Белый куб. Где в Белгороде могло бы обосноваться современное искусство
Куратор выставок из Москвы Алёна Алексеева продвигает идею создания в нашем городе Культурного центра современного искусства (КЦСИ)
-
Статья
-
Статья
Алёна Алексеева уже имеет опыт в организации арт-пространств. Заручившись поддержкой областного Минкульта во время недавнего визита в Белгород, сейчас она вместе с командой проекта подыскивает подходящее для центра помещение.
Темой видеоразговора «БелПрессы» с Алёной Алексеевой, которая является также лектором арт-кластера «Таврида», ежегодным спикером арт-ярмарки Art Russia, стала концепция КЦСИ и положение современного искусства в Белгороде.
— Алёна, как вы считаете, будет ли востребован в Белгороде с 390-тысячным населением центр современного искусства, ведь у нас есть художественный музей, выставочный зал, галерея фотоискусства, библиотека-музей, культурный центр «Октябрь», который, кстати, позиционирует себя как мультипространство современной культуры?
— К сожалению, существующие выставочные залы Белгорода не готовы к экспериментальному искусству, которое не вписывается в рамки классического: там не работают с актуальными практиками современного искусства, которое подразумевает активную работу куратора, работу с локальным контекстом. Исключением будет лишь «Октябрь», но, как неоднократно замечала его арт-директор Кристина Шевцова, там пока нет выставочного пространства с белыми стенами и подвесными системами для картин, которое подошло бы художникам.
В феврале 2022 года Софья Орешкина – на сегодня единственный куратор в Белгороде, которая занимается именно современным искусством, – показала городу, что искусство – это не только привычные для нас картины и скульптуры. Её выставка прошла не в галереях или музеях, а в «Октябре».
Когда мы говорим о востребованности нового культурного выставочного центра, речь часто идёт о привлечении аудитории города. Молодым людям (от 16 до 35 лет) хочется почувствовать себя в своей среде, среди таких же молодых.
Они хотят яркого, иммерсивного, технологического взаимодействия с искусством. Но самое важное – общение с людьми, которые это искусство создают. Опыт частных ЦСИ по всей России показал, что мало сделать выставку – Необходимо вовлекать локальное сообщество в обсуждение этой выставки, на лекции о современном искусстве, на мастер-классы по созданию подобного искусства. Например, в Железногорске (население около 100 тыс. человек) Курской области с 2016 года работает центр искусства «Цикорий». Его команда организует разнообразные мероприятия как для художников, так и для зрителей, увлекающихся современным искусством.
— Какие новые возможности КЦСИ откроет для нашего города? Будет ли он притягивать людей, понимающих современное искусство, из других регионов?
— В наших планах – перенять успешный опыт коллег из регионов России и сделать КЦСИ центром не только зрительского интереса, но и профессионального. Это значит, что, помимо выставок, он станет лекторием для молодых художников, кураторов и арт-менеджеров. А это откроет возможность получать знания в самом Белгороде. Конечно, такая инициатива предполагает приглашение лекторов из других регионов, но организаторы и художники центра уже на первых этапах смогут самостоятельно проводить подобные образовательные программы.
Единственным условием притяжения зрителей и профессионалов из других городов будет наращивание горизонтальных связей и взаимный обмен опытом. Важно, чтобы проекты КЦСИ объединяли местных художников и кураторов с представителями профессии в других городах. Иными словами, на одной выставке могли бы быть работы как белгородских художников, так и художников из Воронежа, Тулы, Краснодара и Москвы. Тогда о центре узнают за пределами области, что в будущем привлечет зрителей из других городов.
— По‑вашему, как центр может работать с точки зрения его институциональной организации? Планируется, как частная организация или он будет искать свою нишу в региональной структуре культурных учреждений? Какую роль в бюджете вы отводите грантовому финансированию, самоокупаемости?
— Мне кажется, что об открытии государственного центра современного искусства в Белгороде сейчас речи не идёт. Это будет частная культурная организация, не зависящая от муниципалитета на 100 %. Возможно, у нас получиться выстроить партнёрские отношения с областным Минкультом. Мы увидели готовность министра Константина Курганского помочь нам в этом вопросе, но без прямого финансирования.
Открыть КЦСИ (отремонтировать помещения, закупить необходимое оборудование) планируется с помощью грантов – как частных фондов, так и федеральных. А вот операционную деятельность хотелось бы выстроить за счёт самоокупаемости. Рассматриваем несколько источников дохода: сдачу в аренду под мероприятия помещений КЦСИ, арт-магазин на территории центра, арт-ярмарку. Это поможет не только центру выйти на определённый доход, но и художникам в реализации их произведений. О самоокупаемости в первый год или даже два говорить практически нереально, и мы это понимаем. Поэтому первое время КЦСИ будет работать за счёт поддержки со стороны грантов и будущих партнёров.
