К каждому свой подход. За что новооскольские школьники любят уроки ОБЖ
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Сурен Тадевосян шесть лет преподаёт в Новооскольской школе с углублённым изучением отдельных предметов. Он работает организатором-преподавателем ОБЖ, учит школьников правилам безопасности, руководит кадетским и юнармейским движениями, а в этом году его признали человеком года – 2021.
Все на меня смотрят
Учитель встретил меня на пороге школы. Пока мы идём в кабинет ОБЖ, мальчишки подбегают, спрашивают о соревнованиях и, получая ответ, всё равно не отстают, идут рядом. Со всех сторон: «Здравствуйте, Сурен Самвелович!», школьники засыпают вопросами: «А как же это…?», «А когда то…?», «Можно мне прийти?», «А будем это учить?» Каждому педагог спокойно отвечает, кого‑то успевает на ходу пожурить, кому‑то – дать наставления.
«Служил в МЧС, предложили работать в школе. Сначала была задача прийти и создать кадетское движение, а потом как‑то задержался, – вспоминает организатор-преподаватель. – Никогда в жизни не думал, что буду в школе трудиться, но втянулся. Когда служил в армии, курсантов обучали, курс молодого бойца вели, так что опыт преподавания у меня был. Но в армии ребята постарше, а дети – совсем другое».
Сурен отмечает, что в семье у него учителей нет. Для родителей и друзей было шоком, что он задержался в школе, они думали: молодой специалист быстро сбежит из учебного заведения.
«Первый раз было нестрашно идти на урок, но я волновался, ведь непонятно, что будет. Я помню: захожу в восьмой класс, а все на меня смотрят – непривычно, – признаётся Тадевосян. – Кадет набирал с пятого класса, тоже тяжело было вникать. Но оказалось всё просто, проблем с детьми у меня не возникало. Наоборот, им стало интересно, ведь до меня здесь не было кадетского направления. Со мной ребята стали изучать его, развиваться и побеждать. Я для них как первооткрыватель».
Соревнуются с учителем
По словам Сурена, основы безопасности жизнедеятельности и кадетское движение связаны и переплетаются. Он преподаёт ОБЖ с 8-го по 11-й класс по часу в неделю, а кадетское движение – внеурочно. Учитель признаётся, что программа по предмету постоянно меняется, только при нём переиздали три учебника.
«Детям всё интересно, но больше всего нравится медицина, первая доврачебная помощь. Сначала теорию учим, потом всё показываю – для этого манекены есть и оборудование. Даю ученику возможность проявить себя и продемонстрировать, как бы он сделал, – рассказывает педагог. – Класс делю на группы, пострадавший лежит, а школьники оказывают помощь, я им разные симптомы говорю и смотрю, что они делают. Отлично справляются. Раньше такого не было. Когда я учился, например, нам это тяжелее давалось. Чтобы всё понимали, рассказываю доступным языком, а не заумными словами из учебника».
Если раньше с уроков ОБЖ школьники сбегали, пропускали занятия, то нынешнее поколение, наоборот, старается и с интересом идёт к Сурену Самвеловичу.
«Прежде чем требую, конечно, сам показываю пример. Школьники на строевых и стрельбах пытаются со мной соревноваться. Это забавно, – смеётся Сурен. – Им нравится заниматься, потому что могут на уроке проявить себя, при этом не нужно зубрить, решать задачи, достаточно увидеть и повторить. Им приятно, когда всё получается».
Девочки не сдаются
По словам Тадевосяна, девочек в кадетском движении даже больше, чем ребят.
«Складывается впечатление, что мальчики с девочками поменялись местами. Девочки более независимые, сильны характерами, а ребята мягкие, ничего им не надо, всё не нравится, – подмечает учитель. – Раньше скажешь: «Девчонки вас победят» – это ж стыдно, был стимул лучше что‑то выполнять. А сейчас отвечают: «Ну и ладно».
На стене над рабочим столом учителя висят фотографии первых кадет, их парады и балы. И везде есть девочки. Сейчас в физической подготовке Сурен отталкивается от норм ГТО, где свои нормативы для девочек и мальчиков. Но на соревнованиях ставят одинаковые требования и условия для всех.
«На конкурсе в Москве в прошлом году заняли два призовых места. Наши девочки выносливые, состязались наравне с мальчиками. Как бы им тяжело не было, говорили: «Мы не хуже. Мы сможем», – рассказывает Сурен. – У них сильный характер. Приходили с локтями ободранными, синяками, но не сдавались».
Приходят за советом
«Кажется на первый взгляд, что все дети одинаковые, но они психологически разные, и к каждому свой подход нужен, – уточняет Тадевосян. – Мне, учителю ОБЖ, намного проще с непослушными детьми. Мы общаемся в свободной форме, школьники могут задать любой вопрос и знают, что я за него не отругаю».
Дети хотят участвовать в соревнованиях, приходят и просятся в команду. Каждый мечтает победить, проявить себя, для них это хорошая мотивация. Ведь, чтобы представлять школу, нужно хорошо учиться и быть дисциплинированными, вот к этому и стремятся ребята.
«Первое – дисциплина, поведение. Форма всё‑таки на тебе, и неважно, кадетская она или юнармейская, это лицо школы. И второе – оценки. Смотрю на успехи в учёбе: если есть хотя бы одна тройка, могу не взять на соревнования, – признаётся учитель. – Тогда они отрабатывают, ходят к учителям, а я беседую об успеваемости и старательности ребят».
ОБЖ занимаются на самом нижнем этаже. Кабинет учителя за решёткой на замке. Так нужно для безопасности, ведь в помещении хранится оружие. На одном из них выведено штрихом «Настёна». Соседний кабинет раньше был тиром, а теперь это универсальный зал. Здесь учат теорию и практику. У стены натянуты кольца для туристической подготовки, а на полу нарисованы квадраты для строевой. В другой части – парты и доска с проектором, в углу лежит манекен для отработки первой помощи. За стенкой есть маленькое помещение – тренажёрный зал, где школьники выбрасывают лишнюю энергию.
«Сюда спускаются и на перемене. Просят совета, чаще спрашивают, как бы я поступил в их ситуации. Иногда им нужна поддержка в учёбе или просто психологическая помощь. Он выговорится, я послушаю, – признаётся Тадевосян. – Разбираем разные ситуации, с семейными проблемами приходят, спрашивают, как лучше поступить, задают вопросы про отношения с девчонками. Они доверяют мне».
Не только в школе ребята тянутся к учителю. При встрече в городе обязательно подходят, здороваются, обращаются за помощью, а Сурен Самвелович никогда не отказывает.
«Не бывает такого, чтобы они посмотрели и отвернулись, прошли мимо. Если в городе видят, то окружают меня и начинают задавать вопросы, что‑то рассказывать. У школьников ещё привычка – громко здороваться. Человек пять-шесть в один голос кричат приветствие. Люди идут мимо, смотрят, а мне неловко, особенно когда это происходит в каком‑то магазине», – смеётся Тадевосян.