Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 августа 2023,  15:02
 Арина Беседина 556

О чём могут рассказать экспонаты музея «Битва за оружие Великой Победы»

О чём могут рассказать экспонаты музея «Битва за оружие Великой Победы»Барельеф с представителями 14 профессий, которые внесли вклад в приближение ПобедыФото: Валерия Шатько
  • Арина Беседина
  • Белгородские известия
  • Арина Беседина
  • Белгородские известия

На первый взгляд «Битва за оружие Великой Победы» ничем не отличается от других музеев – вход, гардероб, кафе. Только в глаза сразу бросаются простор, современная отделка, эскалаторы для передвижения с этажа на этаж. Музей «Битва за оружие Великой Победы» открылся совсем недавно – 12 июля 2020 года – к годовщине Прохоровского танкового сражения. Все экспонаты в нём подлинные. Собирали их три года по всей стране, чтобы потом сделать уникальную экспозицию.

Предчувствие войны

Экскурсия традиционно начинается со второго этажа. Здесь посетители проходят через галерею портретов героев войны: рабочих, учёных, директоров заводов – людей, которые в тяжёлое для страны время ковали Победу.

«Это музей человеческих судеб. Наша главная задача – донести людям, какая тяжёлая ноша легла на плечи тех, кто находился не на передовой, а за линией фронта, – рассказывает научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле» Анастасия Масленникова. – Мы говорим о единении фронта и тыла. В ту пору так и считали – чем больше пота в тылу, тем меньше крови на фронте. Люди работали по 16 часов без сна и отдыха, принимали важные решения, от которых потом зависели судьбы народа и всей страны. Победа стала возможной только благодаря надёжному тылу».

Музей «Битва за оружие Великой Победы» посвящён подвигу труженников тыла в годы Великой Отечественной войны Музей «Битва за оружие Великой Победы» посвящён подвигу труженников тыла в годы Великой Отечественной войны / Фото: Валерия Шатько

Вся экспозиция выстроена как последовательная смена сценографий, которые шаг за шагом погружают в атмосферу предвоенного и военного времени. Вот зал, в котором ещё мирная жизнь, но здесь уже витает в воздухе предчувствие войны. Весна 1941 года, люди живут своей обычной жизнью, строят планы на будущее. Мы идём по одной из довоенных московских улиц по настоящей брусчатке. По пути – универмаг и взгляд приковывает первая витрина – «Бакалея». Изобилие на прилавках переносит нас в 1935 год, когда отменяют карточки на продовольствие, появляются новые продукты – консервы, сосиски, советское шампанское, разные виды мороженого. Всё это происходит благодаря политике Наркомата пищевой промышленности, которую возглавляет Анастас Микоян. В 1936 году он посещает США с целью ознакомления с новейшими технологиями. В ходе поездки были закуплены и привезены в СССР многие технологии в пищевой, торговой и смежных областях: фасовка продуктов в магазинах, быстрая заморозка, холодильная техника, промышленное производство полуфаб­рикатов, консервов и многое другое. Правда, не всё американское получалось перевести на «советские рельсы». Пресловутый апельсиновый сок заменяют в СССР томатным, поскольку это сырьё у нас доступнее.

Витрина «Бакалея» рассказывает о продуктах в СССР в довоенное время Витрина «Бакалея» рассказывает о продуктах в СССР в довоенное время / Фото: Валерия Шатько

Вот точно воссозданный летний кинотеатр с лавочками, где можно посидеть и представить себя в эпохе, где есть уверенность в завтрашнем дне, где могут и любят трудиться, где умеют культурно отдыхать.

А как в это время жил наш будущий противник? Об этом говорит вторая часть зала. Довоенная Германия усиленно готовится к войне. Здесь не скупятся на изготовление агиток: открытки, буклеты, книги, брошюры – пропаганда работает как часы. В витрине – настольная книга каждого нациста «Майн кампф» Гитлера, серия открыток «Гитлер и дети», где фюрер выглядит милейшим и добрейшим человеком. Вот и на фотографии типичной немецкой семьи того времени – довольная жена и мать в центре, отец семейства – офицер рейха и сын, чья форма указывает на принадлежность к Гитлерюгенд – юношеской военизированной нацистской организации. Сами нацисты говорили о том, что массовая пропаганда помогла прийти им к власти. Но не только она. Существовали и моральные стимулы – награды третьего рейха – военные, партийные и гражданские. Все образцы поощрений в витринах подлинные – их передали музею сотрудники ФСБ по Белгородской области.

