Выбираю помогать. Как устроен медицинский класс в Ивнянской школе № 1
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Суперсовременные кабинеты выбиваются из общего интерьера школы и очень привлекают своей новизной, стильным дизайном и новейшими практическими пособиями. Между классами в коридоре – стенд с портретами выпускников школы разных лет, которые выбрали профессию врача.
Большие возможности
Путь в медицину в ивнянской школе стали прокладывать ещё до начала масштабного проекта в регионе. На средства муниципалитета закупили белые халаты, манекен, лабораторию по физиологии с приборами для измерения pH воды, уровня углекислого газа и кислорода в помещении. В школе уже работали по индивидуальным учебным планам, и в прошлом году семь выпускников 9-х и 11-х классов выбрали медицинское образование. Логичным продолжением начатой работы стало открытие медицинского класса.
Медицинский класс – это два кабинета: теории и практики. В первом – проектор, интерактивная доска и столы-соты для работы в группе. Во втором – цифровые микроскопы, лаборатории, разборные части тела и вечно больные Игорёк, Гриша и Максим – такие имена дали манекенам. Каждое пособие интересно по‑своему.
Учитель биологии Светлана Лебединская подключает к компьютеру Гришу.
«Дорогой манекен, 400 тысяч рублей стоит, – говорит Светлана Альбертовна. Гриша способен быть абсолютно здоровым и тут же начать умирать. Она даёт мне фонендоскоп и листает на компьютере разные болезни: стеноз метральный, недостаточность аорты, аускультацию лёгких, свистящие хрипы, прерывистое дыхание, патологическое бронхиальное дыхание, крипитацию лёгких, ослабленный дыхательный шум. – Чувствуете разницу?»
Я слушаю силиконовую куклу и понимаю, что отличия есть.
«У нас такие возможности!» – продолжает она восторженно. Светлана Альбертовна в школе работает 32 года. Говорит, что родители мечтали о врачебной профессии для дочери, а она выбрала педагогику. В своё время в пединституте три года преподавали медицину. Все выпускники получали удостоверение медсестры гражданской обороны.
Светлана Лебединская показывает крыло бабочки в цифровой микроскоп – дети поделились, что им всё интересно. Данные с микроскопа можно записать на карту памяти и затем использовать для презентаций и исследовательских работ. Тонометры, пульсиоксиметры и другая медицинская техника увлекают и детей, и взрослых.
«Круг кровообращения – важный раздел. Вопросы встречаются и на ОГЭ и на ЕГЭ. Тема непростая, и дети плохо её усваивают. А один раз увидел на манекене – и всё запомнил. Пособия разборные, – продолжает Светлана Альбертовна. – А как много мы уже провели исследовательских работ!»
Помочь детям с выбором профессии
С будущими медиками занимается главная медсестра поликлиники Анна Желибовская. Она окончила педагогические курсы. Также за школой закреплён врач из ЦРБ. Учителя же проходили курсы в белгородской школе № 15 и в Москве.
Заместитель директора – учитель информатики Денис Долгих прошёл обучающие курсы, изучил особенности составления учебных планов, встречался с родителями учеников – рассказывал и показывал кабинеты. Денис Николаевич приглашал на встречи врачей – специалисты смогли оценить базу и рассказали о господдержке медработников в регионе.
«Хочется, чтобы дети выбрали эту профессию осознанно, а не по настоянию родителей», – говорит директор Инна Гай.
Инна Евгеньевна преподаёт химию, и тоже прошла повышение квалификации в Москве.
«Посчастливилось поработать с аналогичным оборудованием – в московской школе медкласс с 2013 года. Обучение было настолько увлекательным, что мы не замечали, как пролетали восемь часов семинара. Сейчас поддерживаем связь – общаемся, советуемся. Теперь и мы можем пользоваться их материалами и презентациями – для наших учителей открыли доступ к платформе. Это очень помогает в работе», – продолжает директор.
«Нам бы ещё стол Пирогова сюда! Пять миллионов он стоит, в московской школе есть такой», – мечтает Светлана Альбертовна.
Стол Пирогова – это интерактивный анатомический комплекс, на котором учатся студенты и уже работающие медики. В нём больше 4 тысяч 3D-объектов, с которыми можно взаимодействовать через удобный интерфейс.
Продолжатели династии
В этом году в медклассе первые три выпускника. Все с уверенностью говорят, что выбрали своей профессией медицину. Один из них Виктор Вайло.
«Моя бабушка работала медсестрой, мама – врач, старший брат тоже поступил на медицинский факультет. Я точно не определился с направлением, но думаю пойти учиться на стоматолога, – говорит юноша. – Ещё в 10-м классе узнал о том, что в школе откроется медкласс – к этому учебному году всё обустроили. Мне интереснее всего работать с манекенами: сердечно-лёгочная реанимация, остановка кровотечений. Всё это я смогу сделать и на практике. Надеюсь, что не растеряюсь и помогу человеку».
Витя с увлечением рассказывает о том, как они с учителем биологии всё лето проводили эксперимент о влиянии жидкости вейпов на живые организмы. Посадили пшеницу и полили жидкостью – 5 и 10 миллилитров. Зафиксировали, что ростки взошли в меньшем количестве, а через некоторое время все погибли. Вейп дали и личинкам мухи. Подопытные сначала стали очень возбуждёнными, а потом постепенно погибли. Совместный исследовательский проект отметили на районном уровне.
Одноклассница Дарья Бабынина тоже хочет быть стоматологом.
«Это моя мечта с детства. Моя тётя – стоматолог, я несколько раз была у неё в кабинете, видела, как всё происходит. С работой ортодонта знакома на личном опыте. Очень интересно помогать людям, и медицинская профессия всегда актуальна», – считает она.
Даша говорит, что медкласс даёт возможность узнать что‑то новое, а главное – быстро освоить и запомнить материал.
«Мы изучали плазмолиз клетки, наблюдая за процессом в микроскоп. И когда это всё видишь и понимаешь, приходит осознание, чем хочешь занимаешься, – продолжает девочка. – Мне очень нравится учиться в медклассе».
В приоритете для поступления у неё БелГУ и курский университет.
В этом году в медклассе сейчас по три 11-классника и 10-классника, но это только начало. Нельзя не заметить увлечённость, с которой учителя рассказывают о проекте. А когда настолько вдохновлён учитель, его энергию обязательно почувствуют и дети.
В школе провели диагностику раннего профориентирования и увидели потенциал у 80 учеников с 5-го по 9-й классы – детям интересна медицина. Вполне возможно, что будет разработана программа и для тех, кто учится в 9-м и планирует продолжить обучение в СПО. К примеру, в корочанской школе в качестве пилотного проекта разработали ещё более раннюю профориентационную программу с уклоном в медицину для 5-классников. Дети будут обучаться по этому направлению до выпуска из средней школы.
«Замечаю интерес к медицинскому профилю и среди учеников 5-х и 7-х классов. Вижу, что много придут в медкласс», – уверена Светлана Альбертовна.