Какими достижениями гордятся жители сёл Весёлая Лопань и Долбино
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Редакционное задание – очередная «Точка на карте», и мы едем в Весёлую Лопань. За последние семь лет здесь произошли впечатляющие перемены. Село под Белгородом стало более комфортным, привлекательным для переезда горожан. Как сказал один из местных жителей, «Лопань причёсывается».
Преображение села, как нам пояснили, во многом заслуга Ирины Орловой, до недавнего времени работавшей главой поселения, и её команды. Мы провели здесь целый день, останавливали людей на улицах, интересовались, как изменились жизнь и облик села. Весёлолопанцы охотно отзывались, загибали пальцы, гордо перечисляя достижения. Список получился внушительным.
И дело пошло
«До 2015 года у нас был какой‑то застой, – рассказывает Ирина Орлова. – Потом мы попали в одну федеральную программу развития сельских территорий, затем во вторую, и дело потихоньку пошло. Сегодня всё преобразилось. Совсем недавно построили парк Центральный с двумя детскими площадками и площадкой воркаута, освещением, клумбами. Один детсад отремонтирован, второй ждёт своего часа. Семь лет назад в поселении была единственная площадка для детей, сейчас – 14. У администрации получилось наладить отношения со всеми предприятиями на территории. Помогаем друг другу техникой, рабочими руками. Основные налогоплательщики – спиртзавод и птицефабрика, на их отчисления в бюджет в селе проложили тротуарную дорожку от школы до микрорайона спиртзавода – два километра. На эти же средства построили Дворец культуры, которого раньше вообще не было».
В Весёлой Лопани отремонтировали дороги. Два двора многоквартирных домов в районе спиртзавода (там раньше такой ужас был!) попали во всероссийскую программу «Комфортная городская среда». В том же микрорайоне обновили памятник погибшим в Великую Отечественную войну.
Сегодня обсуждают и другой новострой – большой стадион в районе Мухановского дома. По проекту он должен быть с газонной травой, трибунами, турниковой зоной, раздевалками. Пока местные спортсмены вынуждены тренироваться в Белгороде, Бессоновке, Дубовом. Свой спорткомплекс очень нужен. Есть одна площадка в резинокорде, но этого недостаточно. Молодёжь ещё просит небольшой физкультурно-оздоровительный центр.
Забот хватает
Конечно, есть и проблемы. Надо ещё газифицировать некоторые улицы, кое‑где освещение протянуть, асфальт проложить. «В администрации подобралась хорошая команда – сутками работают», – признают весёлолопанцы.
— А если бы на вас с неба свалились деньги, и немалые, на что бы вы их потратили? – спрашиваю Ирину Валерьевну.
— На реконструкцию усадьбы Мухановых, – отвечает она, не задумываясь. – Мы могли бы организовать здесь культурный центр. Увы, хозяина, который начал бы восстанавливать усадьбу, так и не удалось найти. Это объект культурного наследия, из‑за чего процесс прохождения экспертиз затягивается, поэтому такие большие паузы в реконструкции. Подрядчик должен быть зарегистрирован в Росреестре, иметь специальную лицензию на реставрацию таких объектов.
Хочет праздника душа
Мы идём дальше. Напротив администрации – детский реабилитационный центр. Словно пчёлы улей, его облепили строители. Скучный цвет стен меняют на пёстрый наряд, кажется, ещё и утепляют фасад. Из‑за деревьев виднеется массивное типовое здание школы. Года три назад она пережила долгожданный капитальный ремонт, теперь выглядит гораздо солиднее некоторых учебных заведений областного центра.
Нас ждут во Дворце культуры. Возле металлорамки встречает Анна Авакова – человек-фейерверк. Яркая, запоминающаяся, зажигательная: «У меня такая натура – люблю всё необыкновенное». Отвечать за хорошее настроение села, делать праздники – её работа. Она директор ДК.