Перед музеем – скульптурная композиция «Народное единение» и паровоз серии «Р» Перед музеем – скульптурная композиция «Народное единение» и паровоз серии «Р» / Фото: Валерия Шатько

Эвакуация

Сквозь несколько залов музея проходит инсталляция «Нож войны», которая символично делит судьбы людей на мирную жизнь и военное время. Отсюда начинаются в экспозиции залы, где в подробностях представлены военные будни Советского Союза в годы Второй мировой войны.

И вновь погружение: Москва, Кремль, кабинет И. В. Сталина, 15 июля 1941 года. Звучит голос генералиссимуса. Это одно из заседаний Государственного комитета обороны, где принимается решение эвакуировать все предприятия на восток. В первую очередь поедут квалифицированные кадры – рабочие и инженеры, – а также старики, женщины, молодёжь и дети – те, кто сможет работать и будет полезен в тылу. Следом отправят станки, оборудование, стратегические материалы.

«Чтобы представить себе наглядно, сколько за годы войны пришлось эвакуировать заводов и фабрик, различных производств, можно обратиться к интерактивной карте эвакуации, – поясняет сотрудник музея Анастасия Масленникова. – Самолёты, танки, орудия, артиллерия, порох, боеприпасы – можно выбрать любую категорию, например самолёты, и увидеть, что завод № 1 (г. Москва) перевезли в г. Куйбышев. Здесь же можно посмотреть, сколько, чего и когда выпускалось на заводе. Вообще всё, что есть в музее, – интерактивно, доступно на динамических терминалах или в аудиформате».

Перебазирование предприятий легло на плечи работников железных дорог. Только в 1941 году эвакуировали более 10 млн человек, для чего потребовалось 1,5 млн вагонов. Не случайно один из залов экспозиции – железнодорожный вагон. Здесь можно присесть на лавку в купе и стать виртуальным попутчиком тех, кто попал в эвакуацию. Все рассказы героев вагона, записывали профессиональные актёры в гриме и костюмах, соответствующих времени. Каждая история основана на реальных воспоминаниях очевидцев. В окне купе как на экране телевизора возникает женщина и доверительно рассказывает:

«… с нами в вагоне даже коза ехала. Многим детям тогда жизнь спасла. Я взяла швейную машинку. Благодаря ей и выжила. Дни проходили спокойно, а по ночам бомбили немцы», – делится с нами «попутчица».

«Когда началась война, нас с предприятием эвакуировали на Урал, в город Лысьва… Мы сопровождали оборудование, а жену с детьми отправили другим поездом. Трудная была дорога. Нас несколько раз бомбили немецкие лётчики. Могу представить, что она там пережила, одна с двумя детьми», – рассказывает пассажир другого купе, судя по всему, инженер эвакуированного завода.

Быт работников эвакуированных предприятий был суров. Жить приходилось в деревянных бараках, многие из которых вмещали 100–150 человек. На фамилию выделялось 12–13 кв. м жилой площади, поэтому нередко одной семье приходилось занимать трёхэтажные нары, а от других отделяться простынями. В музее можно зайти в настоящий барак, где подробно представлены все элементы быта и уклада того времени. Привезли его из Ленинградской области.

Первым делом – самолёты

Один из самых внушительных экспонатов – самолёт. Макет Ил‑2 выполнили в масштабе 1 х 1, весит он больше тонны. Его специально для музея тыла делала питерская студия «ГрадМакет». Они нашли чертежи 40-х годов и по ним в мельчайшей точности воссоздали самолёт. Здесь же представили материалы, из которых делали Ил‑2. Особая гордость – кольчугалюминий, что заменил немецкий аналог с лихвой. Изобрёл его наш советский металловед – Иван Иванович Сидорин.

