Как алексеевская Станция юных техников готовит будущих конструкторов
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Детское техническое творчество, которое зародилось в нашей стране в 1920-е годы, во многом предопределило эффективность промышленности и армии в годы Великой Отечественной войны, послевоенный прогресс авиакосмической отрасли, достижения в приборо-, машино- и станкостроении. Именно это направление дополнительного образования десятки лет взращивало для страны изобретателей, рационализаторов, инженеров и высококвалифицированных рабочих.
Когда в 1990-е годы господдержка СЮТов свелась к минимуму, сохранились они благодаря величайшему энтузиазму влюблённых в своё дело педагогов. К тому же в технической среде всегда были люди, которые после основной работы находили силы и желание позаниматься с детьми: за символическую зарплату совместителей учили конструировать ракеты, машины, самолёты, корабли. А значит – мечтать и строить своё будущее.
Похожие испытания проходила и алексеевская Станция юных техников. Благо, с момента её основания в 1972 году там трудились и трудятся увлечённые люди, для которых лозунг «Дети – наше будущее» – не просто слова. Дмитрий Сергеев, Евгений Ефремов, нынешний директор станции Сергей Копанев, около 30 совместителей ведут технические, художественные, социально-гуманитарные кружки, здесь же старшеклассники получают рабочие профессии. Всего же в алексеевской СЮТе занимаются 1,2 тыс. детей и подростков.
От листка к ракете
О заслугах педагогов можно судить по достижениям учеников – их у алексеевских сютовцев предостаточно: регулярно воспитанники становятся победителями региональных и всероссийских соревнований. В прошлом году юный автомоделист Станислав Гончаров за достижения в техническом творчестве получил путёвку во Всероссийский детский центр «Орлёнок» и ежемесячную премию губернатора Вячеслава Гладкова.
«Но самая большая радость для нас – если у наших выпускников всё в жизни складывается хорошо и правильно. Когда они выбирают профессию по душе, применяют полученные у нас знания, становятся мастеровыми и знающими людьми», – делится Сергей Копанев.
Сам Сергей Владимирович посвятил работе на СЮТе более 28 лет – начинал как совместитель и тонкости автомоделирования знает от а до я.
«Первоначально будущую модель чертим на бумаге, затем вырезаем и склеиваем. Когда этот простейший навык усвоен, переходим к мягкой потолочной плитке, повторяем всё то же самое, готовые машины раскрашиваем, делая максимально похожими на оригинал», – рассказывает о ступенях обучения Сергей Копанев.
Далее ребята из готовых копий настоящих автомобилей делают радиоуправляемые или с бензиновыми двигателями, с которыми и выступают на соревнованиях. Это тот самый момент, когда теория (физика, радиоэлектроника, черчение) соединяется с практикой (пайкой, работой на токарном станке, подготовкой аккумулятора).
Состязания автомоделистов, к слову, по азарту и скоростям под стать настоящим, «взрослым» ралли, ведь автомобили разгоняются на них до 100 км/ч.
«Управление моделью – ещё один этап обучения. Ребёнок учится не только направлять автомобиль в коридор движения, но и готовится психологически, поскольку этот вид спорта требует большого терпения и выдержки», – считает директор СЮТа.
На базе алексеевского СЮТа, кстати, уже 10 лет проводят зимние и летние областные соревнования авиамоделистов: есть здесь и прекрасный крытый зал для этих целей при ФОКе, и идеальная уличная площадка.
Братья по станции
Как это было много лет назад, так и сегодня «агитируют» учеников на занятия СЮТа по школам. Случается, что в первую волну в начале учебного года в сугубо технические секции даже приходят девочки (сегодня в алексеевской СЮТе их пять). Правда, занимаются год-два, а потом занятие оставляют. Мальчишки же по природе своей, если прирастают к конструированию – считай, навсегда.
«У нас вообще программа рассчитана на четыре года обучения, но случается, приходится дописывать её для тех воспитанников, кто не хочет от нас уходить», – уточняет педагог.
Ещё один путь в техническое творчество – наследственный. Если в семье занимался один брат, то, скорее всего, за ним потянется и второй, как в семье Станислава Гончарова. Ещё интереснее случилась история в семье Лаптевых: сыновья Илья и Никита уже выпустились из СЮТа, а их отец Валентин Владимирович, который их всегда поддерживал, стал и остаётся главным судьёй областных соревнований автомоделистов.
«Вообще, здорово, когда родители заинтересованы в том, чтобы дети занимались любым видом творчества, в том числе техническим. Для нас, педагогов, это огромная помощь, – делится Сергей Копанев. – Но самое главное, это помощь для самих ребят, которые проводят время с пользой, познавательно, и получают при этом уважение окружающих за проявленные трудолюбие, целеустремлённость, упорство».
Согласимся, что именно благодаря реакции родных и друзей на достижения и умения детей, подрастающая молодёжь понимает, что инженер или конструктор – это звучит гордо. Надеемся, что обозначенные перспективы развития нашей страны выведут и сами эти профессии, и тех, кто готовит к ним детей в технических кружках с раннего детства, на новый уровень.