Метеорит с клумбы. Откуда в музее Прохоровской гимназии уникальные экспонаты
О необычном школьном музее рассказывает «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Письмо об этом музее в редакцию прислала учитель на пенсии Людмила Ликарчук. Она поведала, что, работая в школе, немало сил со своими учениками вложила в его создание. «А моим преемником-энтузиастом уже много лет является учитель истории – Александр Мишурин, отличник просвещения, лауреат премии имени Ватутина. Его помощница в работе – Людмила Мишурина. Они так много сделали для обогащения музея экспонатами, что давно достойны того, чтобы о них написали.
Ушёл в землю
Историко-краеведческий музей Прохоровской гимназии открылся почти 40 лет назад – 9 мая 1983 года, в честь 40-летия Курской битвы. За это время дети, родители, учителя и другие неравнодушные жители района собрали около 1,3 тыс. экспонатов, которые составили 14 тематических разделов, посвящённых археологии, сельскому быту, воинам-афганцам, истории школы, работе поисковиков и многому другому.
В начале 1990-х за управление музеем взялась учитель географии Людмила Мишурина, а с 1996 года за ним заботливо следит её супруг Александр Мишурин. 29 лет он проработал в Прохоровской гимназии учителем истории. Несколько лет назад педагог ушёл на пенсию, но свою общественную работу не бросил и по‑прежнему продолжает руководить школьным музеем.
До 2014 года все экспонаты теснились в небольшом кабинете в старом корпусе школьного здания. После ремонта музею уже выделили просторный кабинет, в котором раньше располагался класс музыки.
При переезде экспозицию модернизировали, перебрали многочисленные экспонаты, добавили много новых фотографий, а старые привели в порядок – пересняли и обработали, чтобы придать более современный вид.
«У нас есть такие интересные экспонаты, которым позавидует любой белгородский музей, – уверенно говорит Александр Алексеевич. – Чего только стоят крылья самолёта, разбившегося в 1942 году. Однажды полевой аэродром атаковали немецкие самолёты. Наш лётчик взлетел и хотел уже вступить в бой, но был сбит и упал с довольно большой высоты. Пилот погиб, самолёт ушёл в землю, а крылья от удара отбросило в стороны».
После войны местные ребята решили найти самолёт и откопать. Благо у тех событий был очевидец, который показал примерное место падения. И жители действительно докопались до кабины. Она была сильно покорёжена, а внутри находилось тело пилота. Парни вытащили полевую сумку, а самолёт закопали обратно.
В сумке нашли документы на имя украинца – Алексея то ли Арбузова, то ли Гарбузова. Точнее установить не удалось, собранные документы отдали в военкомат, откуда их переслали в Киев, после чего дело затихло.
«Позже и мы с металлоискателем пытались найти место, где находится кабина. Но ничего у нас не получилось, наверное, она уже слишком глубоко под землёй», – сетует руководитель школьного музея.
Зато неожиданно удалось отыскать потерянные крылья самолёта. Выяснилось, что первые искатели их тоже откопали, и они преспокойно лежали во дворе дачи местной жительницы, прислонённые к заборчику. Говорили, что там же хранился и винт, но его не нашли.
«Мы забрали крылья в наш школьный музей. Когда их чистили, собрали два ведра земли, – вспоминает Александр Мишурин. – Затем одно крыло мы отдали в музей старооскольского поискового отряда «Поиск» (сейчас это историко-патриотическое объединение «Поиск» – прим. авт.). Они взамен дали нам противотанковое ружьё в отличном состоянии. Второе крыло осталось храниться в музее гимназии. Но позднее и оно нас покинуло».
Лучший дар
В 2010 году готовился к открытию прохоровский музей «Третье ратное поле России», и к этому событию объявили конкурс на лучший экспонат, переданный школьниками.
Отклик получился грандиозным. Ребята и учителя со всего региона приносили оружие времён Великой Отечественной, военную форму, предметы военного быта, трофеи, старые газеты и документы, письма и дневники участников боевых действий и тружеников тыла. Одни принесли ложку американского солдата, которую советский воин получил в обмен на свою, при встрече на Эльбе, вторые – ложку узника гитлеровского концлагеря, третьи – кирку работницы железнодорожной ветки Старый Оскол – Ржава. А хранители краеведческого музея Прохоровской гимназии согласились расстаться со своей реликвией – оставшимся у них крылом Як-7.
«За наш дар нас очень благодарили, – рассказывает Александр Мишурин. – Дали грамоту, и на конкурсе мы заняли первое место.
Сейчас у этого крыла есть даже индивидуальная витрина».
О Сталине и Распутине
На стене гимназического музея в рамке за стеклом хранится первый номер нелегальной революционной газеты «Искра», основанной Владимиром Лениным в 1900 году. Эпиграфом издания была фраза «Из искры возгорится пламя», взятая из стихотворения поэта-декабриста Александра Одоевского. Сейчас имя газеты носят улицы «Искры» в Москве, Сочи, Кирове, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Оренбурге. В Санкт-Петербурге есть Искровский проспект, а в Харькове – Искринская улица. А ещё в СССР выпускали посвящённые ей почтовые марки.
Редкий экспонат принёс житель посёлка Юрий Шляхов.
«Эта газета была найдена в Германии. Сзади стоит печать немецкого города, но, к сожалению, смазанная, так что непонятно, какого именно, – демонстрирует Александр Алексеевич. – Мужчина нашёл экземпляр у себя дома, но рассказать о судьбе листка сейчас уже некому».
