Как собирают экспонаты для Красненского районного краеведческого музея
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
«Это весёлка, чтобы замешивать тесто. А там дальше деревянная дежа под загнеткой стоит», – научный сотрудник музея по экспозиционно-выставочной работе Алла Искренок вплетает в экскурсию малопонятные слова. Ловлю себя на мысли, что такой диалог мог бы состояться в любом из красненских сёл ещё лет 50–60 назад, а потом рассматриваю названные экспонаты. Мы в Красненском районном краеведческом музее, выйти из которого неудивлённым совершенно невозможно.
Из школьного – в районный
Когда только знакомишься с этим краеведческим музеем, удивляешься: почему он, районный, находится не в самом Красном – центре муниципалитета, а в Готовском сельском поселении, да ещё и в здании местной школы. Его директор Ольга Дурова объясняет: Красненский районный краеведческий музей вырос из школьного музея, который тут стали собирать с 1986 года. И большая заслуга в этом его прежнего директора – историка по образованию, по призванию краеведа, а ещё энтузиаста-исследователя по зову собственного сердца Николая Лесунова.
Благодаря ему в сельской школе больше 30 лет назад и создали музей. В 2000 году его помещение расширили, а через 7 лет, после капитального ремонта Готовской школы, школьный краеведческий музей переформатировали уже в районный. Потому что он был самым богатым на экспонаты, говорят его сотрудники.
«Николай Стефанович руководил музеем до 2018 года, а затем ушёл на заслуженный отдых. Работая учителем истории в школе, он занимался ещё и сбором экспонатов для музея. К слову, мы, тогдашние ученики, тоже в этом участвовали. Семиклассников-восьмиклассников он разбивал по группам: вы по этой улице идёте, вы – по другой. С экспедициями были в нашем селе, окрестных поселениях, буквально заходили к бабушкам-дедушкам и спрашивали, нет ли у них чего‑то для школьного музея, – вспоминает Алла Искренок. – Мы даже соревнования устраивали – кто больше наберёт всякой всячины. Из дома приносили всё, что находили. Всё добытое нами он рассматривал, что‑то откладывал. Так постепенно и собирали коллекцию».
Сегодня в музейных фондах около пяти тысяч единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов. И он по‑прежнему прирастает экспонатами от дарителей со всего Красненского района и не только.
«Стараемся как можно больше экспонатов выставить, но нам уже витрины этого не позволяют, – рассказывает Алла Петровна. – В хранилище держим те предметы, которые не входят в постоянную экспозицию или дублируют её, но все они представляют для нас ценность, поэтому мы их бережём».
Всего в красненском музее шесть экспозиционных залов.
История под ногами
В первом работают временные выставки. Тут же проводят музейные уроки и праздники, здесь собираются посетители музейных гостиных. А в целом этот зал посвящён древней истории красненского края. Здесь и начинается наша экскурсия по музею.
— Кто ваши посетители? – спрашиваю красненских музейщиков.
— И жители нашего района, большая часть из которых – школьники. Из Белгорода, Алексеевки, Красногвардейского района к нам едут ученики. Бывали гости из Воронежской области, несколько экспедиций из Санкт-Петербурга мы принимали, приходили посетители, приехавшие из Алма-Аты и даже Египта, – перечисляет Алла Искренок.
А дальше вместе мы погружаемся в историю скифских курганов, которыми может похвастать Красненский район. С 60-х по 80-е годы здесь проводили археологические раскопки, которыми руководил сначала кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии РАН Анна Пузикова, а затем доктор исторических наук, специалист в области культур скифского времени и эпохи бронзы, сотрудник этого же института Пётр Либеров.
«В ходе раскопок за эти 20 лет нашли много различных предметов, в основном их отправили в Москву, передали в Белгородский историко-краеведческий музей, где их можно увидеть и сегодня. Какая‑то часть представлена и у нас в экспозиции, больше можно увидеть только на фотографиях», – говорит Алла Петровна.
Благодаря раскопкам в фонды музея попали каменные наконечники стрел, которые датируются IV–III веками до нашей эры, серп, иглы, короткий меч – акинак, кусочки болотной руды, которую долгое время использовали для производства железа, и другие экспонаты.