«Мы проводили мониторинг, чтобы узнать, чего ждут от нас земляки. Оказалось, праздников, на которых можно отдохнуть душой. В селе никогда не было ДК, а народ тут творческий, любит послушать вокал, многие сами хорошо поют. У нас два – детский и взрослый – казачьих хора, один народный, кружок КВН, две хореографические студии, театральная. Специалистов не хватает, а то бы ещё больше творческих объединений открыли», – рассказывает Авакова.
Откуда‑то доносятся детские голоса. В маленькой, но светлой комнате занимается местная ребятня. Пластик, электрическая розетка и 3D-ручка – популярный у детей гаджет, которым можно рисовать в воздухе. Уроки всегда шумные и интересные.
«Рисуем по шаблону или то, что подсказывает фантазия, осваиваем новые техники. С одной стороны, игрушка, развлечение, с другой – помогает развивать навыки 3D-моделирования. Самое главное – дети приходят не столько заниматься, сколько за общением, таким редким сегодня даже среди младшеклассников», – говорит руководитель кружка Юлия Бабешко.
Летающая терраса
Тринадцать лет назад Юля вышла здесь замуж, сбежав от городской скученности в размеренную тихую жизнь. Дети, четырёхлетний Ярослав и Виталик 11 лет, могут хоть на головах ходить – соседи не придут жаловаться, как это было бы в квартире. Семья живёт в красивом каркасном деревянном доме, собранном всего за пять месяцев. Въехали как раз под Новый год. Юлия превратила открытую террасу с летящими шторами, о которой мечтала, в сказочный летучий корабль. А муж Андрей увлёкся домашней пасекой, на заднем дворе качает монофлёрный мёд, а в гараже устроил мастерскую.
«Покупаю фанеру, болты и гайки, делаю пистолеты, автоматы, дробовики, винтовки, которые стреляют резинками. Детали вырезаю лазером. У немецкого автомата МП-40 шесть слоёв фанеры, 30–40 деталей. За день можно собрать 10 автоматов или 20–30 пистолетов», – рассказывает глава семейства.
Залюбовалась его подарочными шкатулками под соты и мёд – с изображением князя Владимира, диорамы. Банки с мёдом тоже упакованы оригинально, на каждой – бирка в форме ячейки-соты с телефоном и фамилией пасечника. На обороте – магнит, чтобы не потеряли контакты.
«Одно дело просто банками торговать, другое – вот такую красоту сделать: эстетично и приятно в руки взять. Купи такую коробочку-улик, поставь в неё баночку с мёдом – и на подарок пойдёт, и на кухне будет радовать глаз», – нахваливает Андрей.
И Тунис не нужен
Едем в село Долбино. Там старые друзья по детским играм «сколотили» ТОС. Сбросились деньгами, наняли технику, сами вышли с пилами и косами и вернули к жизни пруд, на котором когда‑то гоняли в хоккей и купались до синих губ. Пруд осушили какие‑то деятели, он сильно зарос ивой. Подпитывала его вода из старого колодца, с него всё и началось.
«Вот там наверху, вспоминали старики, жила барыня. Владела вишнёвым садом с колодцем. Вода в нём была исключительная, брать её никому не разрешалось. Барыня сама ходила сюда с дворней. Потом сад пропал, вырубили, о колодце забыли. Мы начали тут всё благоустраивать, восстанавливать колодец и наткнулись на старый дубовый сруб», – рассказывает главный зачинщик преобразований Евгений Григоров.
Как же здорово! Зачем собирать чемоданы, лететь в Тунис, тесниться в маленьких номерах дорогущих отелей? Пруд, конечно, не море, зато здесь такой же воздух свободы, ради которого убегаешь из офиса, от бетонных коробок, однообразия. Хочется сесть и любоваться видом горы, где когда‑то давно жила барыня, представлять, как она спускалась к колодцу, шла через цветущий сад…
«У нас тут маленькая Швейцария, я по телевизору видела, – угадывает мои мысли и улыбается Александра Григорова (однофамилица Евгения). – Я тоже выросла на этом пруду. Раньше жизнь была интереснее».
