Как в комплексе «Прохоровское поле» белгородских школьников погружают в историю
-
Арина Беседина
-
Белгородские известия
-
Арина Беседина
-
Белгородские известия
Самыми надёжными хранителями наследия были и остаются музеи. Но и они сегодня ищут такие формы работы, чтобы каждый посетитель выходил из стен просвещённым человеком, знающим и помнящим самые важные страницы истории своего народа.
На любой возраст
В историческом комплексе «Прохоровское поле» сразу три музея: «Третье ратное поле России», Музей бронетанковой техники» и «Битва за оружие Великой Победы». Экспонатов и информации здесь невероятное количество. Как помочь школьникам получить и усвоить этот объём знаний? Для этого разработаны различные интерактивно-образовательные программы, каждая из них связана с героическими страницами времён Великой Отечественной войны.
Почти все программы начинаются одинаково: ребятам предлагают почувствовать себя в роли солдата Красной армии. В раздевалке остаются ранец и сменка, а юный боец, что записался в добровольцы, получает пилотку, плащ-палатку и немедленно приступает к первым заданиям. Например, он должен определить, какая из двух мин наша, а какая – немецкая. Конечно, это муляжи, но сделаны они очень правдоподобно. Команда по очереди осматривает мины: макеты переходят из рук в руки, дети определяют их вес, смотрят на маркировку, а затем выносят вердикт. Сапёры, как говорили на фронте, ошибаются один раз. Сотрудники музея утверждают, что дети почти никогда не промахиваются.
Содержание программ для школьников разнится. На «Зарнице», которая проходит на улице, участников делят на две команды и предлагают задания соревновательного характера – побегать, попрыгать, подвигаться. Команде-победителю достаётся почётное право водрузить флаг.
«В этом году мы такую программу проводили масштабно – среди 16 школ района, – рассказывает заведующая отделом просветительно-образовательной деятельности музея Елена Чеботарева. – Сделали её со спортивно-туристическим уклоном. В зависимости от количества участников мы выстраиваем ход игры по‑разному. Для больших групп предусмотрена полоса препятствий, перетягивание каната, спортивные эстафеты и конкурсы, ориентировка на местности».
Все программы длятся от 30 минут до часа, готовые проекты адаптируются под разные возрастные категории. Так, один из традиционных проектов «Курс молодого бойца» предназначался для школьников среднего и старшего возраста. Но потом поступила просьба – сделать «КМБ» и для малышей. По сценарию, вначале бойцы получают обмундирование: пилотку и плащ-палатку. Учащимся младших классов в таком снаряжении неудобно, поэтому для них ограничились выдачей пилотки, а задания подобрали полегче.
Бывают случаи, когда программу приходится перестраивать для взрослых. Так, женщины одного из предприятий области решили на 23 Февраля сделать необычный подарок своим мужчинам. Они попросили провести для сильной половины «Курс молодого бойца». Сложность вопросов повысили, и взрослые бойцы с удовольствием разбирали и собирали оружие, вспоминали солдатские пословицы и поговорки, выстраивались в шеренгу, соревновались в наматывании портянок на скорость. Кстати, те, кто служил, с гордостью демонстрировали остальным, как это правильно делать, чтобы в боевом походе не натереть ногу сапогом. Также мужчины маршировали и пели негласный военно-полевой гимн – «Катюшу». Эту песню знают и взрослые, и дети и с удовольствием исполняют, поэтому она – обязательный элемент почти всех интерактивных программ.
Хитрости красноармейцев
Каждый интерактив ведут несколько сотрудников музея. Есть командир отряда, есть настоящий военный, который покажет, как разбирать и собирать оружие – ППШ. И никак не обойтись в таком деле без санинструктора, который научит оказывать первую помощь раненым. Кстати, полученные навыки в ходе программы-игры могут школьникам пригодиться и в жизни.
Организовывают для школьников и маршрутные игры. Участники программы передвигаются по экспозиции и преодолевают различные препятствия: отвечают на хитроумные вопросы ведущих, проходят квесты, проявляют меткость, сноровку.
Недавно в музее появилась новая программа – «Солдатская смекалка». Её разработали для учащихся средних и старших классов. Во время этой образовательной игры ребята знакомятся с полевой кухней, отвечают на вопросы (например, что такое понтонный мост), вспоминают фильмы и книги о войне, соревнуются в знании солдатских пословиц и поговорок, выполняют задания на логику. На всех этапах действительно приходится проявлять солдатскую смекалку. Из специально подготовленной презентации школьники узнают о роли животных в Великой Отечественной войне. В первую очередь о собаках – самых преданных четвероногих друзьях солдат.
