Буковка к буковке. Для чего в век цифровых технологий нужна каллиграфия
23 января во всём мире отмечают День почерка, или День ручного письма
-
Статья
-
Статья
Письмо от руки сегодня находится под угрозой исчезновения. По вине компьютеров, электронной почты и общения в мессенджерах люди почти разучились писать чернилами на бумаге. Стикеры и смайлы постепенно уводят современного человека от возможности выразить свои мысли, начертав их собственноручно. Праздник учредили, чтобы напомнить об уникальности ручного письма и неповторимости почерка каждого человека.
Расширила возможности
Пожалуй, сегодня фору в правописании всем дадут мастера каллиграфии. Это слово переводится с греческого как «красивый почерк». Современное определение каллиграфии звучит так: «искусство оформления знаков в экспрессивной и гармоничной манере». Также это занятие часто называют искусством красивого письма.
Сейчас каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, рукописных логотипах и графическом дизайне. Ещё затейливо выведенный текст можно увидеть в исторических документах.
Дизайнер Ника Шумова из Белгорода увлеклась каллиграфией в 2014 году. В столице она прошла курс у Юлии Кузнецовой – основателя и руководителя школы современной каллиграфии и леттеринга (техники рисования букв).
«В 2013–2014 годах был пик интереса к шрифтовому дизайну. Меня он всегда интересовал, и я решила найти какие‑нибудь занятия по этому направлению. Мне подсказали обратиться к Юлии, – рассказывает Ника. – Обучение понравилось, так как каллиграфия сильно расширяет возможности дизайнера. Да, в Интернете есть хорошие каллиграфические шрифты, но они в основном на латинице, и, чтобы адаптировать их под кириллицу, нужны знания построения шрифта».
Новые навыки, которые Ника продолжила совершенствовать самостоятельно, пригодились в работе. К примеру, один предприниматель искал дизайнера, который сделал бы логотип для ресторана с элементами каллиграфии, так как именно такой стиль больше всего подходил его заведению. Он нашёл нашу героиню, и она успешно справилась с задачей.
Зарядка для ума
Набравшись опыта, девушка открыла свою школу каллиграфии и леттеринга в Белгороде (сейчас она не работает из‑за нестабильной оперативной обстановки). Если сама Ника отправилась овладевать красивым письмом больше по профессиональной надобности, то её взрослые ученики приходили не изучать шрифты, а скорее за некой каллиграфической философией.
«Это такое медитативное занятие, при котором можно переключиться, отвлечься от проблем и ни о чём другом не думать, потому что когда мы занимаемся письмом, всё внимание сконцентрировано на нём, – объясняет каллиграф. – Ещё людям интересно попробовать писать пером и другими необычными инструментами, порисовать буквы. Это прекрасная зарядка для ума и разрядка для нервной системы – мозг работает, а сам человек расслабляется и успокаивается. Отлично тренируется терпение».
Школа пользовалась популярностью в основном у детей, а точнее, у их родителей, которые хотели исправить почерк своих чад.
«Если говорить обо мне – взрослом человеке, занятия каллиграфией на мой почерк никак не повлияли. Когда сосредоточусь и поставлю себе цель, чтобы написать что‑то конкретное чётко и красиво, я это напишу. Но привычка, сформированная в детстве, остаётся. То есть обычное письмо, каким я конспектировала лекции в институте, не изменилось», – признаётся Ника.
Тонкое и толстое
Чаще всего к ней приходили дети 8–9 лет. У них не было личной мотивации улучшить почерк, и, чтобы заинтересовать, преподаватель придумывала для них разные интересные творческие задания. Например, нужно было каллиграфическим инструментом обвести слона, самолётик и другие фигуры. Так тренировался нажим.
«В каллиграфии есть правила тонкого и толстого письма. Вниз мы пишем с надавливанием, толсто, наверх расслабляем руку и ведём тоненько. Это вводит привычку правильно двигать рукой. Шариковая ручка в любом случае будет писать. А вот перо – нет, если ученик делает что‑то неправильно. Например, пером не стоит проводить несколько раз по одному и тому же месту, потому что будет клякса и вообще бумага порвётся. Так мы корректируем привычные движения детей, что помогает выработать правильный почерк», – говорит Шумова.
Кстати, один из учеников, Дима, и сам был очень мотивирован на хороший результат. Мальчик оказался фанатом Гарри Поттера, и ему хотелось научиться писать пером, как герои книги. Ребёнок признался педагогу, что планирует выводить перьевой ручкой мемуары для своих детей и внуков, и в конце курса подарил Нике свой автопортрет с благодарностью.
Нужна практика
Каллиграфически писать можно при помощи разных инструментов: перья, кисти и брашпены – синтетические кисти, в толстенькой рукоятке которых находятся чернила. При рисовании не нужно каждый раз макать кисточку в краску, ведь достаточно немного надавить, и чернила будут подаваться на кисть изнутри. Такими маркерами часто начинают заниматься, так как выводить буквы ими привычнее: не так сложно, нет дрожания рук и желания все бросить.
В помощь каллиграфу – держатели для перьев. Они бывают прямыми и косыми. Косые используют для письма остроконечными перьями, чтобы легче было соблюсти необходимый наклон в 55 градусов и не слишком сильно поворачивать при этом лист бумаги.
На первый взгляд всё это кажется сложным, но практика показывает, что научиться может почти любой. В советское время каждый ребёнок регулярно занимался школьной каллиграфией – чистописанием – и в итоге благополучно вырабатывал необходимый навык.
«В современных школах чистописанию практически не уделяют времени. Нынешние прописи не помогают научить писать красиво. Цель этих тетрадей – просто научить писать, – констатирует Ника. – Есть мнение, что красивое письмо уже неактуально, так как мы пишем на компьютерах и в заметках на телефонах. Но я считаю, что практиковаться в письме и уметь писать красиво – важно. Письмо – это самоконтроль и самообладание. Сейчас это нечастые навыки».
Каллиграфия также развивает навык правильно сидеть за столом и мелкую моторику, которая влияет на мышление, память, координацию, ловкость, наблюдательность и воображение, что полезно и для детей, и для взрослых. Искусство красивого письма учит концентрации и дисциплинирует. А главное – пишущий учится глубже осознавать красоту слова.
Анна Емельянова