Пополняли фонды и находки местных жителей и людей из соседних районов и областей. Например, глиняный кувшин катакомбной культуры IV–III веков до нашей эры нашёл в районе скифских курганов красненского села Горки и передал в музей житель воронежской Репьёвки Игорь Горяинов. Ещё один глиняный кувшин, но уже славянской культуры и относящийся к VII–XIV векам нашей эры в тех же Горках обнаружили и передали в музей жители Готовья братья Александр и Павел Бугаковы.
— Как удаётся найти такие ценности? – удивляюсь я.
— Весной вода размывает почву, у нас очень бурные ручьи бегут, и потом можно отыскать интересные предметы. Например, таким образом нашли зуб мамонта в окрестностях нашего села. Есть ещё в коллекции фрагмент его бивня, окаменевшие зубы и клыки диких животных, – говорит Алла Искренок.
— Я монеты находила на огороде! – добавляет Ольга Дурова.
В этом же зале можно увидеть нумизматическую коллекцию музея. Монеты и бумажные деньги для неё, к слову, тоже передают красненцы. Есть тут монеты времён Российской империи, доперестроечного периода, встречаются зарубежные – из 24 стран – мелочь и купюры, иным из них уже более сотни лет. А то, как удалось найти другие, – тоже интересная история.
«Самая древняя монета в нашей коллекции датируется 1438 годом. Это дирхем, который нашла вместе с другими монетами при прополке лесополосы одна из жительниц района. Тяпкой из земли она случайно выкопала целый клад», – рассказывает Алла Петровна.
Найти такую монету – удивительное редкое дело. Известно, что уже татарские дирхемы (первоначально это арабская монета, введённая в обращение в конце VII века) бытовали в некоторых южнорусских средневековых княжествах до первых десятилетий XV века. В музее предполагают, что их дирхем за всю свою долгую историю могли использовать и в качестве украшения.
Сотрудники музея рассказывают, что нумизматическая коллекция популярна на экскурсии у детей: они надолго застывают у витрин.
Рубель, макитра и ступка
А мы идём дальше и попадаем в крестьянскую избу. Тут можно увидеть, как жили наши предки в XIX – начале XX веков. Здесь насчитывают 70 музейных экспонатов, некоторые из них редки. Почти все – из самого Готовья. Узнаю увиденные в фильмах о тех временах и вживую рубель, ухваты, косы, коромысло, серпы, рогач. Тут же замечаю непривычные деревянные вилы.
«Ими поднимали на крыши домов камыш. У нас территория низменная, камыш преобладает, поэтому крыши крыли в основном им», – объясняет Алла Искренок.
Тут меня знакомят с весёлкой – деревянной лопаткой, которой замешивали тесто, и с дежой – кадушкой, где его и месили. Показывают и ступки.
— Очень тяжёлая! – поднимаю крышку одной из них.
— Вы не представляете, какая сама ступа тяжёлая! – говорит экскурсовод. – Ведь сделана она из цельного куска дерева.
Мне рассказывают о маслобойках и медогонках, которые можно было встретить в каждой избе. Жители Красненского района издавна занимались пчеловодством. Тут же замечаю ушаты, которые в этой местности называли лазбенями. В них квасили капусту и солили сало. На стенках одного из сосудов видны следы соли.
Ещё до экскурсии был экспонат, заинтересовавший меня своим названием. Это макитра, о которой, признаюсь, я раньше не слышала. Она представляет собой широкий глиняный горшок с шероховатой внутренней поверхностью. В макитре, в этих краях не распространённой, в основном перетирали мак. Ещё макитры использовали для приготовления теста, в них иногда запекали в печи овощи. В музей она попала из донецкой Макеевки. Привезла её научный сотрудник по фондовой работе Наталья Шишкина.
«Это макитра моего дедушки, почти новая. Родственники в таких хранили яички, делали квас, то есть использовали как глиняный горшок. Я от бабушки часто слышала «макитра» и попросила одну мне подарить. Потом передала в музей, чтобы показать, что ещё делали из глины, – рассказывает Наталья Ивановна. И добавляет: бывая у дедушки и бабушки, всегда любовалась их глиняной посудой, искусно покрытой глазурью».
Треугольники из шкатулки
Часть экспозиции музея рассказывает о том, как жители Красненского района пережили Великую Отечественную войну. Кто‑то, как, например, Василий Малыхин родом из села Лесное Уколово, освобождал зимой 43-го родные места от немецко-фашистких захватчиков. Его часы, портсигар и пепельницу передала в музей внучка.