«Здесь всегда царит творческий накал, – делится Елена Чеботарева. – Ребята показывают и ловкость, и сноровку, и находчивость. Все наши проекты направлены на то, чтобы дети познавали музей и историю нашей страны, её героическую страницу – Великую Отечественную войну и, конечно, Курскую битву. Иногда, слушая экскурсовода, дети могут устать, отвлечься. Но все знания, которые они получают с помощью игры, прочно оседают в памяти».
Время на таких площадках пролетает незаметно. В конце мероприятия всех участников поздравляют с успешным прохождением программы, а также вручают удостоверения о прохождении Курса молодого бойца. Не обходится и без фото в полном военном обмундировании возле танка. А ещё всегда можно подкрепиться здесь же, в кафе, где уставших бойцов ждёт настоящая солдатская каша.
Погружение с подкреплением
Одна из любимых школьниками программ – «Фронтовой привал». Здесь происходит знакомство с армейским бытом: что обычно делали солдаты на привале, как отдыхали. Конечно, улучали минутку, чтобы написать письмо домой, или просто пели – для задора и души. Чтобы окунуться в такую атмосферу, сотрудники музея раздают ребятам сборники фронтовых песен, включают музыкальное сопровождение и вместе с ними поют.
Научат тут писать и знаменитые «треугольники» – солдатские письма без конвертов. Очень удобно: на свёрнутых простых листах бумаги текст оказывался внутри, а на внешней стороне треугольника указывали адрес и отправителя. На «Фронтовом привале» дети учатся сворачивать и разворачивать такие послания, а ещё читают настоящие солдатские письма той поры.
Строгий командир в военной форме покажет и подскажет, как наматывать портянки. Многие ребятишки впервые в таких играх попробуют это повторить и запомнят на всю жизнь армейскую науку. А дальше бойцов ждёт настоящий марш-бросок по экспозиции.
Самый интересный элемент этого интерактива – почтальон, который приносит посылку. Школьникам рассказывают, что такая традиция существовала на фронте все годы войны. Простые люди собирали всем миром, чем порадовать и подбодрить бойцов. Что туда входило? Кусочек мыла, немного сахара, тёплые вязаные вещи и обязательно душевное письмо-треугольник с пожеланием бить фашистов до последнего.
«Дети вскрывают посылку и в мельчайших подробностях рассматривают её содержимое, – рассказывает Елена Чеботарева. – Конечно, это позволяет ребятам окунуться в атмосферу военного времени, представить себя на месте солдат, которым доставили ценную бандероль, и почувствовать, как тепло становилось красноармейцам от таких приветов из самых разных точек страны».
Незабываемые впечатления оставит типичный солдатский обед: в конце программы к ребятам с огромным переносным солдатским термосом приходит боец. Открывает его, и по всему фронтовому привалу разливается невообразимо вкусный запах горячей картошки. Её в салфетке выдают каждому участнику. Можно только представить, что испытывают школьники в этот момент. Наверняка думают о своих прадедах, которые точно знали, что такое лакомство в годы войны считалось настоящей роскошью.
Калейдоскоп проектов
«Ни шагу назад» – образовательная программа, которая родилась в музее «Третье ратное поле России». Её участникам предлагается в форме соревнования преодолеть препятствия, которые проходят через всю экспозицию музея. Юным бойцам предстоит записаться в ряды Красной армии, получить пилотки, котелки, бумагу и карандаш, чтобы потом написать своё письмо-треугольник, научиться оказывать первую медицинскую помощь. В конце боевого похода проходит награждение памятными значками.
Интерактивные программы не ограничиваются только военной тематикой. Музей часто проводит праздничные массовые мероприятия: «Рождественское настроение», «Широкая Масленица», «Пасхальный калейдоскоп» и даже «День рождения в музее». Чтобы стать участником любого из проектов, нужно внимательно следить за расписанием на официальном сайте музея-заповедника. Там постоянно выкладывают анонсы предстоящих событий и интерактивов с предварительной записью на них. Все программы, а также игровой 4D симулятор, тир и проезд на боевой технике доступны по Пушкинской карте.