Вещи со смыслом. Как художница Ольга Литвинюк устроила модный показ в Шебекино
О своих творениях мастерица рассказала «Белгородским известиям»
-
Статья
-
Статья
Если по улице идёт человек в кожаной или джинсовой куртке с ярким принтом и разноцветными брызгами, то шебекинцы уже знают – это работа Ольги Литвинюк. Мастерица работает в Центре культурного развития, ведёт студию дизайна для детей, а в свободное время увлекается кастомизацией одежды.
О студии
По образованию Ольга – графический дизайнер, окончила Белгородский институт культуры и искусств. В шебекинском ЦКР работает чуть больше 4 лет, руководит студией дизайна «Винтаж».
«Это не чисто ИЗО или ДПТ, а смесь всех направлений, упор делаю на современные материалы, потому что ребятам нравится заниматься декупажем, что‑то декорировать. Хенд-мейд сейчас актуален, и дети любят делать вещи своими руками, в этом фишка студии», – отмечает Литвинюк.
У неё занимается две группы ребят от 7 до 17. Также она проводит мастер-классы со взрослыми людьми с ОВЗ. Ольга не представляет своей жизни без рисования, ей мало занятий с детьми в студии, поэтому во время пандемии в 2019 году увлеклась кастомизацией одежды (от англ. to customize – настраивать) – преображением вещи под конкретного человека.
«В студии топчешься на детском уровне, а художнику для саморазвития нужно своё собственное направление, хобби или жанр, в котором он мог бы творить и как‑то расти. Для меня это кастом, – признаётся Ольга. ‒ У меня много друзей, и все были не против, чтобы я на их вещах тренировалась. Но самое приятное – видеть эмоции, когда отдаёшь готовое изделие. Приятно видеть, как человек идёт на улице в одежде, расписанной тобой».
О таланте
Кастомизации художница нигде не училась, что‑то почитала в Интернете, пригодились и навыки, полученные в институте. Первой вещью для росписи она выбрала джинсовую куртку дочери.
«Она смотрела мультфильмы с пони, безумно любила этих героев. Вот их и решила изобразить, даже если бы вышло не очень качественно, она всё равно была бы счастлива, – говорит Ольга. – Уже больше 3 лет занимаюсь росписью, но до сих пор учусь, ошибки допускаю. В первый раз я нарисовала без грунта, краски высохли, впитались в ткань и стали светлыми. Пришлось повторно наносить слой».
Литвинюк рисует с детства и уже в школе поняла, что хочет связать свою жизнь с творчеством и дизайном. Но родители сначала не приняли выбор дочери, которая окончила школу с серебряной медалью.
«Родители всегда считали, что это несерьёзно. Они, наверное, и сегодня думают, что я ерундой занимаюсь, – смеётся мастерица. – Когда сказала им о своём решении, возник конфликт, но я отстояла свой выбор. Дома рисовал только папа. У нас были межкомнатные двери со стеклом, он на нём гуашью изобразил маме на 8 Марта розу. Она конечно была по‑детски примитивная, но необходимый эффект производила. В семье никогда не было запрета на какие‑то эксперименты в рисовании. Разрешали окна к Новому году раскрашивать так, как хочется».
Об особенностях
Художница уверяет, что творить можно на любом материале, самое главное – правильно подобрать краски. Рисует она акрилом в зависимости от состава одежды:
«Краски идут с разными добавками и присадками. Важен момент сцепления. Например, для кожи и синтетики нужны краски, которые хорошо пристают. Для хлопка подходит практически любой акрил. Материал очень пористый и впитывает в себя, поэтому работать с ним проще всего. Сложно творить на тканях с большим содержанием синтетического волокна. Они скользкие, очень плохо в себя впитывают акрил. Как‑то фигурная школа попросила им расписать костюмы – чистая синтетика. Выступить несколько раз хватит, но чтобы стирать и носить постоянно – вряд ли рисунок будет долго держаться».
Ольга напоминает, что перед покраской вещь нужно постирать, чтобы убрать следы грязи или жира, для лучшего сцепления с тканью. Но вообще неважно новую одежду или уже поношенную вы расписываете, ведь кастомизация даёт вещам новую жизнь.
