Делили на четверых. Как в советское время доставали модные шарфы
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Кажется, более незатейливого предмета одежды, чем шарф, не найти. Что может быть проще полоски ткани, обмотанной вокруг шеи? Но даже в нём, пусть не так ярко, как, например, в тех же джинсах, отразилось время и стремление одеваться модно, несмотря ни на какие обстоятельства.
Липовое заявление
Олег Константинович, а в 80-е годы прошлого столетия просто студент Олег, дважды подавал заявление в ЗАГС, но свадьба была одна, и не потому, что какая‑то из невест сбежала. Первый раз заявились туда с однокурсницей, только чтобы купить ей по талонам в салоне для новобрачных туфли, а ему мохеровый шарф.
«Во времена СССР это был невероятно популярный предмет одежды, одна из трёх главных вещей удачливого модника-мужчины зимой. Дефицитную ондатровую шапку мне подарили родители, о дублёнке, которая тогда не появлялась в свободной продаже, я и не мечтал, а вот заполучить мохеровый шарф благодаря липовому заявлению в ЗАГС было вполне реально», – рассказывает Олег Константинович.
Шарфы везли из Индии, Румынии, Италии. Самыми распространёнными были красные с крупной чёрной клеткой, затем зелёные, счастливчикам доставались редкие коричневые цвета. В зависимости от того, из какой страны шарф прибыл, и от популярности расцветки разгонялись цены у спекулянтов. Выложить за колючее сокровище можно было и 35, и 140 рублей – зарплату молодого специалиста в те годы.
«Друзьям-однокурсникам, что приехали на учёбу с Севера, такие шарфы присылали родители – в том же Норильске их можно было купить, – говорит Олег Константинович. – Одному моему другу этот предмет гардероба принесла мама со своего предприятия – она вытянула в розыгрыше талон на его покупку, другому привёз отец с партийной конференции. Они делили его с младшим братом, можете смеяться, но тот сидел в нём на уроках. Шарф надевали под школьный пиджак и так ходили весь день. Рядом кто‑то сидел в шапке из хонорика – в деревенской школе это был шик».
Шарф был атрибутом не только мужской одежды: в пору мрачных расцветок такое яркое и пушистое изделие не могло оставить без внимания прекрасную половину человечества. Будущая жена Олега Константиновича заматывала его вокруг головы наподобие чалмы, кокетливо поблёскивая «золотой» этикеткой производителя. Был и другой фасон: шарф сзади сшивали наподобие капора, а впереди застёгивали на булавку.
Те, кто не мог достать мохеровый шарф из‑за недостатка денег или отсутствия возможности, держали обычный шерстяной над чайником с кипятком, а потом расчёсывали его массажной щёткой. Но поднять ворс до высоты трёх сантиметров, как это было у настоящего мохера, не получалось, да и где достать отечественные шарфы такой яркой расцветки?
«Знакомый рассказывал, как он в московском магазине на Калининском проспекте выстоял многочасовую очередь за мохеровыми пледами. Там образовывались группы, которые покупали пледы в складчину и тут же разрезали их. Причём была своя технология: можно было разрезать плед вдоль и получалось четыре шарфа, если поперёк, то пять, но короче. По жребию счастливчику доставался отрез с этикеткой», – рассказывает Олег Константинович.
Мохеровые шарфы были настолько качественными, что впоследствии пережили многочисленные зимние рыбалки, лыжные прогулки, ими кутали детей в мороз.
«Шарф и сейчас со мной, – улыбается мужчина. – Когда делаю компрессы с лекарством на коленке, заматываю им ногу. А ещё на нём любит греться кот».
Обращали внимание
Надежда Васильевна переехала в Белгород в середине 70-х годов прошлого столетия из Латвии, здесь вышла замуж. И первым делом в семейной жизни купила себе и мужу по шарфу.
«Всегда любила красиво одеваться и из ничего могла придумать модный образ. Я купила два длиннющих шарфа, мужу темнее, себе посветлее. Они были более двух метров, их пышно и свободно обвязывали вокруг шеи, причём несколько раз, длинные концы свисали аж до низа пальто. Шарфы я сшила на заказ в ателье. Это было стильно, на нашу пару все обращали внимание», – вспоминает Надежда Васильевна.