В динамическом терминале у самолёта лежат заклёпки, которые соединяют детали без повреждения внутренней структуры. Чтобы скрепить разные части самолёта, требовалось около 80 тысяч штук таких заклёпок. Только на одно крыло уходило в среднем до 10 тысяч. Кстати, в музее есть автомат, который выпускал эти самые заклёпки. Уникальный крепёж и сегодня используется в авиапромышленности.

Самые яркие эмоции самолёт вызывает у детей. Особенно когда показывают, как машина выпускает шасси при помощи пневмосистемы, как работает бомбовый отсек.

«Отдельный зал мы посвятили конструкторам, ведь именно их изобретения, которые постоянно усовершенствовались, поставлялись на фронт, – продолжает Анастасия Масленникова. – Вот подлинные чертежи, подписанные Кошкиным, Морозовым и Кучеренко – изобретателями знаменитого танка Т‑34, Жозефа Котина – создателя тяжёлых танков КВ и ИС. Рядом – награды и документы Сергея Александровича Яковлева – конструктора самолёта Як. Его самолёты в годы войны выпускались на 15 авиазаводах, где ежедневно с конвейера сходило до 38 яков».

Впрочем, у каждого посетителя экспозиции есть возможность почувствовать себя настоящим конструктором: добро пожаловать к интерактивному кульману. Берёшься за его колено, переводишь по возникающим на экране цифрам и рисуешь чертёж штурмовика Ил‑2 или танка Т‑34. Чертёжный прибор досконально покажет, из каких элементов будет состоять боевая машина, а также расскажет, что где находится и как крепится. Тут отбоя нет от школьников, которым нравятся и процесс перемещения кареток на кульмане, и возникающий на глазах чертёж.

Заканчивается обзор экспозиции второго этажа галереей портретов героев тыла – стахановцев, передовиков, тысячников.

В музее представлены станки, на которых рабочие трудились прямо под открытым небом В музее представлены станки, на которых рабочие трудились прямо под открытым небом / Фото: Валерия Шатько

Герои-люди и герои-животные

Спускаемся на первый этаж экспозиции. И всё здесь повествует о работе советских людей на различных производствах. Устройство шахты даёт возможность воочию увидеть, как работали в забое. Сначала откатку руды и угля выполняли люди, а потом стали использовать конную тягу. Лошадьми управляли коногоны, кнут которых доставал от последней вагонетки до животного. В довоенное время нормой было, когда лошадь везла три-четыре вагонетки, а уже в военное лихолетье нагрузка возросла до восьми и более, при том, что вес одной вагонетки составлял 1,5 тонны.

В каждом зале есть мультимедийные зоны с сенсорными экранами, позволяющими изучить материал до мельчайших подробностей. Здесь, в экспозиции, посвящённой шахте, есть информационные киоски. Благодаря им можно познакомиться с профессиональным словарём шахтёра: балда – ручной инструмент, большая кувалда; баран – ручное электросверло для бурения шпуров, ручки которого напоминают изогнутые рога барана.

Особый раздел отведён животным. Из него мы узнаём, что кони в забое выполняли такие команды, как «прими вправо», «прими влево», «крути» (лошадь разворачивалась на 360 градусов), «пошла шагом». Работа в шахтах для лошадок по сути была пожизненной каторгой. Здесь им устраивали конюшни, здесь же кормили, поили, лечили. Только раз в году, весной или летом, верных помощников шахтёров выводили на поверхность на перековку и просто пощипать молодой травы. Делали это только ночью, чтобы животные не ослепли от яркого солнца после тусклого света шахты.

Швейная машинка для советских женщин была большой ценностью Швейная машинка для советских женщин была большой ценностью / Фото: Валерия Шатько

Всё для фронта, всё для Победы

Фронту постоянно нужен был металл – техника, снаряды, оружие. Поэтому отдельный зал в экспозиции музея тыла посвятили металлургии. Все предметы привезли с крупнейших металлургических комбинатов – Магнитогорского и Кузнецкого.

На территорию завода попадаешь через настоящую проходную, где расположилась огромная стена с жетонами-пропусками. Музейные работники лично побывали на 32 заводах страны и дополнили жетоны фотографиями реальных людей, которые трудились в годы войны на самых разных предприятиях.