«Если это не кожа, обязательно обработайте поверхность специальным грунтом или белой краской. Оставьте высыхать на сутки, только после этого наносите цвета, – советует художница. – Для закрепления краски на ткани, чтобы она не выстирывалась, проглаживаю рисунок с помощью утюга без пара. Между тканью и утюгом прокладываю тонкую ткань, простынь или пелёнку детскую. Для кожаной вещи использую фен или тепловую пушку».
О заказах
По словам Литвинюк, после закрепления рисунок с ткани уже не смыть и вещи можно стирать в стиральной машинке, но при температуре до 60 градусов. Чаще всего заказывают роспись на кожаных куртках, классических косухах, которые есть у многих в гардеробе, а хочется выделяться.
«Это главный двигатель всего кастома – желание быть не похожим на остальных, рассказать свою историю, не говоря ни одного слова, – замечает Ольга. – Рисунок подбираю так, чтобы по нему можно было понять, какой человек, просто взглянув на него».
Для работы над заказом художница выделяет минимум два-три дня, чтобы спокойно рисовать и дать изделию высохнуть. Успешность этого дела зависит от того, понравится ли человеку роспись. У каждого художника есть свой стиль, поэтому Литвинюк показывает свои прошлые работы тем, кто приходит впервые, чтоб знали чего ожидать.
«Надо быть психологом. Человек ждёт, что ты почувствуешь и выразишь его индивидуальность, увидишь его мысли. Приходит заказчик и говорит: «Хочу джинсовку или кожанку в стиле аниме. Мне нравится тот‑то мультик». Приходится садиться и смотреть его. Тогда какие‑то моменты проясняются, понятно, что для человека важно, какое мировоззрение близко», – объясняет художница.
В месяц Ольга делает 2–3 заказа, но готова работать больше. Чаще всего заказывают роспись одежды друзья и коллеги, женщины в основном. Все вещи художница делает в единственном экземпляре.
«С мужчинами работать всегда интереснее, их образы сложнее с множеством деталей, – отмечает она. – Иногда просят нарисовать так же, как у кого‑то они увидели. Тогда предлагаю поменять хотя бы какие‑то детали и цвета, уже по‑другому будет смотреться. И обычно люди соглашаются с тем, что лучше изменить, чем делать копию, хотят, чтобы было своё».
О показе
В сентябре в шебекинском Центре культурного развития прошёл показ коллекции одежды, которую создала Ольга. Концепция родилась ещё весной этого года, с мая художница готовилась к предстоящему событию.
«Руководители студий делают авторские выставки. Каждый раз придумываем что‑то своё, это как доказательство профпригодности, – говорит художница. – В этот раз предложила директору сделать выставку из вещей. Он сначала воспринял это негативно: «Что у нас как на рынке будут вещи висеть?». А потом придумал открыть выставку показом».
В итоге устроили целое шоу. Моделями стали участницы танцевальной студии «Эверия», они даже взяли уроки у модельного агентства, чтобы освоить походку. Подтянулись и другие работники: менеджеры, танцевальные и вокальные студии. Подключились свето и звукооператоры, достали сценический дым, подсветку.
«Планировали устроить всё на улице. От ступеней нашего здания – подиум, а по краям – стулья из актового зала, но погода подвела. Мероприятие думали начать с рёва мотора: люди оглядываются, а сзади мотоциклист привозит девочку в расписанной косухе. Хоть показ и перенесли в помещение, мотоцикл всё же был, его занесли на руках, и он всё‑таки проехал», – рассказывает Ольга.
Показ разбили на несколько блоков: детские образы, повседневные для подростков и вечерние. Участвовали 20 моделей, но на каждой из них было и по две расписанные вещи.
«Часть одежды собирала с заказчиков, что‑то рисовала новое специально, – вспоминает Литвинюк. – На примерку руководитель студии привела всех деток, кто хотел поучаствовать, на одного не хватило одежды. Я в последнюю ночь дорисовывала, ведь ребёнок же хотел выступить. В день показа меня все поддержали и пришли на мероприятие в расписанных мною вещах».
Анастасия Писаревская