Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 августа 2023,  19:51
 Арина Беседина 62

Хоровод с «Тетёрой». Где можно погрузиться в историю родного края

Хоровод с «Тетёрой». Где можно погрузиться в историю родного краяУчастница фольклорного коллектива «Ладовицы» младший научный сотрудник Галина ВершинскаяФото: Арина Беседина
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда
  • Арина Беседина
  • Белгородская правда

В начале августа сотрудники музея народной культуры Белгорода на один день воссоздали в городском саду атмосферу деревенского быта конца XIX века, приглашая всех желающих поучаствовать в праздничной программе «Мастеровой дворик «ГОРОДидей».

Игры разные нужны

Примерить роль крестьянина здесь можно было в прямом смысле – стоило только надеть народный костюм, взять ухват и попробовать достать настоящий чугунок из декоративной печи. Однако не сразу и не у всех получилось ловко орудовать старинным инструментом. Но тематическая фотозона привлекла множество желающих. Другой полюбившейся всем стала локация с играми – музей народной культуры проводит её в течение лета в рамках проекта «Выходи играть во двор».

«Мы специально выбирали игры с интересной историей, чтобы прямо во время состязаний рассказывать, когда они появились, кто их придумал. При отборе отдавали предпочтение тем, которые получили распространение в России, – поясняет младший научный сотрудник музея народной культуры Зинаида Медведкова. – У нас четыре большие крафтовые игры, которые сделаны из дерева. Одна из них – «Рыбалка». Мы предлагаем специальные цилиндры, которые нужно подцепить палочкой с крючком – удочкой. Такое занятие развивает координацию, мелкую моторику, глазомер».

А вот и знаменитое «Кульбуто», что в переводе с французского означает «неваляшка»: удерживая полотно игрового поля, нужно загнать мячики в семь лунок. Сколько загонишь, столько баллов и наберёшь. Кроме того, она доступна людям с ограниченными возможностями, поскольку можно играть сидя. Используют игру и для проведения серьёзных соревнований, усложняя условия.

В «Кульбуто» шарики нужно загнать в лунки В «Кульбуто» шарики нужно загнать в лунки / Фото: Арина Беседина

Или взять голландский бильярд «Жульбак». Он пришёл в Россию в конце XIX – начале XX века. У каждого игрока 30 фишек. Их нужно загнать в лузы, за каждое попадание даётся определённое количество очков, которые потом суммируются, и побеждает тот, кто набрал больше всех. Кстати, «Кульбуто» и «Жульбак» как отдельные виды спорта существуют и доныне во многих странах Европы.

Игра «Восход» пришла в Россию из Франции. Она похожа на деревянную раскладушку, испещрённую дырочками. Игрокам на двух верёвках нужно поднять шарик, чтобы он не провалился ни в одно из отверстий. Можно играть в одиночку, можно вдвоём или командой.

Ещё один столик на празднике собрал традиционные русские народные забавы: «Закидушка», «Накидушка», «Калечина-малечина». Тут же запускали кубаря (разновидность волчка), а с помощью деревянных мышек на верёвке и кошки-матрёшки играли в настольные «Кошки-мышки».

Танцуем, поём, познаём

Многочисленные мастер-классы предлагали детворе изготовить 3D-открытку, свечи из вощины, создать картины из шерсти и панно из семян.

Настоящим украшением праздника стал фольклорный коллектив музея народной культуры «Ладовицы». Его участницы не только исполнили народные бытовые танцы и песни, но и сыграли вместе с детьми в хороводные игры – в «Трифона», «Заиньку» и «Тетёру». И всё это с песнями да танцами, которые очень быстро осваивали дети и хором подпевали:

Тетёра шла, вековая шла,
Шла по удалью, по‑за удалью.
Сама прошла и детей провела,
А самого хорошего оставила.

«Участницы нашего коллектива выступают в подлинных костюмах, о деталях которых рассказывают всем желающим, – говорит младший научный сотрудник музея Лилия Мешковая. – Да и праздник мы построили так, чтобы все, кто заглянет к нам в мастеровой дворик, получили возможность узнать что‑то из истории родного края, быта наших предков».

