Чтобы тебя услышали. Зачем Анна Пашенко поехала в «Артек»
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Сколько бы раз ты ни выходил на сцену – всегда будешь волноваться. Даже не о том, как ты там выглядишь, а о том, чтобы тебя услышали и правильно поняли. И о том, чтобы жюри и зрители совпали с твоим внутренним ощущением, – признаётся восьмиклассница из Бирюча Анна Пашенко.
В начале апреля она победила на региональном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» и получила путёвку в крымский «Артек».
«Я обычно, когда волнуюсь, пытаюсь переключиться на то, что люблю, на людей, которые меня вдохновляют», – делится секретом удачного выступления школьница.
Выступать перед публикой ей не в новинку: сказываются восемь лет в музыкальной школе по классу фортепиано. Литература и русский язык у отличницы Ани Пашенко, разумеется, любимые школьные предметы.
«Стараюсь, когда есть свободное время, читать. Чаще выбираю классику, а не что‑то фантастическое», – рассказывает она.
Областной этап «Живой классики» проходил в Белгороде. Победу в своей номинации – ученики 7–8-х классов – школьница одержала с рассказом «Память» Юрия Яковлева.
«Я и раньше была знакома с произведениями Юрия Яковлева, до этого читала его «Игру в красавицу». И когда надо было менять произведение, мы опять обратились к Яковлеву и выбрали этот его рассказ», – говорит Анна.
— Ты откуда знаешь про Лиду? – спросила она.
— Знаю. – Девочка внимательно смотрела на завуча, при этом облизывала кисточку. – Я и про вас знаю… Юная партизанка Тоня Кулакова…
— Тоня Кулакова, – подтвердила Антонина Ивановна и посмотрела на свою маленькую собеседницу как бы издалека. – Я ведь тоже была девчонкой. На два года старше Лиды.
— Лида всё время толкалась на станции. Среди фашистов. Считала вагоны. Заглядывала внутрь. И записывала.
— А я доставляла записочки партизанам.
Теперь разговор строгой наставницы и ученицы напоминал встречу двух бывалых людей, когда один помогает вспоминать другому и две человеческие памяти сливаются в одну.
— Лида не только хранила мины, она собирала их, – говорила девочка. Она была ловкой и осторожной. Ни одна мина не взорвалась в её руках.
— Мина не взорвалась, – подтвердила Антонина Ивановна и опустила голову, – но Лида погибла…
Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своём трудном пути. Первой заговорила девочка:
— Дедушка говорит, что всё равно, от чего погибать – от мины или от пули.
— Это верно, – согласилась Антонина Ивановна, – вопрос – кому погибать…
Говоря «мы», школьница имеет в виду педагога, вместе с которым готовилась к конкурсу, – учителя русского языка и литературы и директора школы Елену Коцареву.
«Преподнести произведение публике возможно после большого, подробного разбора: почему так поступил герой, почему именно это слово выбрал автор, какой знак препинания стоит… И на ребёнка нужно смотреть: у каждого свой типаж. Нужно подобрать для него произведение, которое он поймёт, которое ляжет на душу», – рассказывает Елена Анатольевна.
В начале мая Аня поехала в международный детский центр «Артек». Там она будет отдыхать, заодно участвовать в тренингах и мастер-классах и, как призналась сама, немножко переживать.
«Ты просто выходишь и то, что ты есть, вкладываешь в своё выступление и показываешь. Артистизм, конечно, нужен, но главное – интерес к произведению, которое подготовил, и к самому выступлению, – раскрывает она ещё один секрет удачного выступления перед публикой».
У талантливых школьников принято интересоваться планами на будущую профессию. О ней Аня пока говорит осторожно:
«Точно сказать не могу. Сказать – это вроде как надо и уже сделать. А я пока определяюсь. Думаю выбрать что‑то творческое. Учитель – это ведь тоже творческая профессия».
Очередной этап «Живой классики» состоится 15 мая. В финал конкурса пройдут 10 человек. В начале июня они выступят на Красной площади в Москве, где и будут состязаться за звание победителя. Возможно, в этой десятке москвичи и гости столицы услышат и Аню Пашенко.