Вкусная, сладкая, даже лечебная. В Белгородском районе выросла смородина размером с вишню
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Лето – ягодный сезон. Общеизвестно, что самая ароматная и полезная из июльских даров – чёрная смородина. На невысоких кустиках конкурируют между собой по ценности применения и плоды, и листочки. Одни идут в баночки с домашним консервированием в качестве приправы, а из ягод получаются вкусные десерты, начинки для выпечки и заготовки на зиму.
Можно купить смородину на рынке, можно собрать в своём саду, если такой имеется. А уж если нет, то местные фермеры приглашают на свои плантации на организованный ими самосбор. Делюсь впечатлениями, как это было со мной.
Урожай на зависть
Телефон крестьянско-фермерского хозяйства Натальи Есиной нашла в социальной сети. Беру 4-килограммовое ведро, тонкие медицинские перчатки, соответствующе одеваюсь – на плантации, возможно, сыро, совсем недавно прошёл дождь.
Выезжаю за Белгород и прямым ходом по асфальтированной трассе двигаюсь в село Никольское микрорайон Зарубино. Через 25 минут перед глазами открывается большая территория с трёхлетними деревцами грецких орехов, а в междурядьях кудрявится смородина. Аромат от неё исходит особый, ягода ведь названа смородиной от слова «смородит» – имеет сильный запах.
Встречает меня Андрей Есин – муж главы КФХ Натальи. В семье он инициатор и вдохновитель работы на земле. Их хозяйство появилось три года назад. Бизнес-план писали на проект сада с грецким орехом, а уже позже, чтобы земля не пустовала, заложили в междурядья кустики чёрной смородины. По его словам, орех будет лет пять набирать силу, чего же земле пустовать.
К приобретению участка подошли со всей ответственностью: сделали анализ земли, потому что для ореха должно быть залегание грунтовых вод не менее пяти метров, иначе он со временем погибнет. Выяснили, что это требование соответствует. Чтобы был свой дипломированный специалист, сын поступил в вуз на агронома.
«Общая площадь плантации 34 га, смородина растёт на восьми из них, – объясняет мне Андрей. – Остальную землю засадили грецким орехом и фундуком. Сейчас кое‑где появляются плоды ореха, но мы их обрываем, пока формируется дерево. Саженцы брали на севере Молдавии, где также бывают заморозки, орех у нас привитый. Сорта выбирали климатически неприхотливые: «песчанский», «чандлер», «фернор», «милотай». На 90 % они самоопыляемые, остальным нужно помогать. На все саженцы, включая смородину, есть сертификаты, подтверждённые Россельхознадзором».
Шесть граммов с витамином «С»
В прошлом году кустов смородины высадили 15 тысяч. В начале этого лета они покрылись густой пышной листвой, появились цветочки, а в июле ягоды налились, стали крупными, размером с вишню. Первый урожай неожиданно для самих фермеров получился хорошим, поэтому образовалась нехватка рук в хозяйстве.
«И мы решили крайние ряды отдать под самосбор, ягода качественная, доходит до шести граммов веса. Сорт десертный, поэтому можно собирать только руками, не техникой. То, что мы сами продаём, идёт в розницу, не на промпереработку. Собрали уже на двух с половиной гектарах», – говорит фермер.
Смородина сорта «белорусская сладкая» и «селеченская 2» – это черноплодные сорта среднего срока созревания. Привезли их из Белоруссии, там покупали в питомнике. Высадили через 40 см, замульчировали под солому, чтобы влагу меньше теряла. За сезон сделали шесть обработок: от бактериоза, клеща, тли, стеклянницы. Подкормили биопрепаратами, которые дают больше сахара и стимулируют рост. Смородина «водо-хлёбка», поэтому поливали её уже три раза. На каждый ряд – длиной 250 м – уходит семь тонн воды.
«В этом году природа одарила нас такой ягодой. Когда мы покупали саженцы, нам сказали, будет 100 граммов на кустике, – улыбается Наталья Есина. – Поэтому когда увидели, какой урожай у нас и какой величины плоды, очень удивились. Мы благодарны всем, кто отозвался собирать смородину».
