Как в Белгородской области психологи помогают детям беженцев
-
Новость
-
Новость
Собеседница «Белгородских известий» – главный внештатный педагог-психолог Белгородской области Екатерина Викторова.
С февраля этого года через белгородский ПВР прошли тысячи людей из ЛДНР и Украины. Среди них немало детей и подростков. Белгородцы помогают вынужденным переселенцам решать многие жизненные вопросы, обеспечивают одеждой и продуктами питания. Оказывают также психологическую помощь.
— Екатерина Александровна, как организована психологическая помощь для детей и подростков?
— Благодаря взаимодействию специалистов МЧС и системы образования Белгородской области в мобильном ПВР работают 11 сотрудников регионального МЧС, Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения, педагоги-психологи образовательных организаций Белгорода и Белгородского района. Работу психологической службы организовали с первого дня открытия ПВР. Рабочее место специалиста – это палатка, оборудованная для кризисной психологической помощи.
— Как реагирует на происходящее детская психика? Ребята переносят всё тяжелее, чем взрослые, или легче?
— На происходящие события дети реагируют, как все люди: боятся, паникуют, игнорируют, не обращают внимание… И эти особенности поведения зависят, во первых, от действий взрослых, которые находятся рядом с ребёнком, и их поддержки, а во вторых, от того, насколько он включён в острое состояние и событие (нахождение в зоне взрывов, завалов и так далее), когда эти воздействия ребёнок не только видит, но и чувствует телом.
Психика детей наиболее пластична и готова к восстановлению. Конечно, бесследно ничего не проходит. Но при своевременной помощи и поддержке последствия минимизируются: это особенность детства. У большинства людей оно светлое и радостное, несмотря ни на что.
— Насколько корректируются полученные психотравмы? Всегда ли есть долговременные последствия или при грамотной оперативной помощи можно быстро исправить ситуацию?
— В рамках кризисной и экстренной психологической помощи мы снимаем только острое состояние и стабилизируем поведение. Однозначно, что при дальнейшем психологическом сопровождении наблюдение необходимо минимум год.
Психотравмы могут актуализироваться, негативное состояние может проявиться при неблагоприятных дальнейших условиях жизни (проблемы адаптации в новом детском коллективе, включённость ребёнка в конфликты, ссоры взрослых и сверстников, заболевание или изменение физического здоровья). Это особая зона внимания родителей и специалистов.
Родителей об этом предупреждают, они получают первоначальные консультации. Имея возможность связи с коллегами-психологами из других регионов, мы можем организовать адресную помощь детям с учётом проделанной работы.
— Как правильно с точки зрения психологии поддержать ребёнка, оказавшегося в такой стрессовой ситуации, покинувшего свой дом и начавшего жить на новом месте?
Ещё раз повторюсь: стабильное состояние ребёнка – это корректное ресурсное состояние родителя. Именно взрослый показывает приёмы совладающего поведения, демонстрирует конструктивные действия в стрессе. Ребёнок, видя эти опоры, проходит данное испытание с наименьшими потерями.
Основная поддержка детей – это формирование вокруг них той стабильной атмосферы (любви, заботы, понимания, поддержки), которая и была в семье ранее.
Могут изменяться место жительства и условия жизни, но семейные устои, традиции и правила остаются неизменными. Именно это и помогает ребёнку адаптироваться и принять новое место жизни, друзей и знакомых.
— Как реагировать родителям детей, в классах которых есть вынужденные переселенцы? Если ребёнок задаёт вопросы о них и о происходящем, стоит ли с ним обсуждать всю ситуацию и что‑то объяснять или же, наоборот, попытаться обойти эту тему, а лучше рассказать, как поддержать одноклассника?
— Ребёнок обязательно должен узнать позицию родителя. И я надеюсь, что родитель проявляет гуманную и милосердную позицию к новому однокласснику. Тему обсуждают в семье, и взрослый показывает своему малышу, как можно помочь и поддержать человека в трудной ситуации.
Возможно, это один из главных уроков жизни, которые даёт родитель как человек. При этом к новому однокласснику не привлекается излишнего внимания, потому что это новый одноклассник в обычной школьной жизни ребёнка, его новый знакомый и друг. Детская дружба всегда лёгкая и весёлая. Исключения происходят тогда, когда взрослые в неё вносят не всегда правильные ориентиры. Надеюсь, что наши родители будут мудрыми и добрыми.
Анна Черкашина