Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
07 апреля 2023,  16:13

С теплотой и гордостью. В Белгороде прошла встреча ко дню памяти Станислава Косенкова

С теплотой и гордостью. В Белгороде прошла встреча ко дню памяти Станислава КосенковаКоллеги и друзья встретились в Пушкинском клубе, чтобы вспомнить великого мастераФото: Елена Ховхун
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

На мероприятии в Пушкинском клубе, которое состоялось в одноимённой библиотеке, вдова Станислава Степановича Косенкова рассказала о жизни великого мастера, в том числе о его детстве. Приглашённые – Анна Косенкова, художник Владимир Аксёнов, в прошлом директор Централизованной библиотечной системы Белгорода Валентина Абрамова, заслуженный работник культуры России Раиса Фирсова – вспоминали заслуженного художника РСФСР с большой теплотой и гордостью.

В числе лучших

Автор живописных работ, рисунков, монотипий, станковых графических серий, книжных иллюстраций трагически ушёл из жизни 26 марта 1993 года. Косенков иллюстрировал произведения Фёдора Достоевского, Николая Лескова, Виктора Астафьева, Василия Белова, Алексея Прасолова и других известных писателей.

Небольшая аудитория слушала рассказ Анны Косенковой с большим вниманием. Многие впервые услышали, что родился будущий художник в один из октябрьских дней 1941 года в телеге, когда мама Ефросинья Ивановна ехала с сестрой Полиной из белгородского села Киселёво домой в Рождественку (ныне Яковлевский округ). Позже Полина стала его крёстной.

По словам Анны Константиновны, Станислав по рождению крестьянин, по натуре – интеллигент. В роду его отца – люди, занимающие высокие должностные посты. Один дядя работал директором турбинного завода, второй – профессором ленинградского университета. Отец художника погиб в первые дни войны.

Косенков научился читать сам – как‑то, соединяя буквы в слоги, очень рано познал грамоту. Окончил семь классов Непхаевской школы и поступил в Курское художественное училище, получив отличную оценку за рисунок на экзамене. Но на первом курсе учился плохо – не хватало подготовки, а вот уже к окончанию был в числе лучших.

Анна Константиновна заметила, что её супруг знал названия всех трав, которые росли на малой родине в Рождественке, всех птиц, что прилетали туда из леса. Косенков был одним из самых читающих живописцев. В советский период с трудом собирал библиотеку. В мемориальном музее-мастерской, что находится в Белгороде на улице Князя Трубецкого, до сих пор хранятся книги, приобретённые Станиславом Степановичем.

Ещё одна история, характеризующая художника, произошла в его детстве зимой. По дороге в школу Косенков с ребятами бегал, баловался и провалился в полынью. Мальчишки помогли ему выбраться, и все вместе долго сушили одежду у костра. Домой он пришёл мокрым. Мама испугалась, что сын заболеет, и заплакала. У мальчика тоже потекли слёзы, он объяснил это тем, что боялся огорчить её испорченным пальто. Так сильно он любил маму.

После окончания училища Косенков поступил в Харьковский художественно-промышленный институт на факультет художественного конструирования, где состоялась судьбоносная встреча с художником-конструктивистом Василием Ермиловым, который стал для графика настоящим учителем.

Искусство жить для других

Вспомнить талантливого художника пришёл коллега Владимир Аксёнов, он рассказал историю первого рисунка Косенкова в училище. Потом это изображение яблони с идеально прорисованными мельчайшими деталями коры, ветками и листьями уже известный иллюстратор смотрел с друзьями и говорил: «Зачем я учился в училище, академии, если тогда был уже готовым художником?»

«Он всегда стремился к творческому совершенству, заложенному ещё в его первой работе, – отметил Владимир Васильевич. Он вспоминал, что Станислав, как старший товарищ, взял над ним творческое шефство, они вместе ездили на пленэры, в Москву на выставки и помогали друг другу по работе».

Станислав Степанович вошёл в белгородскую историю как создатель Пушкинского общества в начале 80-х, участвовал в открытии библиотеки в честь любимого поэта. Об этом рассказала Валентина Абрамова, в то время работающая бок о бок с художником. Она вспомнила, как они вместе собирали первые книги для будущей библиотеки-музея, формировали фонды, определялись с помещением и статусом пушкинского уголка в Белгороде. В это время все дела в жизни он связал с произведениями Александра Сергеевича. Художник работал над «Русланом и Людмилой», иллюстрируя произведение впервые не только как сказку, но и как поэму.

Путь Станислава Косенкова был ярким, трудным, стремительным, он прожил всего 51 год, но оставил огромное культурное наследие, которым гордятся не только белгородцы.

«Слава всегда притягивал к себе известных людей, и после его ухода они говорили, что потеряли друга, вдохновителя, умного собеседника», – подытожила Анна Константиновна.


Ко дню памяти Станислава Степановича в Пушкинской библиотеке-музее открыли две выставки. В книжной представили альбомы с репродукциями работ художника, издания о нём, а также книги, которые он иллюстрировал. Вторая посвящена 80-летию Курской битвы, которое отмечается в этом году. В экспозиции выставили цветные линогравюры художника из знаменитой серии «Прохоровское поле».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×