— Насколько должно быть концептуальным пространство КЦСИ? Как подготовлены специалисты в области современного искусства: кураторы, художники, экспозиционеры, которые будут создавать арт-площадки?
— Общая концепция пространства – это белый куб, привычный современным художникам и зрителям. Такой подход предлагает свободу и художнику, который при желании может выкрасить стены в другой цвет, и куратору, если он решит направить проектор на одну из стен зала. Иными словами, подойдёт любое помещение на 150–200 кв. м с достаточно высокими потолками и галерейным освещением.
Мы готовы стать не просто местом, где можно посмотреть выставку, а центром образования современного искусства в Белгороде. Наша команда на первых этапах сможет самостоятельно проводить лекции и краткосрочные курсы для жителей города. Позже у нас в планах приглашать преподавателей из других регионов, чтобы предоставлять слушателям доступ к разностороннему образованию в сфере искусства.
Обучающие программы будут включать историю искусства с 1990 года, основы кураторства и работы арт-менеджера, продвижение художников. Помимо этого, художники, сотрудничающие с КЦСИ, смогут проводить свои лекции и мастер-классы.
Центру современного искусства не нужен большой штат сотрудников. Сейчас над проектом работают трое: я, основатель проекта, куратор и дизайнер проекта Софья Орешкина и маркетолог Константин Котельников. После открытия нам нужно будет укомплектовать штат из двух администраторов и бухгалтера.
— В больших городах классическая школа живописи уступает по востребованности и популярности современному искусству. Не будет ли в Белгороде наоборот?
— Мне кажется, будет наоборот. У молодёжи Белгорода – нашей основной аудитории – есть запрос на новое, современное, если хотите, не скучное искусство. Молодые люди хотят общения и новых эмоций. Сегодня выставочные залы конкурируют за внимание зрителя, в том числе с кинотеатрами, концертными площадками, а порой и с торговыми центрами. Городу нужно место, где нет строгих смотрителей и удручающей тишины классической галереи. Где можно побыть в роли художника, взаимодействовать с предметом искусства, сфотографироваться с ним или снять видеоролик.
Мы хотим стать местом для дискуссий, а не строгих рамок искусства. Современное искусство – это не свод правил, а, наоборот, поиск путей эти правила обойти, сломать. Мне кажется, что художники, работающие с классическими методами в искусстве, также будут заинтересованы в наших программах: здесь они смогли бы рассказать о своём видении искусства и поспорить о необходимости новых форм в современном искусстве.
— Как вы считаете, художественное творчество и личность художника – это зеркало окружающего мира или способы передачи смыслов с помощью искусства?
— Художественное произведение, как и личность самого автора, – это, несомненно, зеркало окружающего мира, на которое наложен художником смысл или контекст. Сегодня, когда больше не нужно стремиться к точному изображению действительности, на первый план выходят идея или мысль, которую художник хочет передать зрителю. В одной работе это сделать сложно, поэтому мастер работает сериями, которые позже станут проектом выставки. Проект – это рассказ художника (а если он работает с куратором, то и куратора) о той идее, которую он пожелал развить в своих произведениях.
Частым укором современному искусству служит его непривлекательность, отсутствие эстетики, к которой мы привыкли в классическом искусстве. Современное искусство этим и хорошо: художник не должен искать пути для демонстрации только красоты этого мира, теперь он волен показать социальные проблемы общества, своё отношение к политическим и экономическим вопросам – показать жизнь такой, какой её воспринимает. Но, конечно же, и в современном искусстве остаются мастера, которым ближе путь эстетического удовольствия от созерцания работы художника.
— Верно ли утверждение, что политика, время и общественные взгляды меняют искусство? Не вернёмся ли мы к эстетическим взглядам Кандинского, Пикассо?
— Если мы вспомним отношение к упомянутым художникам их современников, то увидим пренебрежение, критику и даже отвращение. Однако позже эти авторы стали классиками. Художник, как тонко чувствующий человек, всегда переносит в свои работы чувства, страхи и волнения, которые его поглощают. Политическая нестабильность и общественные настроения играют не последнюю роль в этом процессе. И нам, теоретикам искусства и зрителям, остаётся только следить за тем, как художники переживают это время и как они отражают его в своих произведениях. Кому‑то захочется отвлечься и работать только с позитивными эмоциями. А кто‑то, наоборот, не сможет обойти темы, лежащие на поверхности, и перенесёт своё восприятие в работу.
Будущие поколения смогут проанализировать нашу действительность именно по работам сегодняшних художников. Люди будущего узнают о нашем времени не только из учебников по истории, но и из картин, скульптур, инсталляций и прочих визуальных произведений современного нам искусства.
Беседовала Елена Ховхун