В коллекции музея есть газета «Красный черноморец» 1944 года. Передовица в ней рассказывает о вручении ордена «Победа» Иосифу Сталину. Это одна из старейших газет Вооружённых сил России, которая издаётся с 1920 года. Сейчас издание Черноморского флота носит название «Флаг Родины».
Ещё одна печатная редкость – газета «Русское слово» от 17 марта 1917 года, с первой статьёй, повествующей об аресте семьи Распутина. Общественно-политическое издание «Русское слово» печатали в Москве, начиная с 1895 года. В июле 1918 года его закрыли.
Странный камушек
По словам Мишурина, обычно печатные издания и документы дарят музею родители, а вот сами дети чаще приносят «железо». К примеру, один парнишка принёс банник – ёршик для чистки орудийных стволов.
«Спрашиваю: «Где ты взял?» Он говорит: «Да у батьки в сарае». Я уточняю: «И пушка там стоит?» Отвечает: «Нет, пушки я не видел».
Несколько шкафов посвятили предметам времён Великой Отечественной войны. Среди них есть, к примеру, подаренный выпускником абсолютно целый, исправный немецкий телефон и немецкая кофемолка 1932 года выпуска. Там же хранится более современный танковый перископ.
Наследие скифов
«Однажды прихожу я в школу, а мне вахтёр говорит, что для меня есть коробка. Какой‑то мужчина принёс. Открываю, а там археологические находки: скифские стрелы, фрагменты сбруи и тому подобное. Думаю, это был чёрный копатель. Вряд ли у кого‑то на огороде такое валяется», – говорит Александр Алексеевич.
Хотя бывают и исключения. Пятиклассник находился рядом с отцом, когда тот боронил землю недалеко от Берегового. Острый глаз ребёнка разглядел застрявший в бороне предмет. Ученик решил принести его в школу и показать учителю истории. Оказалось, это скифский акинак – длинный кинжал, или короткий железный меч. Тут его одноклассник заметил, что когда у них дома рыли погреб, то выкопали такой же акинак. Так что теперь в витрине музея сразу два исторических предмета.
Печку-буржуйку издалека принесли три пятиклассницы. Пешком тащили из хутора Липовка. Девчонки рассказали, что нашли её в разбитой землянке. А два брата-шестиклассника принесли с пункта сбора металлолома три чугунные узорчатые печные заслонки.
За стеклом одного из шкафов можно заметить необычный тёмный предмет величиной с грецкий орех. Это половинка распиленного метеорита.
«Как‑то семье одного из учеников привезли домой землю для клумбы, – говорит руководитель музея. – Смотрят – камушек лежит. Казалось бы, ну камень и камень, чего уж. Но любознательный ученик пригляделся: странно, растрескавшийся какой‑то. А вдруг метеорит?»
Отец парня отправил предмет на экспертизу, которая подтвердила его внеземное происхождение. Из чего он – неизвестно, но ясно, что не металлический, так как не магнитится.
В глаза бросается необычный самовар с белыми узорами и надписью, прочесть которую невозможно из‑за отломленного кусочка. Зато можно перевести слово patent, которое переводится как «правильный» или «превосходный».
«После Первой мировой войны в Европе резко возникла мода на русскую культуру. Но бюргеры считали несерьёзным раздувать жар в самоваре голенищами сапог, поэтому использовали фаянсовые самовары. Кипятили ведро воды, наливали туда и как русские пили чай вроде как из самовара», – поясняет учитель истории.
Рядом лежит наконечник копья из Беленихино, наконечник дротика из Сторожевого и кольчуга, в которой каждое металлическое колечко соединено с пятью находящимися рядом. Её школьники сделали сами под руководством Александра Мишурина.
Здесь же под стеклом хранятся каменный боевой топор, наконечник копья и бронзовые наконечники стрел, половина из которых с отверстиями.
«Это так называемые свистящие стрелы, – объясняет историк. – Представьте себе: сто воинов пускают стрелы, и все они со свистом летят на врага. Получается отличный эффект запугивания».
Ярмарочный клад
Есть в школьном музее даже настоящий клад из 147 медных монет. Отец с сыном нашли его при вырубке посадки в 500 метрах от железнодорожного вокзала.
«Наверное, каким‑то инструментом крынку зацепили. В кладе были монеты с 1898 до 1917 года. В те годы в Радьковке проходила большая ярмарка, а в Прохоровке стоял маленький таможенный пост, на котором собирали с проезжавших с покупками мелкий сбор. Вот такие монетки и закопали какие‑то хитрые сборщики, а потом, видимо, что‑то случилось, и за ними больше не пришли», – рассказывает Александр Алексеевич.
Помимо этих монеток, в витрине можно увидеть и другие металлические и бумажные деньги разных веков. Здесь же хранятся пушечные ядра, а также солонка XIX века.
«А знаете, откуда взялось выражение «не солоно хлебавши»? – спрашивает Александр Алексеевич. – Были времена на Руси, когда соль являлась редким и ценным продуктом. И если в доме она была, то хозяева обычно добавляли её в еду для себя или для очень важного, дорогого гостя. Простым же гостям часто предлагалась несолёная еда, отведав которую они покидали дом не особенно довольными. Так что, уйти не солоно хлебавши – значит не получить желаемого, разочароваться».
А вот гости музея Прохоровской гимназии точно не уходят из него разочарованными. С таким влюблённым в своё дело руководителем и экскурсоводом, как Александр Мишурин, поток желающих прикоснуться к истории здесь не иссякнет.
Анна Емельянова