Глава семьи Бугаковых Анарим Васильевич в 41 м ушёл на фронт. Вслед за ним призвали и сыновей – Дмитрия и Ивана. С мамой осталась дома лишь 9-летняя Мария и трудилась наравне со взрослыми. В экспозиции представлены личные вещи членов семьи Бугаковых.
Хранится здесь и шкатулка ручной работы, которую в 1923 году жительнице Красненского района Матрёне Дёшиной подарили на свадьбу братья. Этот подарок она берегла, а спустя 20 лет, в 43 м, стала складывать в неё письма с фронта от сына Леонида. Он ушёл на войну добровольцем, как только освободили его родное село. Известно, что служил он в разведке и, к сожалению, погиб. А память о нём до сих пор жива в рукописных строчках, адресованных матери, отцу Василию и младшему брату Толе. Спустя годы Анатолий, читавший в детстве незамысловатое: «Смотри, не замерзай, скоро папа купит тебе пальто и будешь кататься на салазках», – станет военным.
Разумеется, повествует экспозиция и о четырёх героях Советского Союза из Красненского района. Михаил Чубарых родился в хуторе Старый Редкодуб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.10.1943 «пулемётчику 569-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии 40-й армии младшему сержанту Чубарых М. Д. присвоено звание Героя Советского Союза за форсирование р. Днепр». Михаил Колосов родом из села Хмелевого. Звание Героя Советского Союза ему, командиру батальона 50-го гвардейского стрелкового полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й гвардейской армии гвардии, майору, присвоили летом 1945 года за форсирование Одера.
Алексей Жданов – уроженец села Круглого. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 «командиру стрелкового батальона 287-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии гвардии майору Жданову А. М. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за освобождение Белоруссии». А вот Алексей Маснев из Готовья. Командир эскадрильи 13-го истребительного авиаполка 201-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии капитан Алексей Маснев звание Героя Советского Союза получил летом 43-го за 356 боевых вылетов, 10 сбитых самолётов. Среди экспонатов музея можно увидеть его личные вещи.
…и уголёк из Артека
Ходить с экскурсией по этому краеведческому музею можно не один час.
«Если вдумчиво рассматривать каждый экспонат, то это часа два займёт, – говорят красненские музейщики. – А если мы вам мастер-класс по ткачеству будем давать, то и того больше!»
На ткацком станке можно увидеть, сколько полотна наткали посетители музея.
А мы задерживаемся в ещё одном зале. В той его части, что посвящёна развитию образования в районе, в витринах выставили подлинное облачение священника (как упоминание церковно-приходских школ), Служебник 1877 года. Тут же представлен сборник статей в прозе и стихах для постепенного изучения родного языка в четырёх отделах «Звёздочка» 1884 года – учебник для начальных классов. Его в музей тоже передали красненцы.
«Смотрите, сколько у нас бытовой техники 50–80-х годов, – обращают моё внимание его сотрудники. – Дети здесь всегда в восхищении, они же не знают, что это такое! Вот один из старых телевизоров, чёрно-белый «Рекорд 12». Такие появились в домах красненцев больше полувека назад».
Тут же можно увидеть арифмометры, логарифмическую линейку, пластиночный фотоаппарат «Фотокор 1» 30-х годов, радиоприёмники и даже устаревшие сотовые и кнопочные мобильные телефоны.
«Собирали по сёлам, но в основном наши все экспонаты, готовские, кто что нам передавал, – говорят красненские музейщики».
А завершаем мы экскурсию современной историей района. Тут среди самых необычных экспонатов можно увидеть бэйдж с автографом президента России Владимира Путина. Как он здесь появился, сотрудники музея рассказывают всем посетителям. В 2011 году в Республике Мордовия проходил II Всероссийский форум сельских поселений. В составе белгородской делегации был тогдашний глава Красненского района Алексей Дыбов. Он‑то и попросил автограф у президента, а тогда премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина. Тот расписался на бэйдже, который Дыбов затем и передал в музей.
Среди других экспонатов можно увидеть сувениры и магниты, которые привозят из поездок в другие города и страны местные жители для музея – это почти стало тут традицией. Милой и по‑семейному доброй. К примеру, совсем недавно одна из красненских школьниц побывала в Международном детском центре «Артек» и передала в музей уголёк из лагерного костра. На долгую память.