Для детей на празднике приготовили немало интересного Для детей на празднике приготовили немало интересного / Фото: Арина Беседина

В интерьере русской избы

О том же поведала фотовыставка «Веретено времени». Её музей создал в рамках гранта совместно с белгородским фотографом Игорем Гореликом. Все предметы быта и костюмы героев разных сюжетов взяты из музейных фондов. Снимали «Веретено времени» в четырёх локациях Белгородской области, где есть интерьеры русских изб, ремесленных мастерских – в Колотиловке, Тростенце, парке «Ключи» и Купино.

«Все роли примеряли на себя сотрудники нашего музея и домов ремёсел, – рассказывает заведующая отделом развития музея народной культуры Евгения Владыкова. – Мы тщательно готовились, провели исследовательскую работу, потому что нужно было уметь, например, правильно держать инструмент в кадре. Два года ушло на то, чтобы проект воплотился в полноценную выставку».

На фотовыставке представлены женские и мужские ремёсла – в стародавние времена очень чётко регламентировалось, кто и чем в семье должен заниматься. Так, любой мужчина на селе с детства умел плести лапти. Это даже не ремесло, а насущная необходимость: лапти изнашивались за пять дней, а значит, плести их требовалось постоянно. В дальний путь брали с собой кочедык – приспособление для плетения лаптей и кору, бересту или липовое лыко, чтобы даже в дороге делать обувь.

Следующее фото расскажет о том, что в старину в каждом селе были бондари. Деревянная посуда в крестьянском хозяйстве – незаменимая вещь: лоханки, бочки, кадки требовались всегда, особенно в осенний период, когда шла заготовка на зиму – квашеной капусты, мочёных яблок и арбузов, которые, кстати, были не такими, как мы привыкли видеть в магазинах и на рынках, а маленькими – с кулачок.

Интересная работа «Засевание поля». Эта обязанность целиком и полностью лежала на мужских плечах. Более того, женщинам в это время даже не разрешалось выходить из дома, за ворота, чтобы не испортить будущий урожай. Засевать землю доверялось только главе семьи. Когда он физически слабел, то переходил в разряд дедов. А хозяином дома – большаком становился либо его сын, либо старший из мужчин рода, и уже ему вменялось в обязанность наполнять землю семенами.

Игра «Рыбалка» развивает глазомер и мелкую моторику Игра «Рыбалка» развивает глазомер и мелкую моторику / Фото: Арина Беседина

Личкуны и красочники

Обо всех трудах праведных расскажут фотографии – как заготавливали дрова на зиму, косили сено, занимались лозоплетением, гончарным ремеслом, били масло из подсолнечника и даже делали известные далеко за пределами области сапоги.

«В селе Великомихайловка занимались изготовлением кожаной обуви. Наши сапоги очень любили запорожские казаки, кроме того, поставлялись они офицерам царского двора, – поясняет Евгения Владимировна. – Дело в том, что у нас специально выращивали волов и выделывали очень хорошую кожу. На фото виден процесс подбивки. Каблук делали из спрессованных слоёв кожи, которую потом подбивали металлическими набойками. Такие сапоги служили очень долго».

А что же выпадало на долю женщин? Фотовыставка ответит и на этот вопрос. Кроме домашних дел – приготовить еду, наносить воды, убрать в избе и за детьми смотреть, они также много работали в поле – жали рожь, собирали сено в снопы, а вечерами занимались рукоделием – шили, вышивали, пряли, ткали, украшали дом и одежду. А ещё «Веретено времени» показывает уникальный промысел нашего края – иконопись. В слободе Борисовка иконы по специальному благословению писали только мастера-мужчины – личкуны и красочники. Первые – лик и руки святого, вторые – икону полностью. А женщины украшали образа цветами и бусинами.

Программа «Мастеровой дворик «ГОРОДидей» завершилась, но музей народной культуры Белгорода всегда открыт для тех, кто хочет знать о своих исторических корнях.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×