От онлайн-экскурсий до рэп-баттла. Зачем перечитывать классику взрослому человеку
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В Белгородской научной библиотеке при поддержке Президентского фонда культурных инициатив идёт реализация грантового проекта «PRO. Наше_наследие». Его цель – изучение биографического и информационного материала о жизни и творчестве классиков русской литературы и связанных с ними произведений изобразительного искусства.
О том, нужен ли такой проект современной молодёжи, «Белгородские известия» поговорили с руководителем проекта, директором библиотеки Надеждой Рожковой.
О структуре и аудитории
Торжественное открытие цикла мероприятий состоялось в ноябре. Шесть месяцев педагоги, библиотекари, студенты и школьники будут участниками и слушателями проекта. Уже завершился первый блок мероприятий – пушкинский. После солнца русской поэзии изучили жизнь и творчество Михаила Лермонтова, а также послушали три лекции о Льве Толстом. Их прочитала заслуженный работник культуры, заведующая отделом научно-исследовательской работы музея-усадьбы «Ясная Поляна» Галина Алексеева.
«Тема марта – жизнь и творчество Антона Чехова. Апрель пройдёт под знаком Анны Ахматовой, и завершится проект обзором литературы Серебряного века», – рассказывает Надежда Петровна.
О возможностях
В числе партнёров проекта – Всероссийский музей А. С. Пушкина, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музей истории литературы им. В. И. Даля, музей-усадьба «Ясная Поляна».
«Грантовые средства позволили привлечь высокоуровневых лекторов, подготовить выставки по изобразительному искусству, совершить виртуальные экскурсии по залам Пушкинского музея, Эрмитажа, Третьяковки, где хранятся портреты писателей, их сподвижников, близких и друзей», – объясняет руководитель проекта.
По её словам, такой кластерный подход раскрывает классика как талантливую личность, общественного деятеля, который до сих пор своим творчеством оказывает огромное влияние на русскую культуру.
О том, зачем это нужно
«Первое – хотим, чтобы это было познавательное времяпровождение. Второе – необходимо повысить литературный уровень знаний школьников и студентов. С некоторыми невозможно разговаривать на языке, который лет 25 назад был понятен всем. Когда молодому человеку говорят, что он молчит, как Герасим, его эта фраза ставит его в ступор, – сокрушается Надежда Рожкова. – Мы продвигаем классику для изучения, повторения, перепрочтения произведений и ликвидируем огромнейший пробел в духовном образовании».
В этом проекте читают вслух и даже объясняют услышанное. Вроде бы язык Пушкина лёгкий в произношении, но содержит слова, которые необходимо объяснить детям. Например, читая «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», встречаем словосочетание «сенная девка», лексическое значение современной молодёжи уже непонятно. Это нужно преподносить интересно в таких формах, как игра, викторина, брейн-ринг.
О проблемах и воспитании
В библиотеке часто звучит сакраментальный вопрос, заданный читателем: «А порекомендуйте мне что‑нибудь новенькое». Сотрудники, конечно, подбирают, но и напоминают, что не вся классика у нас прочитана.
«В системе образования многое было упущено. Сейчас бьют в колокола многие специалисты-педагоги, учёные, социальные структуры, что дети на уроках литературы не получают тех знаний, которые были свойственны советской школе, – объясняет директор библиотеки. – В подходе к современной литературе формируется вкусовщина – не нужно в чтении быть всеядным, это очень вредно, это распыляет внутреннюю структуру».
Она уверена, что нужно читать классику, тогда работает душа, мозг, обогащает словарный запас, ведь невозможно читать Достоевского и не включать сознание. Знание классической литературы даёт возможность человеку уверенно себя чувствовать в современном мире, позволяя понимать театральное и музыкальное искусства.
О востребованности и продолжении
Организаторы с окончанием грантового срока собираются его продолжить. Читатели, которые приходят на публичные лекции, оставляют хорошие отзывы.
«Люди соскучились по интеллектуальному общению, его не хватало последние годы. Проект востребован. Хотя для библиотеки не совсем привычны мероприятия, например рэп-баттл по классике, брейн-ринг или квест-игры. Но они востребованы, и с помощью проекта мы хотим расширить круг общения и привлечь читателей», – комментирует Надежда Петровна.
Все события проекта транслируют на портале «PRO.Культура.РФ» и цифры говорят сами за себя – за открытием проекта в онлайн режиме следили 2 335 человек, онлайн-экскурсию по иллюстрациям Пушкина посмотрел 2 121 участник, лекции о Лермонтове прослушали 128 096 любителей его творчества.
О лекциях и не только
Заведующий отделом «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» музея истории российской литературы им. В. И. Даля Сергей Шаулов подвёл итоги трёхдневного лекционного цикла:
«Разговор о поэзии и «Герое нашего времени» показал закономерности развития лирического таланта Лермонтова, которые обычно не очевидны. Первая биографическая лекция, задача которой – показать, что на наше нынешнее восприятие творчества писателя влияет не только скудность источников, но и некая дымовая завеса, которую он часто создавал своей эстетической игрой на материале собственной жизни».
Отмечу, что Михаил Юрьевич писал «Героя нашего времени» не для изучения в школе. Это истории для взрослых, с которыми должны только знакомиться в школе, чтобы потом в старшем и зрелом возрасте к ним вернуться. Понять их по‑другому. Основная цель лекций, чтобы люди подошли к этой книге не со школьных позиций.
Мнения читателей
По окончании лекций лермонтовского цикла заведующая библиотекой в посёлке Комсомолец Белгородского района Ирина Лян поделилась впечатлениями:
«Лекция интересная, очень понравилась, узнали много нового о произведении «Герой нашего времени», сам лектор рассказывал доступным простым языком, побольше бы таких встреч, огромное спасибо организаторам проекта».
Заведующая отделом абонемента областной библиотеки Ольга Иващенко отметила, что лектор привёл много неопубликованных биографических фактов, проанализировал роман по каждой главе, её порадовало, что вспомнили лермонтоведа Ираклия Андроникова и его передачи, посвящённые классику.
Кандидат филологических наук Людмила Ушакова подчеркнула, что, на её взгляд, лекция была бы больше интересна подготовленному слушателю.
«Я для себя многое вспомнила и даже узнала кое‑что новое, например как использовался в романе такой художественный приём, как двойничество героев: Печорин и Грушницкий, княжна Мэри и Бэла. Военнослужащим, которые сидели во втором ряду, думаю, было сложно, но они слушали внимательно. Спасибо библиотеке за такой цикл лекций», – отметила Людмила Иосифовна.
18 декабря лермонтовский блок завершился традиционной интеллектуальной игрой в формате брейн-ринга. Турнир состоялся при поддержке белгородского Клуба интеллектуальных игр, филармонии, академического драматического театра им. М. С. Щепкина и кинотеатра «Гриннфильм».