Фигурка в нападении. Как белгородская фигуристка стала нападающей в мужском хоккее
Журнал «Спортивная смена» рассказывает об Алине Асютиной, которая тренирует фигуристов, а играет – в хоккейной команде
-
Статья
-
Статья
Алине Асютиной 21 год, и почти вся её жизнь связана с фигурным катанием. Став кандидатом в мастера спорта, девушка переключилась на работу тренера. Сегодня она передаёт опыт юным фигуристам в Грайвороне и Ракитном, продолжает изучать тренерское искусство и… играет в хоккейной команде с мужчинами! Два года назад Алина неожиданно для самой себя стала нападающей грайворонского «Ворона».
Бабушка хвалит
— Что заставило тебя сменить фигурные коньки на хоккейные?
— Не что, а кто! Я и не думала заниматься хоккеем. Но хоккейный тренер Павел Гомон, который тоже работает с детьми на грайворонской арене, подходил ко мне всё время, предлагал попробовать. Я отказывалась, наверное, год, а он продолжал настаивать. В итоге решилась: нацепила всю эту форму, покаталась – вроде бы ничего. Тем более рядом были ещё две девушки примерно моего возраста. Мне понравилось. Потом тренер сказал: «Давай попробуем поиграть с парнями». Страшно было, большие такие! Вышла, а они со мной аккуратно так… Ну и затянуло.
— Как мужчины отнеслись к появлению девушки на площадке?
— Поначалу многие были против. Говорили: зачем девушку вывели, она слабее, мы же её снесём. Но это только первое время, сейчас все уже смирились и, наоборот, поддерживают. А на играх вообще не видно, кто я: волосы не такие уж длинные и всё равно из‑под шлема не вылезают. Некоторые думают, что я мальчик, и начинают что‑то подозревать только через некоторое время: как‑то женственно она катается.
— Что сказала мама, когда узнала про твои хоккейные практики?
— Она была настроена категорически: «Это мужской вид спорта!» Мы ругались. Но ей пришлось привыкнуть. Теперь говорит, что я молодец (когда побеждаем). И бабушка хвалит, даже хвастается мной – это приятно. Хотя бабушке мы про хоккей рассказали не сразу. Очень удивилась моя хореограф, когда я показала игровые фотографии: не ожидала она такого поворота. С другой стороны, это не что‑то из ряда вон. Например, Галя Скиба в своё время ушла из фигурного катания в хоккей – и ничего, в двух Олимпиадах участвовала.
— Ты с ней знакома?
— Да, мы общаемся, списываемся. Когда она приезжала, даже играли вместе – я была удивлена, как она всё быстро и круто делает. У меня есть проблема, я всегда на шайбу смотрю. А надо держать спину ровно, руки сильно не вытягивать, видеть всю площадку, а шайбу – периферическим зрением. Эти и другие хоккейные советы мне как раз Галя давала.
— Может, тебе самой попробовать силы в женской команде?
— Я об этом думала. Может, если бы работала в Москве, то попыталась. Но пока не собираюсь переезжать. Нужно закончить учёбу, добиться какого прогресса с моими девочками-фигуристками и только тогда спокойно переходить в другую школу, если всё‑таки надумаю.
Могла бы и обвести
— Помнишь свой первый хоккейный матч?
— Да, это было ужасно! Неопытная такая, всё как‑то непривычно. Когда выходишь на лёд в фигурном катании, ты сама за себя, а тут любая ошибка отражается на команде.
— Как решали, в каком амплуа ты будешь играть?
— Да я сразу поняла, что мне нужно в нападение. В ворота или в защиту не пошла бы, потому что страшно, когда на тебя на скорости мчится здоровый мужик. А летают они ого-го! Голов я мало забиваю – за два года шайб 15 всего.
Иногда парни начинают смеяться, если не удаётся сделать бросок из выгодной позиции. Говорят, эх ты, ну могла же там забросить, этого обвести… Но когда получается забить, это классно! Помню, бросила как‑то с угла и попала – все были удивлены.
— На турниры с командой ездишь?
— Далеко не езжу. Когда ты одна девочка в команде, не очень комфортно будет в раздевалке, например. А если турниры проходят в Грайвороне, тогда с удовольствием участвую.
— Как ты подобрала экипировку?
— Сначала мне всё выдал тренер. Сказал, если понравится играть в хоккей, будешь постепенно собирать своё. Вот я где‑то год собирала, пытаясь сэкономить – это же дорого стоит. Что‑то отдали парни: один шорты, другой перчатки хорошие. Клюшку тоже ребята подарили: держи, говорят, удобная, мягкая. Хотя какая она мягкая! Я даже когда всем прессом давлю, не могу её согнуть.
В этом году коньки купила. А первое время каталась в таких, которые были на три размера больше…Вообще перестраиваться с фигурного катания на хоккей тяжело было. Катание разное, коньки без зубчиков. Похожие элементы есть: тройки, поворот на одной ноге. Но движение в «фигурке» – это толчок от ноги, а в хоккее надо именно бежать. Ещё я по привычке сильно делала упор на переднюю часть и теряла равновесие. Переучилась недели за три.
Упражнения на скольжение
— Переучилась настолько, что уже можешь тренировать хоккеистов?
— Нет, это громко сказано. Просто тренер приглашал меня подтянуть у мальчишек катание. Я ставила им скольжение, давала разные упражнения на контроль конька, потому что хоккеисты мало времени этому уделяют – больше бегу, тактике, броскам. Ещё ребята ходили ко мне на общую физическую подготовку. Я подписана на девушку, она, кажется, в Канаде тренирует, кое‑какие идеи подсмотрела у неё.
— С кем тяжелее работать, с хоккеистами или фигуристами?
— Подход к тренировкам сильно различается. С хоккеистами нужно быть жёстче, волей-неволей приходится орать – они в шлемах же, хуже тебя слышат. А какие‑то глубокие вещи про хоккей не мне говорить, всё‑таки я тренер по фигурному катанию. Сейчас у меня занимаются 30 человек: основные группы в Грайвороне и Ракитном, плюс есть дополнительные занятия в с фигуристами в Белгороде.
— Какие‑то хоккейные навыки в фигурном катании используешь?
— Я даю фигуристам игровые тренировки. Многие тренеры такого не делают, считают лишним. Но я думаю, что это нужно: работает дыхалка, развивается выносливость. Поэтому мы с детьми регулярно играем в хоккей. И в футбол.
Юлия Ткачук