Обязательные составляющие большинства производств – химические лаборатории. В прохоровском музее есть пример такой. Здесь хранятся подлинные вещи химика мирового уровня Николая Зелинского. Он знаменит тем, что создал противогаз на основе угольного фильтра. Все личные вещи, включая портрет, который нарисовала его супруга, переданы в музей сыном учёного.

«Наши сотрудники проделали колоссальную работу: искали родственников учёных и конструкторов, кидали клич в разные города, университеты, на заводы и фабрики, – вспоминает Анастасия Масленникова. – Тех, кто откликнулся и помог сформировать фонд и экспозиции – это и отдельные люди, и организации – увековечили на специальной стене в музее, где большими буквами написано «СПАСИБО!».

Сильное впечатление оставляет посещение заводской столовой. В витринах не только скромная утварь той поры, но и ингредиенты, из которых выпекался тогда хлеб – опилки, древесина, масло, отруби. Те, кому довелось вкусить такой хлеб, говорили, что есть его можно было только с молитвой и запивая большим количеством воды.

О чём могут рассказать экспонаты музея «Битва за оружие Великой Победы» - Изображение Фото: Валерия Шатько

Недетский труд

А вот и заводской детский сад. Такие активно открывались в годы войны на предприятиях. Это позволяло мамам полноценно быть занятыми на военном производстве – они точно знали, что за ребёнком и присмотрят, и накормят. Но здесь дети не играли в игрушки. Например, в Пермской области на заводе по выпуску солдатских касок малыши в возрасте 5–6 лет соединяли стальной шлем с подшлемником – небольшими подушечками для амортизации каски. Кстати, этот завод за годы войны выпустил более 10 млн касок.

Пока женщины занимали место ушедших на фронт мужчин на заводах, в швейные мастерские набирали девочек в возрасте 10–12 лет. Они шили подшлемники для амортизации солдатских касок. От голода и холода дети часто теряли внимание, а острая иголка швейной машинки пробивала пальчики. По воспоминаниям юных швей их начальницей была старая злая тётка. На самом деле этой сварливой женщине было всего 20 лет, а по ночам она шила куклу для своих маленьких воспитанниц. Тряпичное чудо пускалось по конвейеру и неизменно вызывало улыбку. Некоторые успевали даже нарисовать ротик и глазки на игрушке. Всю смену девочки вытирали о неё кровь с пробитых пальчиков. К концу смены куколка из лоскутков ткани становилась мокрой и багряной от крови.
 

В одном из залов наглядно представлен заводской детский сад В одном из залов наглядно представлен заводской детский сад / Фото: Валерия Шатько

Такое не забудешь

Буквально всё в музее тыла можно рассматривать с особым вниманием: макеты санитарных поездов, образцы лёгкой промышленности – шинель, полушубок, военную форму, поставки союзников – автомобиль «Виллис» и мотоцикл «Харлей Дэвидсон». Здесь можно увидеть и муляж первой атомной бомбы РДС‑1 – реактивный двигатель специальный, который выполнен в масштабе 1 х 1. Но даже двухчасовая экскурсия по музею не в состоянии рассказать о том, что было собрано в течение 2 лет работниками по всем городам страны.

Самый маленький из экспонатов – это монетки довоенного времени, а самый большой – станок глубокого сверления, весом более 17 тонн, с помощью которого нарезали дуло самоходки. Завораживают интерактивные инсталляции: подлинные станки и персонажи, которые оживают на глазах, как только подходишь к ним. Каждый герой тыла показывает свой обычный трудовой день и рассказывает историю жизни.

В финале экспозиции – своеобразная конвейерная лента, где показаны макеты танков, самолётов, видов орудий и оружия – то, что выпускалось в годы Великой Отечественной войны.

«В конце осмотра мы показываем специально подготовленный видеоконтент, где на барельефе оживают 14 мирных профессий. Это люди, которые в тяжёлое время для нашей страны ковали Победу».

Такое не забудешь: за трудовые подвиги 16 096 750 человек – тружеников тыла получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Именно о них бережно хранят память в музее «Битва за оружие Великой Победы».

Завершает экспозицию цитата Аристотеля: «Когда забывают войну, начинается новая. Память – главный враг войны».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×