Детский музыкальный театр представил спектакль по сказке Метерлинка
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
Ещё в молодости Морис Метерлинк удостоился звания «бельгийский Шекспир» – за его пьесами гонялись лучшие театры того времени. Но обессмертил своё имя драматург и философ тем, что создал удивительную сказку – трогательную историю о двух детях, отправившихся в опасное путешествие за символом счастья.
«Синяя птица» написана в 1905 году, а в 1908-м на сцене Московского художественного театра состоялась премьера одноимённого спектакля в постановке Константина Станиславского, которому Метерлинк передал право на первую постановку. И вот спустя более 115 лет пьеса получила новое прочтение – в Детской школе искусств № 1 Белгорода 12 октября состоялась премьера спектакля-чтения с оркестром по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Синяя птица».
Скамейка и спецэффекты
После оглушительного успеха мюзикла «Алые паруса», представленного детским музыкальном театром школы искусств в мае этого года, взяться за постановку непростого по всем канонам сценического произведения – большая смелость. К тому же найти такой формат, чтобы при отсутствии вокальных номеров сделать спектакль музыкальным. Решение пришло неожиданное, но единственно правильное в случае работы над пьесой, что в оригинале состоит из шести актов. «Синюю птицу» представили как спектакль-чтение с оркестром.
«У нас стояла задача поставить не совсем обычный формат для нашего театра, – поясняет главный режиссёр детского музыкального театра школы искусств Андрей Зотов. – Наш зритель больше привык к мюзиклам, к музыкальным сказкам. В этот раз мы готовы не только удивить свою аудиторию, но и расширить её – спектакль будет интересен как детям, так и взрослым».
Действие сказки разворачивается на сцене, где одновременно находится оркестр, идут балетные номера и играют актёры. За основу взяли собственно не саму пьесу, а сказку «Синяя птица», адаптировав её для нового формата. В этот раз из декораций – только скамейка, зато экран на заднике сцены, световое оформление и спецэффекты помогают создать нужную атмосферу. Отдельной похвалы заслуживает музыкальное сопровождение спектакля. Его подбирал главный дирижёр театра Александр Шатов. Основу для своеобразных музыкальных иллюстраций к различным сценам составила классическая музыка.
Обмен энергией
Непростая задача стояла и перед труппой. В спектакле, где задействованы всего пять главных героев, довольно сложно удержать внимание юного зрителя одним лишь текстом. Актриса Татьяна Матинова давно полюбилась аудитории – её принцесса Будур, Царевна-лягушка, Снегурочка, Царевна Лебедь и Ассоль запомнились прекрасными вокальными партиями и искромётной игрой. Но вот роль, где нет возможности петь, досталась ей впервые.
«Раньше в полноценном драматическом спектакле я никогда не участвовала, – говорит Татьяна. – Поэтому для меня тут были новые задачи. Во‑первых, забыть, что я пою. Да, вокальный номер может представить твой образ лучше. А здесь нужно раскрываться постепенно во всех сценах без песен. Но спектакль дал мне новый толчок к развитию хотя бы потому, что я играю маленькую девочку. Несмотря на то что мне 25, внутри меня живёт ребёнок, в сказке он вырывается наружу, и это мне легко передать зрителю. Кстати, я немного волновалась, потому что слышала, как дети (а их был полный зал!) вначале галдели, а потом затихли и так поддерживали, что я ощутила на сцене настоящий обмен энергией. Благодаря нашим зрителям я не играла даже, а просто прожила историю моей маленькой Митиль, которая с братом искала Синюю птицу».
Роль решительного Тильтиля прекрасно сыграл Илья Валуйский. Он в театре с 2022 года и уже успел вырастить армию поклонников, которые неизменно встречают аплодисментами его Джонни из «Кентервильского привидения», весёлого Петрушку из спектакля «Новый год у Лукоморья», а также задорного матроса Летику из мюзикла «Алые паруса».
Особо хочется отметить артистов, которые сыграли две очень характерные роли: преданного пса Тило, готового отдать жизнь за детей, и само воплощение коварства и предательства – кошку Тилетту. Прекрасную пластику, настоящее погружение в персонажей продемонстрировали муж и жена – Алексей и Александра Даниловы.
Один из самых сложных персонажей в пьесе – Рассказчица. Ей по ходу спектакля приходится постоянно перевоплощаться: то она страшная старуха со скрипящим голосом, а вот уже прекрасная фея Берилюна, в другой сцене это грозная царица Ночь, а буквально через несколько мгновений – Душа Света. Довольно сложную задачу доверили самой молодой актрисе музыкального театра.
«Это мой дебют, и получается, что в одном спектакле у меня пять ролей, – делится впечатлениями Алиса Дунаева. – Нас в институте учили, что каждую роль нужно прожить, и тогда ты можешь быстро переключиться с одной на другую. Как только началась подготовка к спектаклю, режиссёр Андрей Юрьевич сразу сказал, что роль Рассказчицы буду играть именно я. Это так ответственно – первый раз на сцене и в главной роли! Надеюсь, что я справилась».
В детский музыкальный театр Алиса пришла летом этого года, после окончания Белгородского института искусств и культуры на базе СПО. И сразу актрисе пришлось погрузиться во все спектакли, которых в репертуаре театра уже много. Совсем скоро ей предстоит войти в мюзикл «Алые паруса», где есть и вокальные номера. Но юное дарование это не смущает – у Алисы за плечами музыкальная школа по классу фортепиано.
Третья за год
Отдельно стоит сказать, что спектакль-читка с оркестром «Синяя птица» – уже третья премьера детского музыкального театра за год. Темп очень приличный, а ещё подгоняли сроки: к показу философской сказки Метерлинка театр готовился немногим больше месяца. Но всё получилось, потому что главную поддержку и сам театр, и режиссёр, и актёры, и все, кто задействован в постановке, ощущают всегда.
«Я пришёл в детскую школу искусств 13 октября 2022 года, и вот спустя год у нас третья премьера, – рассказывает директор Никита Журбенко. – Моим желанием было сделать из нашего музыкального театра именно репертуарный театр. И я искренне рад, что мне удалось заразить этим весь коллектив. История, которую мы сегодня представили зрителю, не развлекательная, она заставляет думать. Но в этом и состоит наша задача – воспитать думающего зрителя, причём зрителя семейного, поэтому мы стараемся брать такой материал, чтобы он был интересен и детям, и взрослым».
В этом сезоне у театра запланировано ещё несколько премьер. 15 ноября состоится показ спектакля по мотивам повести Евгения Дубровина «В ожидании козы». На сей раз в школе искусств опять пошли на эксперимент: детская труппа будет играть вместе со взрослой. В декабре детский музыкальный театр покажет новогодний мюзикл «По щучьему велению». В феврале к предстоящему в 2024 году юбилею Александра Пушкина готовится постановка «Метели» на музыку Георгия Свиридова, а в марте детская труппа покажет мюзикл «В стране невыученных уроков». В конце сезона любителей творчества Максима Дунаевского детский музыкальный театр порадует постановкой мюзикла «Мэри Поппинс». И конечно, зрители ещё не раз увидят на сцене театра и мюзикл «Алые паруса», и «Синюю птицу».