформатор
Васильев возглавил наш регион, когда страна всё дальше уходила от быта военного времени, строились города, развивалась промышленность. При этом увеличивалась потребность в качественных и недорогих продуктах питания. Но запущенное сельскохозяйственное производство не могло их дать. Каждый руководитель региона задумывался над тем, как достигнуть продовольственного изобилия.
Задумался над этим и Николай Фёдорович, которого патриарх белгородского земледелия Николай Асыка назвал великим реформатором сельского хозяйства.
При тщательном анализе выяснилось, в частности, что свинину производило 406 хозяйств области, но прибыль получали только те, которые продавали не менее 600 центнеров мяса. Но в целом отрасль доходов не приносила, потому что на каждое хозяйство приходилось всего по 530 центнеров.
Потому мясом никто особо не хотел заниматься. И вывод был однозначен: надо менять систему хозяйствования на земле.
На сооружение спецхозов тогда подключали мощности всех строительных организаций области, финансовые и материальные ресурсы. Так что не случайно с именем Васильева связана модернизация аграрного сектора региона. Были внедрены прогрессивные методы промышленного производства мяса, а полученные доходы направлялись на социальное обустройство области.
Да, первые спецхозы появились не у нас, и их было очень мало. Но Николай Фёдорович концентрации и специализации животноводческой отрасли придал масштабность. Фактически речь шла о глубокой аграрной реформе, проводимой в отдельно взятом регионе в рамках колхозно-совхозной системы.
«Начиная специализацию, мы исходили из того, что… сельское хозяйство должно перенять от промышленности принципы массового производства продукции – поточность, ритмичность, кооперирование», – объяснял Васильев в своей книге «Моя жизнь в воспоминаниях и размышлениях».
Запланировали создать 19 (по одному в районе) спецхозов по производству свинины, 10 – по производству говядины (чтобы минимизировать расходы на доставку кормов, их строили вблизи сахарных заводов, в качестве отходов производства получавших жом), 10 птицефабрик по производству яиц и несколько спецхозов по производству шерсти.
Шаг за шагом
Огромные мощности – каждый комплекс включал в себя десятка два-три серьёзных объектов – надо было построить и освоить в кратчайшие сроки.
Создавалась и новая для региона отрасль – кормопроизводство. За год был построен комбикормовый завод мощностью 300 тонн комбикормов в сутки, на витаминном комбинате освоено производство провитамина А, на заводе лимонной кислоты – витамина В12, на спиртзаводах – кормовых дрожжей. Комплексы наполняли оборудованием, которое порой в стране не производилось.
Шаг за шагом отрабатывали новые технологии получения мяса на промышленной основе.
И сельскохозяйственная отрасль белгородской экономики при Васильеве поднималась как на дрожжах. Ежегодная мясная прибавка – 15 процентов, яичная – 10, молочная – 5.
За годы, когда он руководил областью, производство мяса увеличилось в два раза. Таких темпов не показывал ни один регион страны.
Но вступившая на путь специализации область должна была выполнять ежегодные планы продажи зерна государству. А всё, что могла бы продать сверх плана, имела право оставлять у себя. Но вскоре пришлось объясняться сначала с членами Политбюро ЦК КПСС А. П. Кириленко и с М. А. Сусловым.
Разговор, вспоминал Николай Фёдорович, был очень тяжёлым. Право области не продавать государству сверхплановый хлеб он отстоял, но был обвинён в местничестве, в непонимании государственных интересов.
Конечно, переустройство проводилось не только в животноводстве. Никто не снимал с руководителей области ответственности за развитие горнорудного комплекса, других отраслей промышленности, никто не гладил по головке, если оказывались невыполненными планы по развитию социальной сферы.
В 1968 году был произведён первый массовый взрыв руды в Стойленском карьере и началось строительство Лебединского горно-обогатительного комбината, а в 1970 году на шахте им. Губкина добыли 100-миллионную тонну железной руды. Но всё же особой его любовью было сельское хозяйство.
Надёжная команда
Примечательно, что, несмотря на масштабные и неординарные достижения, Николай Фёдорович никогда не считал, будто осчастливил человечество, никогда не думал, что он лицо исключительное.
«…Я не мог примириться с утверждением о том, что сельскохозяйственное производство – это чёрная дыра, а работники сельского хозяйства – скопище пьяниц и дураков… И это тоже было одним из побудительных мотивов моей работы», – писал Васильев в своей книге «Моя жизнь в воспоминаниях и размышлениях».
Как талантливого руководителя, в 1971 году Васильева перевели в Москву на должность первого заместителя Председателя Совета Министров РСФСР.
Уезжал он со спокойным сердцем. Ведь из местных руководителей он создал команду, которая не только разделяла его взгляды на идеологию реформирования сельскохозяйственного производства, но и накопила солидный опыт проведения реформ.
И что характерно: до 1970-х годов область возглавляли люди приезжие. Михаил Константинович Крахмалёв, Александр Власович Коваленко и сам Николай Фёдорович. Безусловно, они руководители, скажем так, первой руки. Но вживаться в область им пришлось не один месяц.
Васильев изменил эту традицию. Позвали в Москву – предложил доверить должность первого секретаря обкома партии Михаилу Трунову. Позвали в Москву Михаила Петровича – поставили во главе региона Алексея Пономарёва.
Из команды Васильева и такие партийные и государственные деятели, как Анатолий Романцов, Николай Игрунов, дважды Герой Социалистического Труда Василий Горин, Герой Социалистического Труда Яков Кирилихин и многие другие. Они сумели развить инициативы Васильева.
В 1979 году Васильев возглавил Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Через 10 лет вышел на пенсию. Умер в 2011 году.
Он удостоен многих государственных наград, среди которых четыре ордена Ленина, два ордена Красной Звезды, орден Красного Знамени и орден Трудового Красного Знамени.
В 1996 году Васильеву присвоили звание «Почётный гражданин Белгородской области». Ему было вручено удостоверение № 1.
«Я не обижен знаками внимания, поощрениями, наградами. Но наивысшей для себя наградой считаю присвоение мне в 1996 году звания «Почётный гражданин Белгородской области», – писал Николай Фёдорович.
Подготовила Татьяна Цыбенко,
начальник отдела Государственного архива новейшей истории Белгородской области