Воскресший пруд, колодец – это желание отмотать ленту жизни назад, вернуться в детство. В то время, когда они все вместе, забросив портфели, неслись сюда. Дружно чистили от снега лёд, гурьбой гонялись за шайбой, в шутку бушкались, как козлята, и весёлым табунчиком расходились домой, обсуждая, как влетит за продранные валенки от отца и до чего ж неохота к «контроше» готовиться.
Рукотворная красота
Возвращаемся в Весёлую Лопань.
«Ой, поздно вы приехали, вот бы пораньше, тут такая красота была. Вечером аромат цветов стоял волшебный, сейчас многие отошли», – принимают нас на своём подворье Нина и Александр Наглюк.
Хозяйка тоже бывшая горожанка и очень довольна здешней жизнью: «Тихо, комфортно, свежий воздух и от города недалеко». С мужем они создают вокруг себя уютный и красивый мир.
Добротный новый двухэтажный дом (кстати, в посёлке очень многие так живут), наверное, самый примечательный на всей улице Юбилейной. Под крышей гаража большие круглые часы. Над подъездом к дому как будто поработали ландшафтный дизайнер на пару с садовником. Во дворе цветная плитка, импровизированный ручей с мостиком, подсветка, большие кованые качели. Розы на газонах уживаются с можжевельниками и самшитами, туями и роскошными голубыми елями. Хвойники, рассказывают, лучше всего растут у Александра, Нина колдует над цветами.
«Мои родители держали хозяйство, чтобы выживать, – рассказывает мужчина. – Сарай на сарае со всякой живностью торчали во дворе и огороде – красоты и в помине не было. Некоторые считают: хлопотно и затратно так вкладываться. Мы многое делаем с удовольствием своими руками – выходит не так уж и дорого. Жить чисто, достойно, красиво может каждый, если не лениться».
Как и Андрей Бабешко, Александр возводил стены своего дома самостоятельно. О том, как это было, рассказывает со смехом – он вообще весёлый человек:
«Да это всё ерунда, что там делать. Взял лопату и через год заселился. Веранду ещё надо пристроить, чтобы выходить из кухни в огород. Барбекюшницу поставим, гроздья винограда будут свисать – руку протянул и сорвал».
Открыть в себе художника
Все хотят дом или дачу у лесного озера, но не все могут. У семьи Першиных это получилось без особых хлопот. Хозяева выкопали на огороде небольшое углубление, дно и стены выложили камнем, поставили насос, фонтан и зарыбили.
Вячеслав Иванович – бывший директор весёлолопанской музыкальной школы. Пока ездил с ансамблем «Балалайка» (в 90-е коллектив гремел на всю округу, за рубежом его принимали), удочку редко брал в руки. В те годы на больших и малых площадках он на трёх струнах играл Баха, Глюка, Паганини и «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Записи выступлений есть в «Золотом фонде» Центрального телевидения.
Жена Людмила Павловна в 63 года вдруг открыла в себе художника:
«Я очень увлекающийся человек, когда у меня есть мечты – я живу. Мне всё нравится, за всё хватаюсь. Пишу картины, когда не занимаюсь цветами, огородом».
Пейзажи, натюрморты получаются выразительные, но не броские – хочется смотреть и наслаждаться.
Несколько лет назад Людмила Павловна привезла с острова Бали бугенвиллию, так называемый бумажный цветок. Экзот хорошо прижился и теперь борется за любовь и внимание своей хозяйки с тысячей своих собратьев, которые помещаются на небольшом квадрате двора, а это гибискусы и розы, хризантемы и левкои, бересклет, миндаль махровый, флоксы, ирисы и юкка… Двор у Першиных – маленький рай.