Василисино перо
Василиса Яровицына занимается каллиграфией больше пяти лет. Она родилась в Губкине и приехала в Белгород учиться в институте культуры. Параллельно работала иллюстратором, изучала графический дизайн по книжкам и пособиям, занималась созданием сайтов и логотипов.
Ещё во время учёбы в художественной школе Василиса увлеклась каллиграфией. Изучать это кропотливое искусство она начала самостоятельно, тренируясь каждую свободную минуту. Сегодня каллиграфия – её основное занятие. Василиса уже живёт в Санкт-Петербурге и обучает всех желающих мастерству красивого письма.
«Это популярное увлечение. Я записала обучающий онлайн-курс, и только за прошлый месяц у меня было 80 учеников – в основном девушки. Когда сидишь и выцарапываешь буковки, ловишь медитативное настроение, это очень приятное и гармоничное состояние.
Мне кажется, интерес к каллиграфии естественен. Все привыкли к ровным буковкам, шрифтам, линиям – кругом прямые улицы, все дома как под копирку.
Но в природе нет такой чёткой геометрии, человеческому взору не хватает изящных, плавных линий, а они важная часть красоты. Всегда приятно соприкасаться с красивыми предметами: пером, чернильницей, хорошей бумагой, интересно заниматься чем‑то, что пришло из прошлого, за чем стоит история.
Баночку не выбрасывайте
Когда я изучаю новый шрифт, то сотни раз прописываю каждую буковку.
Каллиграфию можно осваивать и без учителя. Самое важное – понять технику письма, иначе будет неясно, почему не выходит тот или иной элемент и как исправить ошибку.
Плюс каллиграфии в том, что для неё нужно минимум инструментов и условий. Да, ручки и карандаши в классической каллиграфии не приветствуются, но когда освоена база, можно позволить себе эксперименты с любыми инструментами. Начинать лучше с пером. Для разных техник используются остроконечное и ширококонечное перья. Первое раздваивается при нажиме, второе остаётся плоским, и приноровиться к нему чуть проще. Также понадобится плотная бумага для черчения.
Некоторые мастера рекомендуют со временем переходить на самодельные приспособления – для поиска собственного каллиграфического стиля.
Так, современное и очень открытое к новшествам направление «леттеринг» предлагает писать брашпеном – это ручка, заполненная чернилами или акварелью, с кисточкой на конце. А, например, инструмент Cola Pen можно сделать самому: баночку из‑под кока-колы режут особым способом и вставляют в держатель для пера. При письме вокруг штриха образуются лёгкие разбрызгивания».
O-образный элемент
За века письменности накопилось несколько десятков тысяч шрифтов и постоянно появляются новые. Общепринятая классификация отсутствует. Как правило, каллиграфические шрифты распределяют в порядке их появления. Помимо классических, существуют декоративные, машинописные, компьютерные, экспериментальные стили. Все они довольно трудны в освоении, но каждый помогает понять законы красивого письма. В творческих шрифтах можно дать волю фантазии, но без опоры на базу это будет неэстетично.
«Из всего обилия шрифтов я занимаюсь одной подгруппой – рукописными шрифтами, – рассказывает Василиса. – Изучаю латинское письмо – это римская капитель, итальянский курсив, готический шрифт, копперплейт. К отдельному классу можно отнести пиктографическое письмо – это китайские, японские иероглифы. Здесь совершенно другой подход, иные инструменты: кисточка и твёрдая тушь – и, конечно, не обойтись без знания языка. В самостоятельный класс выделяются и древнегреческие шрифты, кириллица и арабская каллиграфия».
Существует условное разделение на мужские и женские, эмоциональные и нейтральные шрифты. Наиболее приятным для глаза и удобным для чтения считается мягкий шрифт с округлыми линиями, хорошо выраженными O-образными элементами и небольшими хвостиками. На письме это – тот почерк, который изучается в детстве по прописям, а в печати – шрифт Times New Roman.