Главная роль Виктора Меркулова. Как сделать любительский фильм со звездой за копейки
«Белгородская правда» беседует с руководителем киностудии «Огненный рубеж» из Строителя, который снимает военно-патриотическое кино
-
Статья
-
Статья
На съёмочной площадке Виктор Меркулов главный оператор-постановщик. Производство картин требует немалых денег, у рядового сотрудника ЦКР «Звёздный» их, конечно, нет. Но в 2019 году Меркулов зарегистрировал некоммерческую организацию, и теперь его проекты регулярно получают гранты, на которые делается кино. Недавно получил субсидию на фильм «Я – русский офицер».
Надоело снимать свадьбы
— Виктор, как вы попали в кино?
— Я музыкант-саксофонист. По образованию – преподаватель детской музыкальной школы, артист (руководитель) оркестра. 20 лет работал видеооператором и фотографом на семейных праздниках и детских утренниках. В один момент почувствовал, что снимать свадьбы надоело.
В 2007-м появились мои первые короткометражные фильмы про наши театры, в «Звёздном» четыре таких творческих коллектива. Это была проба пера. Начали снимать с детьми – артистами театров миниатюры. Около 20 фильмов сделано.
В операторском ремесле я самоучка. Мастер-классы, курсы – очень дорогое удовольствие. И ездить далеко. Что‑то искал в Интернете, что‑то осваивал самостоятельно. На фестивалях, где мы участвовали с нашими фильмами, проходили встречи с профессионалами, там и учился. В Белоруссии, например, мастер-класс вёл режиссёр Александр Котт, снявший «Брестскую крепость». Многое тогда почерпнул для себя.
С моим другом Даром Ширяевым, режиссёром творческого объединения «ГубКИНО», у нас была давняя идея создать что‑нибудь на тему Великой Отечественной войны. Так родился короткометражный художественный фильм «Снежная баба» по поэме губкинца Валерия Халанского. Картина о том, что на поле боя людьми движет не только злоба, ярость, ненависть, но и добрые чувства. Сюжет следующий: с одной стороны немцы, здесь наши. А на нейтральной территории кто‑то слепил снежную бабу. К ней бегут солдаты, смеются, веселятся, травят анекдоты, поют частушки. Вскоре завязывается короткий, но тяжёлый бой, в котором выживают всего трое красноармейцев. Досталось и снежной бабе, в груди у неё застрял осколок.
«Снежную бабу» снимали под Старым Осколом в мороз 28 градусов по пояс в снегу. Братья Михаил и Александр Шептаевы помогли с танками и пушками. Они основатели военно-патриотического клуба «Прохоровский рубеж», участники реконструкций боевых сражений времён Великой Отечественной войны. Организовали музей военной техники, что‑то покупают, ремонтируют, восстанавливают и сами изготавливают. Причём машины на ходу.
Актёры – непрофессиональные артисты, члены военно-патриотических клубов Воронежа, Курска, Старого Оскола, Губкина, Строителя. Собрались большой командой, привезли военную форму, оружие. Все хотели сниматься. Работали бесплатно. Ни в одной сцене не соврали, не подвели, играли очень правдиво, талантливо, почти без дублей. Слова учили за десять минут перед съёмкой.
Фильм засветился на нескольких площадках. В 2019-м взял Гран-при на областном кинофестивале «Свои горизонты», Гран-при на международном фестивале в Белоруссии, в Магнитогорске, Коломне. Кажется, где‑то ещё.
Про киноляпы
— Как, снимая фильмы о прошлом, не допустить отсебятины, глупости, киноляпов, искажения истории? Расскажите, кто делает ваше кино?
— В нашей творческой группе много людей, воевавших в Афганистане, Чечне, Сирии, на Донбассе. Дар Ширяев служил в разведке ГРУ. Сценарист и писатель Сергей Бережной в качестве журналиста работал в Сирии, освещал военную операцию. Звукорежиссёр Сергей Халанский воевал. Тема войны нам очень дорога, поэтому мы стараемся не допускать киноляпы.
Приглашаем на съёмки профессионалов, консультантов. С нами работает Олег Калашников из Воронежа – большой знаток военной истории. Перед каждой сценой он выстраивает актёров, проверяет каждую пуговичку, лычку, погоны, чтобы всё соответствовало. В команде есть ещё один человек, работающий с архивами Министерства обороны. Два последних наших проекта – фильмы «Пушка» и «Я – русский офицер» – основаны на реальных событиях.
Мы делаем ставку на «живое» кино, не занимаемся украшательством – компьютерной графикой, например. Пытаемся максимально приблизиться к реалиям того времени. Атака и взрывы выглядят достаточно достоверно. Реплики актёров, конечно, пишутся от себя. Я считаю, главное – показать правду.
Колесо истории
— Где вы снимаете, как удаётся передать атмосферу военных лет? Строите какие‑то декорации?
— Снимали первую часть фильма «Пушка». Это история про оккупацию и освобождение Старого Оскола, о которых, кстати, практически ничего не известно. Сюжет основан на материалах архива Минобороны, рассекреченных в 2017 году.
1942-й. Красноармейцы идут с пушкой через деревню. У них закончились боеприпасы, им надо где‑то спрятать орудие. Для одного эпизода искали натуру – деревню начала 40-х.
Нашли! В Белгородской области, конечно, такого не встретишь. Помогли соседи. Никого не хочу обидеть, поэтому не скажу, где именно. Вы не представляете, насколько там всё сохранилось с той поры. У нас была одна сцена, снимали её в госпитале, в котором выхаживали в войну бойцов. Обстановка, стены, окна, полы – интерьер полностью со времён 40-х. Из палаты только убрали ламповый телевизор. Нашли деревянный мост, очень старый, с чёрными дубовыми брёвнами. И храм разрушенный. В общем, реальность соответствовала действительности на 100 %.
Кстати, роль деда сыграл Юрий Назаров за мизерный гонорар. Мы познакомились на одном из фестивалей, пригласили на съёмки. Он рассказал о нас Михаилу Пореченкову. Тот позвонил Ширяеву и сказал: если появится желание взять его, например, на роль комбата в «Пушке», то он будет рад помочь. Оксана Бгавина, актриса белгородского драмтеатра, играет одну из дочерей Назарова. Фильм готов на 20–30 %. Если выиграю грант, сможем продолжить дальше, сделаем полнометражный художественный фильм.
— Как пришла идея фильма «Я – русский офицер»?
— Сергей Бережной предложил снять картину о пяти малоизвестных подвигах наших солдат, совершённых во время Великой Отечественной, а также в России, Сирии, Афганистане, Чечне, на Донбассе. Это документально-художественный рассказ. В прошлом году во Владикавказе сняли случай военврача Велли Курбанова, служившего в Чечне (губернатор Вячеслав Гладков помог с деньгами на дорогу и проживание). В Афганистан по известным причинам не сможем попасть, нашли подходящую локацию во Владикавказе. Готов солидный объём материала о событиях на Донбассе. Мы ездили туда, чтобы взять у героя нашего фильма – генерала – интервью. Пока не могу назвать его имя, лишь расскажу, что при обстреле он прикрыл собой четырёх молодых растерявшихся солдатиков. Съёмки на Украине проводились с одобрения Министерства обороны. Надеюсь, «Я – русский офицер» покажут нашим ребятам на Украине.
— Как вы понимаете, что фильм получился?
— Никак. Каждый раз смотрю и каждый раз вижу массу косяков. Потом слышу: «Я плакала… » или «Мы смеялись…». Это приятно.
Беседовала Анна Золотарёва