Чай из листочков
Андрей погрузился в свои рабочие дела. Людей идёт много. Здороваются, улыбаются как старые знакомые. В саду – доброжелательная атмосфера. Он взвешивает пустые ведёрки или корзинки сборщиков ягод, направляет на самосбор. У тех, кто уже возвращается оттуда, считает собранные килограммы и принимает деньги.
Меня отсылают к помощнику фермеров – Роберту, он здесь за администратора: расставляет на ряды, где нужно собирать ягоды.
«Приезжает сюда много из города и из близлежащих сёл. Некоторые по четвёртому–пятому разу, – показывает он мне мой ряд. – Но хотелось бы дать совет, чтобы брали с собой низкие скамеечки. Несколько я сделал сам, чтобы удобнее людям было работать».
Под бойкий рассказ моего сопровождающего начинаю наполнять ведро, становлюсь полноценным сборщиком. Увесистые ягодки бережно опускаю в ведро.
«Покушайте сначала, надо ведь распробовать, – заботливо подсказывает он, высыпая мне горсть глянцевой чистой смородины. – Но смотрите, собранная, она хранится всего два часа. Потом начнёт течь».
Он него я слышу о пользе смородинового чая: сбивает температуру тела, облегчает кашель, снимает охриплость, нормализует артериальное давление. На моих глазах он рвёт свёрнутые листочки, показывая, какой величины они годятся для заварки.
Роберта зовут на помощь вновь прибывшие на самосбор, а у меня за 20 минут уже наполнилась бóльшая часть ведра.
Папина мечта
На вопрос, как правильно собирать ягоду, Наталья показывает мне:
«Становимся на колени, раздвигаем куст, внизу смородина крупная, собираем прямо с веточками, так она меньше травмируется. Правильнее идти по кусту снизу вверх. Если человек ответственный – он пройдёт каждую ветку. Собирая ягоды, вы перезагрузитесь. Слушайте пение птиц, смотрите на полевые цветы, красота вокруг необыкновенная. Городская суета отвлекает нас от общения, а здесь люди, растения, земля, – Наталья рассказывает нараспев, будто стихи читает. – Три года назад супруг загорелся любовью к земле и сельскому хозяйству. У него была мечта не заработать, а иметь свой сад. Это большой пример для детей, как трудиться, как работать на земле. Природа сейчас даёт нам энергию в избытке».
Детей у Андрея и Натальи четверо, они – образцовая многодетная семья. Старшей дочери – 27, младшему сыну всего шесть. Наследники действительно прониклись общим семейным делом. Когда отец только вынашивал идею о своей земле, всем объявил, что если начнём, то будем делать всё вместе. Они прислушались и работают с удовольствием и охотой.
Интересуюсь экономической выгодой для горожанина. Тут всё просто. Смородина самосбором стоит вдвое дешевле, чем на рынке. Через неделю цена ещё упадёт, начнётся досбор на уже собранных кустах. Такую переспевшую ягоду обычно собирают на вино. А ещё здесь в сезон подрабатывают пенсионеры и школьники. И таких людей много. Для них режим работы свободный – собираешь, устал, отошёл домой, отдохнул и в этот же день можешь продолжить работу.
Подхожу к Андрею, моё ведро взвесили, оценили. Расплачиваюсь и расспрашиваю у людей, рядом стоящих с полными посудинами.
«Мы приехали из Белгорода первый раз, знакомые сказали, что здесь хорошая смородина. 5-килограммовое ведро собрали за 20 минут. Она как вишня, крупная, сладкая. Собирать легко, берёшь в жменьку и кладёшь в ведро. Мы очень довольны», – говорит белгородка Лариса Леонидовна.
Внимание привлекает улыбающаяся семья с двумя парнями 17 и 13 лет.
«Мы за полтора часа нарвали 30 килограммов смородины. Висит она гроздьями, не надо выбирать по ягодке. Вкусная, заряженная витаминами. Мама её заморозит или перетрёт с сахаром. Ехали сюда с настроением», – отмечает старший Александр.
Уезжаю, заряженная не только витаминами, как сказали подростки, а ещё и позитивным общением. Сделаю из полезной ягоды желе и морс, остальное отправлю в морозильную камеру.