Почему на новооскольской Станции юных техников лучше всех запускают дроны
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В мае в Новом Осколе состоялось региональное первенство по авиапилотированию «Квадростарт». Участие в соревнованиях приняли 13 команд со всей области, но заслуженная победа досталась воспитанникам новооскольской Станции юных техников. Узнали у ребят и их наставников, как проходили состязания, сложно ли управлять дроном и как освоить азы пилотирования.
«Следим за трендами»
Приезжаем в Новый Оскол пятничным июньским днём. На Станции – творческий беспорядок: этим летом ребятам не до каникул, они готовятся сразу к нескольким важным соревнованиям: по запуску моделей самолётов в цель и на дальность, а также к состязаниям по судомодельному спорту. В мастерских заряжаются большие радиоуправляемые корабли, с ними школьники ходят тренироваться на речку.
На данный момент на Станции юных техников постоянно занимаются больше 150 школьников. Кто‑то осваивает ракетомоделирование, кто‑то собирает машинки и те же корабли, а часть ребят увлеклась управлением коптерами. Первые дроны здесь появились около четырёх лет назад.
«Прогресс не стоит на месте, – говорит руководитель новооскольской Станции юных техников Виталий Майборода. – Мы стараемся следить за трендами. Радиоуправление у нас присутствует практически во всём, так что ребята довольно быстро освоились и с дронами».
Среди тех, кто принимал участие в первенстве, Илья Прохоров и Иван Коршененко. Для них эти соревнования стали первыми. Как говорят ребята, было волнительно и не всё получалось идеально, но командный результат оказался лучшим.
«Я вообще очень люблю коптеры, – делится Илья, он занимается на Станции юных техников уже семь лет. – Дома у меня четыре дрона, есть и большие, и маленькие. И с теми, и с другими управляюсь примерно одинаково. Но начинать лучше, конечно, с маленьких».
Иван попал на Станцию чуть позже, около двух лет назад. Но и он с коптерами на «ты». Достаёт из коробки четыре маленьких дрона, подключает батарейки. Они совсем небольшие и лёгкие.
«Хватает таких батареек всего на пять минут, – говорит Ваня. – Так что лучше иметь несколько про запас».
Не игрушки
Ребята подключают коптеры к джойстикам, пробуют управление. Дроны мигают лампочками, выглядят как игрушки и размеры у них соответствующие: 8,5 на 8,5 см. Тем не менее эти коптеры полноценные участники соревнований в своём классе.
«На первенстве был и ещё один соревновательный класс – «квадро wi-fi», – поясняет Виталий Майборода. – Это такие же маленькие дроны, которые могут использоваться в закрытых помещениях, но с управлением через приложение в смартфоне. Там джойстик сенсорный. Они более медленные, мы их не используем».
Тем временем коптеры у ребят уже вовсю жужжат и медленно поднимаются в воздух. Их задача, как и на соревнованиях, чётко преодолеть четыре препятствия-кольца на время.
Илья ведёт свой дрон, то поднимая, то опуская его – кольца подняты на разную высоту. Коптер натужно жужжит, но в умелых руках трассу проходит легко и быстро. Хотя Илья замечает, что получаться у него стало далеко не сразу.
«Два раза нужно пройти кольца, – говорит он. – Максимальное время – три минуты. Я прошёл за одну минуту и пять секунд. Может было бы и меньше, но для меня это были первые соревнования, так что я волновался».
Ваня соглашается, ему тоже было непросто.
«В первом туре у меня коптер даже перевернулся, – вспоминает он. – На этот случай у каждого спортсмена есть помощник, который ставит дрон на том же месте. Сбился или нет, а трассу надо пройти до конца. Мы, когда готовились, проводили гонки».
Ребята переподключают батарейки, одна из которых уже успела разрядиться, и устраивают настоящие показательные гонки на квадрокоптерах. В таком соревновательном напряжении трассу проходить сложнее и один из дронов сходит с дистанции. Потом возвращается, и проходит трассу до конца. Тем не менее со стороны кажется, что управлять маленькими жужжащими, будто игрушечными, коптерами легко и просто. И я решаю попробовать.
Начинать с малого
Ваня помогает мне с батарейкой, объясняет азы управления: левый рычаг – газ, правый – управление. До этого мне ни разу не приходилось иметь дело с дронами, боюсь разбить хрупкий коптер. Но как замечает методист Станции Ирина Майборода, которая пришла посмотреть на мои попытки, перевернуться и упасть для этих «малышек» – это нормально.
«Это именно тренировочные модели, – говорит она. – Они больше всего подходят для новичков, кто раньше никогда не управлял коптерами в принципе. Хотя есть и специальные компьютерные симуляторы, чтобы дополнительно подготовиться».
Я нажимаю на левый рычаг, и дрон начинает жужжать, но с места не двигается. Пытаюсь направить его правым рычагом, но получается плохо – он меня не слушается. Ребята наперебой подсказывают, куда нажимать и что делать. Потом коптер внезапно поднимается под самый потолок, на мгновение зависает возле люстры, вызывая у меня единственное желание – поскорее передать джойстик профессионалам. Чуть опускаю «малыша», и, конечно, он резко падает на пол. Пилот из меня так себе.
«Ничего, – говорит Виталий Майборода. – Тут вопрос тренировок. Чем больше практикуешься, тем лучше получается. Профессионалы, например, тренируются не менее двух часов в день».
— У вас наверное только мальчишки занимаются, – намекаю я на своё женское неумение обращаться со сложными механизмами.
— Да, в основном мальчишки, девочек почти нет. Хотя в масштабе международных состязаний, таких, например, как скоростные гонки, называемые дронрейсингом, которые ежегодно проводят в Дубае, и девочки-подростки легко побеждают. Так что всё возможно. Правда, там дроны летают со скоростью до 200 километров в час и сквозь препятствия пролетают на такой скорости. Ну и призовой фонд там 1 млн долларов.
Я смиряюсь, с моими способностями к управлению 1 млн долларов мне не видать, но ребята меня подбадривают, надо тренироваться на таких вот «малышах». А уж потом можно переходить и на более серьёзные классы коптеров. Они складывают разрядившиеся дроны в большую коробку, а я задумываюсь о покупке такого же крохотного коптера. По уверениям ребят, стоят они недорого, зато развивают ловкость, внимательность, реакцию. А ещё это весело. Хотя для воспитанников новооскольской Станции юных техников это не просто развлечение, а уже осознанный выбор. Очень многие подростки, пройдя такую школу, впоследствии выбирают для себя сложные технические профессии, а кто‑то поступает и в военно-авиационные училища. Ведь большие мечты начинаются с малого.