Раиса Суслова собрала сведения для книги о воинах-афганцах из Вейделевского района
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Книга «Ожившая память» вышла в 2021 году. Её автор, Раиса Суслова, не просто собрала сведения об участниках войны в Афганистане, но и написала очерки об их жизни. Раиса Александровна – руководитель вейделевского литературного объединения «Строка», агроном-полевод с сорокалетним стажем. Пишет стихи и прозу, является автором и соавтором нескольких краеведческих изданий.
Разговаривали часами
«Мне позвонили из управления соцзащиты населения администрации Вейделевского района и предложили написать книгу об афганцах, – рассказывает Раиса Суслова. – Там инициировали проект, который стал победителем в конкурсе Фонда президентских грантов. Сначала я отказалась. Написать книгу не так просто, тем более за короткий срок. Но стала искать материалы в Интернете, читать книги об Афганистане. В конце 70-х и в 80-е мы знали, что идёт Афганская война. Но тогда об этом практически ничего не говорили. Парни возвращались со службы, и им тоже было запрещено рассказывать».
Когда из соцзащиты позвонили ещё раз, она изменила первоначальное решение и ответила: «Возьмусь». Но впереди было много работы и очень мало времени. Предстояло составить списки вейделевцев, служивших в Афганистане, связаться с ними или найти родственников, с каждым поговорить.
Раиса Александровна познакомилась с белгородским писателем-афганцем Анатолием Удовидченко, который с 2010 года собирает информацию об участниках Афганской войны из Белгородской области. Он очень помог, прислав списки с контактами.
«Я стала обзванивать людей. Не все реагировали однозначно. Одни говорили: «Хорошо, встретимся, пообщаемся». Другие сетовали: «Да кому мы нужны! Времени сколько прошло, всё это уже забыто». А некоторые вообще отреагировали негативно», – отметила Раиса Суслова.
В то время она как раз заболела ковидом, не могла никуда выехать или пригласить к себе людей, поэтому большую часть бесед пришлось вести по телефону:
«Мы разговаривали часами. Звонила и в другие города, где теперь живут вейделевцы. Откликались, высылали фотографии. У каждого из них своя судьба. И судьбы очень сложные. А когда выздоровела, ребята стали домой ко мне приезжать. Я до такой степени была потрясена общением… Некоторые плакали. Переживать всё это заново было очень непросто. Работала сутками, чтобы успеть всё записать. Для книги мне пришлось собирать информацию не только об участниках войны, но и о том, где они служили: о городах, речках, аулах, ущельях, об известных сражениях».
Надломленные войной
По наблюдениям Раисы Александровны, служба в Афганистане оказала сильное влияние на дальнейшую жизнь солдат:
«Видеть столько смертей тяжело. Не все потом адаптировались, не было в то время реабилитации. А если бы поработали с психологами, может, и жизнь стала бы счастливее. Но в наших деревнях им всем давали жильё, работу. Те, у кого не нарушилась психика, трудились, обзаводились семьями, и сейчас у них всё хорошо: воспитали детей, внуков. А кто‑то не выдержал пережитого. Были даже случаи суицида. Афганистан – это же ещё и наркотики. Поэтому некоторые возвращались оттуда с зависимостями. Немало одиноких ребят, которые не смогли создать свою семью».
В книгу вошло 62 очерка о тех, кто согласился поделиться воспоминаниями. Ещё о 17 воинах сведения пришлось находить самостоятельно.
Вейделевцы служили в автомобильных, танковых, зенитных, десантных, трубопроводных и прочих войсках. Больше всего доставалось тем, кто возил ГСМ из Термеза (город в Узбекистане. – Прим. ред.) в Афганистан. Их называли «наливники». Моджахеды поджидали колонны в трудных местах дорог: с одной стороны – пропасть, с другой – горы. Подбивали первый и последний автомобиль – те горели как факелы. Родственники воинов-афганцев впоследствии рассказывали, как мужья и отцы кричали ночами и разбудить их было сложно. «Наливником» служил и уроженец Белого Колодезя Сергей Кариков.