Так как девушка хорошо вязала, то шарфов у неё было немало. Любимый – ярко-красный, недлинный. Его обвязывала вокруг шеи, чтобы закрыть подбородок до самых губ, концы свисали спереди – так ходили многие.
«Ещё делала имитацию шарфа на зимнем пальто, это было очень модно, – рассказывает женщина. – Роль шарфа играли помпоны, они свисали из‑под мехового воротника: под него пришивали шнурок, на котором они крепились, казалось, что это продолжение шарфа. Через пару лет мода прошла, и я их безжалостно отрезала».
В 80-е она переключилась на шарфы, горловина которых походит на отрезанный от тёплого свитера воротник. Популярной эту модель в 60-е годы сделал известный модельер Кристиан Диор, дополнив этим аксессуаром пальто. Свежая идея понравилась, за границей выпустили линейку шарфов-воротников. Через пару десятков лет уже и советские женщины вязали эти тёплые изделия, придумывая множество фасонов.
«Мне очень нравилось, что, в отличие от обычного, шарф-воротник не сползает, особенно при активном движении. Полюбил его за это и муж-рыбак, да и у детей с ним, уверена, шея была надёжно закрыта, а я даже в мороз могла надеть платье с декольте. Но использовала его редко: было неудобно натягивать тёплую вещь через голову – страдала прическа», – делится Надежда Васильевна.
Подойдёт платок
Каких только шарфов не было и у Ольги Волостец.
«Хорошо помню чрезвычайно популярный в 70-е трикотажный шарф в полоску разных цветов. А так мы их постоянно вязали. Это было первое изделие, как правило, в английскую резинку, после того как научился мало-мальски владеть спицами», – рассказывает женщина.
Главное, чтобы была пряжа, а купить её в то время – большая удача. Вязали из того, что было, поэтому нередко шарф был колючим, холодным, если это были синтетические нити. А чаще в ход шли распущенные вязаные вещи. Поношенную одежду не выбрасывали, а распарывали, затем распускали, нитки часто рвались, их связывали узелками.
«В конце 80-х в командировке в Москве, увидев у столичных модниц, купила длинный широкий красный шарф, – вспоминает Ольга Волостец. – Его наматывали на шею поверх демисезонной одежды, а концы бросали за спину. Меня ждало разочарование: заброшенные концы постоянно соскальзывали с плеч синтетической гладкой куртки. Помодничав пару раз, поняла, что мне страшно надоело постоянно отправлять их на место, и я засунула шарф в дальний угол шкафа. А вот «трубу» – сшитое в кольцо трикотажное полотно, надеваемое как капюшон, носила долго».
В пору дефицита шерсти и невзрачных расцветок в магазинах вместо шарфов использовали платки, ведь их выбор был намного разнообразнее.
«Белоснежный платок-паутинку ажурной вязки я надевала под зимнее пальто, в фасоне с открытым воротом было красиво и тепло. Муж сделал деревянную рамку с гвоздиками по бокам, на них я натягивала постиранный платок, чтобы сохранить его форму», – рассказывает ещё одна модница Анна Андреевна.
Под шарф годился любой платок. Нежнейший газовый с люрексовыми полосками хорошо шёл под плащ, расписной с цветами украшал демисезонные пальто.
«Главное – нужно было вытянуть один конец платка и перекинуть его через плечо, чтобы все видели его красоту», – улыбается женщина.
Надевала шёлковые шарфы под строгий деловой костюм и учитель Татьяна Брегвадзе:
«Мои были красные с чёрными вкраплениями либо белые. Несмотря на скромные витрины магазинов, очень хотелось выглядеть модно, и многим это удавалось с помощью такого вроде простого аксессуара, который преображал даже самый скучный наряд. И не такими уж плохими были наши шарфы, если мода на бабушкины изделия эпохи СССР сегодня возвращается».