Рисовать мечты. Почему на работах красногвардейской художницы герои улыбаются
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Мастер красногвардейского Дома ремёсел Людмила Каргапольцева 21 год занимается иконописью, а во время пандемии увлеклась городецкой росписью. На её ярких рисунках люди счастливы, улыбаются и веселятся. Мастер поделилась секретом написания икон и росписи по дереву, рассказала о трудоёмкости подготовки к работе.
Об учёбе
Пять лет училась на иконописца в Курске. Увлеклась этим в девятом классе, когда ходила в воскресную школу при храме, там обучали иконописцев и золотошвей. До сих пор храню первую написанную икону. Без слёз на неё не взглянешь (смеётся). В школе не было того трепетного отношения, как в семинарии. Там уже испытывали благоговение, тряслись над иконой, крестили, боялись дыхнуть.
Мой учитель боролся за то, чтобы не вносили новшества в иконопись, следовали канону. Я тоже этого придерживаюсь. В каноне всё строго, нет того, чем можно восхищаться – нет плотского, там убирают всё, что вызывает чувства. На такой иконе не увидите реснички, румянец.
О краске
В иконописи используют сухие пигменты, которые добывают из полезных ископаемых, драгоценных и полудрагоценных камней. Их перемалывают и смешивают с яичной эмульсией, чтобы они не «слизывались» с доски. Для эмульсии использую желток без оболочки, добавляю несколько капель уксуса и воды. Это стандартная формула. Если добавить какого‑то ингредиента больше, то работать уже не получится. Иконописная краска хранится недолго, особенно в летний период, потому что яйцо на солнце пропадает.
Краску для иконописи покупаю в порошке, насыпаю её на стекло, добавляю несколько капель эмульсии и начинаю растирать смесь тяжёлым хрустальным курантом. Каждой краске требуется своё время приготовления. Земляные (охра, окись хрома) растираю около 30 минут, потому что в них много примесей песка. Чем проще краска, тем дольше её нужно растирать. А дорогие, например киноварь (даёт красный), нельзя долго тереть, потому что уходит цвет.
Есть полудрагоценные и драгоценные краски из азурита, малахита, вивианита. Одно время камни нам приносили альпинисты с походов, мы сами их дробили, а сейчас в специализированных магазинах покупаю готовые и рассыпанные по баночкам краски-порошки.
О подготовке
Доску для иконы тоже подготавливаю, на желатиновую основу наклеиваю паволоку – льняную ткань. После – варю грунт – левкас из желатина, воды и мела, добавляю немного олифы для эластичности. Массу, по цвету и консистенции похожую на сметану, наношу кистью в шесть слоёв. Оставляю левкас высыхать примерно на четыре дня. Затем делаю шесть твёрдых слоёв шпателем, как штукатуркой. На всё уходит неделя. Потом зашкуриваю наждачной бумагой, доводя до идеальной гладкости куриного яйца.
В этом деле нельзя спешить. Бывает, заказчики торопят, но это вредит иконе, подготовительный этап важен. Хотя работу можно испортить на любой стадии, даже заливая олифой в конце. Икону нужно писать спокойно, с детьми дома это сделать тяжело. Поэтому пишу, пока они в школе, не меньше восьми часов в день работаю. В иконописи не должно быть негативных эмоций. Бывает, садишься, а дело не идёт. Тогда нужно отложить, выпить чая.
Чтобы набросать рисунок, хватит и полдня, много времени уходит на золочение сусальным тончайшим золотом и роспись в цвете. Над одной иконой тружусь около месяца. Я работаю на дому, пополняю выставочный фонд Центра народного творчества и веду кружок рисования в Ливенском клубе, на занятия приходят около 25 детей. Кроме этого, иконы у меня заказывают храмы и верующие люди. Чаще покупают венчальную пару и мерные иконы – изображение святого в рост новорождённого. Мерные иконы популярны сегодня, это эксклюзивная работа, потому что под каждого ребёнка разрабатываю индивидуальный рисунок.
О городце
Иконопись переплетается с росписью по дереву. Городецкую роспись изначально выполняли теми же пигментами природного происхождения, что и иконы. Городецкая роспись зародилась в Нижнем Новгороде, там земли неплодородные, песчаная почва, местность, богатая лесами. Раз земледелие не идёт, то занимались резьбой по дереву. И роспись поначалу вырезали, а не писали, позже стали использовать краски. Вещь, расписанная в этом стиле, считалась престижной. А невеста, у которой были расписная прялка и золотом вышитый платок, – самая желанная. Как и хохломой, городецкой росписью занимались мужчины. Только в послевоенные 50-е женщины начали возрождать промысел.
В городецкой живописи использовали натуральные краски, но без яйца, а с добавлением природного клея, например мездрового. Его готовили как желатин, но из пузырей рыб осетровых пород. Сейчас на занятиях с детьми смешиваем гуашь и клей ПВА, для своих работ я покупаю готовую темперу.
Краска на дереве по‑другому ложится, цепкость с основой лучше, чем на бумаге. Чтобы краску не забирало дерево, доску сначала грунтую обыкновенным лаком. Потом зашкуриваю наждачной бумагой, снова вскрываю лаком и опять зачищаю. Так забиваются поры, которые впитывали бы краску. Ещё живопись на дереве долговечнее. В городецкой росписи используют большую цветовую гамму – может доходить до 36 тонов.
О цветах
Сюжет городецкой росписи придумываю сама, но иногда в книгах встречаю интересные старинные образцы и повторяю их. Роспись по дереву – трудоёмкий процесс, много деталей. Но я не устаю, одну работу меняю на другую. У меня есть 30 соток огорода – поработала там, прибежала, порисовала.
Я всегда писала иконы и не знала о городце. Во время пандемии один мастер в Интернете выложил мастер-класс росписи, я попробовала – понравилось. Хохломы и гжели много, они тоже нарядные, но эта – что‑то самобытное и интересное. Городецкая роспись сразу видна. Её отличает буйство красок, яркость, колорит. Если действия происходят на синем фоне, то это зима, а если на жёлтом – лето. Ни одна досточка не обходится без цветочной гирлянды. Вроде зима нарисована, к чему цветы, но так должно быть. Без цветов – это не городец.
Самый главный цветок – это розан, роза. Раньше не знали, как она выглядит, только ходили слухи, что где‑то есть заморский цветок необыкновенной красоты. И крестьяне как могли, так и фантазировали, какой же вид у розы. Другой важный цветок – купавка. На Ивана Купала парни и девушки искали в лесу цветок папоротника, никто его никогда не находил, но мечтали о нём и представляли, как он может выглядеть.
Мастера городецкой росписи изображали свои мечты. Часто в сюжетах встречаются лошади: кто‑то хотел хорошего рысака. Повторяются сцены чаепития в красивых домах. Один крестьянин рисовал всю свою многодетную семью. В моих работах все счастливы, гуляют на Масленице.