В начале войны нашим воинам пришлось «вгрызаться» в скалистую породу, чтобы обустроить казармы, столовые, траншеи и переходы. Строили бани и колодцы, приводили в порядок родники. Сырую воду нельзя было пить: это грозило менингитом, желтухой и прочими болезнями. Поэтому пили отвар из верблюжьей колючки, который носили с собой во фляжке. Позже начали ставить прививки против разных заболеваний. К концу 1980-х появились модули с удобствами. С мая 1980 года стали строить первую ветку трубопровода, затем вторую. «Наливников» задействовали уже меньше, но автомобили перевозили снаряды и всё необходимое для армии.
Заслуженная награда
Многие сами рвались в Афганистан. Например, Виктор Тарасенко, со школьных лет развивавший силу и выносливость, мечтал стать десантником. В итоге его распределили в санитарную роту. Не удержался, спросил капитана: «А что я там буду делать?» «Утки из‑под раненых десантников выносить», – ответил тот. Тогда Виктор ещё мало представлял, куда попал. Подготовка была серьёзной.
«Утром и вечером кросс по шесть километров, затем полковой плац. Горят подошвы кирзовых сапог, горят ноги, всё тело ломит от усталости, а до обеда ещё долго. Прыгали через маты различной высоты, с разбега набегали на стену, метали ножи, сапёрные лопатки с подкидного мостика во время выполнения сальто… Затем специальная подготовка: например, за 15 минут вытащить из горящего танка водителя, отнести его в сторону на безопасное расстояние. Ремень, сшитый вкруг, надеваешь на ноги раненому, скручиваешь восьмёркой. Затем получившееся кольцо надеваешь на себя и вытаскиваешь», – вспоминал он.
Виктор Васильевич вытаскивал солдат из горящих машин и танков, выносил их из‑под огня, оказывал первую помощь до прилёта «вертушек». Демобилизовался в 1985 году и, вернувшись на родную землю, получил заслуженную награду – орден Красной Звезды.
Этим же орденом награждён и Виктор Прокопенко. Оставался месяц до дембеля, когда его автомобиль подорвался на мине. Ему сразу оказали помощь, отправили в госпиталь в Кабуле, потом переправили в Тбилиси. Были повреждены обе ноги, поэтому пришлось заново учиться ходить. Последние осколки из тела удаляли уже дома.
Ещё один афганец – Сергей Левченко – с 2002 года возглавляет военно-патриотический клуб «Сокол» в Вейделевке.
Раиса Александровна отмечает, что многие воины-интернационалисты – внуки героев Великой Отечественной войны, и в книгу «Ожившая память» она включила информацию о подвигах дедов.
Правдивые истории
Уроженцу Вейделевского района Валентину Клименко в Афганистане довелось служить вертолётчиком. Возможности вертолётов там безграничны. В воздухе противников не было: «духи» своей авиации не имели. Ничто не вызывало такой радости у десантников и мотострелков, как звук винта приближающегося вертолёта. Он означал спасение. Поэтому вертолётчиков в Афганской войне прозвали «ангелами-хранителями». Они наносили бомбоштурмовые удары, высаживали десанты и группы спецназа, доставляли боеприпасы и продовольствие на поле боя, вывозили раненых, охраняли колонны.
Разведчики использовали современную технику. Александр Гринченко служил на боевой разведывательной машине «Коршун».
«Моя машина была «ногами» разведгруппы. Я вывозил десантников в горы, сопровождал колонны, участвовал в разведывательных операциях. Наш «Коршун» был секретным, командир мог подслушивать разговоры, которые помогали нашим войскам правильно принимать решения в проведении военных операций и передавать данные в штаб. Также командир мог сообщать данные о моджахедах ушедшим в горы разведчикам, десанту», – вспоминает Александр.
В книге ещё много правдивых историй об Афганистане. Она стала памятным подарком для участников тех событий и источником информации для новых поколений.
«Я очень благодарна главе Вейделевского района Анатолию Тарасенко за неравнодушие и помощь в издании, – говорит Раиса Суслова. – Он всегда поддерживает выход в нашем районе интересных книг, а также начинания «строковцев». Анатолий Васильевич даже утвердил знак, которым награждаются произведения, способствующие подъёму патриотизма и нравственности, духовному обогащению».