«Сарафан» онлайн. Доверяют ли белгородцы отзывам о врачах и клиниках в Интернете
«БелПресса» изучила один из сайтов с мнениями о докторах и поинтересовалась у медиков и пациентов, как они относятся к подобным ресурсам
-
Статья
-
Статья
Во все времена пациенты искали хороших врачей. До появления Интернета слава (как добрая, так и дурная) о педиатрах, кардиологах, офтальмологах, гинекологах и прочих специалистах передавалась из уст в уста по сарафанному радио. Толковых докторов (то есть тех, которые действительно вылечили) благодарили в силу своих возможностей, а на плохих писали жалобы.
Век цифровых технологий упростил пациентам и поиск врача, и возможность высказать личное мнение о его компетентности. Достаточно вбить в строку браузера запрос с названием специализации, и через считанные секунды вашему вниманию будет предложено множество ресурсов с рейтингами докторов в вашем городе и отзывами о них. Выбирайте!
Отвечать за слова
У такой простоты и доступности выбора, помимо очевидных бонусов, есть подводные камни. Один из них – объективность отзывов. По большому счёту любой человек, способный выйти в Интернет, может оставить какой угоднокомментарий, как положительный, так и отрицательный, не особо отвечая за свои слова. Ведь авторизоваться на сайтах довольно легко. Поэтому многие пациенты совмещают «сарафан» с Интернетом – сначала просят знакомых порекомендовать того или иного врача, а затем гуглят мнения о нём.
Кстати, некоторые ресурсы в Сети приводят маркеры, по которым можно отличить фальшивый отзыв от настоящего. Например, если отзыв предельно краток, не содержит никакой конкретики (в чём именно проявилась компетентность или некомпетентность врача), то есть повод усомниться в искренности автора. Кому нужно писать липу? Тут масса вариантов – от желания накрутить рейтинг знакомому врачу до стремления подпортить репутацию конкурирующей клиники.
Впрочем, способность критически оценивать сведения из Интернета у людей повышается, да и сайты с отзывами уже не заинтересованы в заказных комментариях.
Первая строчка в рейтинге
В 2019 году аналитическая группа «РБК Исследования рынков» составила рейтинг сайтов, публикующих отзывы о врачах и клиниках. Учитывалось количество отзывов, количество страниц клиник и докторов, количество посещений ресурса в месяц. В итоге первую строку в рейтинге занял сайт «ПроДокторов».
Портал работает 11 лет, офис его находится в Краснодаре. Сейчас на «ПроДокторов» представлены более 300 медучреждений нашего региона и около 4 тысяч белгородских врачей. Причём большей частью это специалисты негосударственных медучреждений. Оно и понятно:доход таких клиник зависит от количества обратившихся пациентов, а оно напрямую связано с качества отзывов. Давайте посмотрим, как за этим качеством следит «ПроДокторов».
Для авторизации на сайте достаточно указать номер телефона, на который затем придёт сообщение с кодом подтверждения. Собственно, и всё. Пишите отзыв. Опубликуют его после проверки.
«На портале существует три этапа проверки отзывов: искусственный интеллект (анализирует текст на предмет плагиата и совпадения с ранее опубликованными отзывами), модератор, запрос документов у автора», – пояснили в службе поддержки «ПроДокторов».
Запросить подтверждающие документы (например, чек из медучреждения, выписку из назначений с указанием клиники и фамилии доктора)могут в том случае, если отзыв вызвал сомнения – независимо от того, положительный он или негативный. Персональные данные пациента при этом не публикуются.
Чтобы узнать, сколько этапов проверки прошёл конкретный отзыв, нужно кликнуть на значок щита, расположенный слева от него. В рейтинге специалиста (он виден под фотографией в профиле) учитываются не только отзывы, но и врачебный опыт.
Объективности ради
Свою цель создатели «ПроДокторов» видят в развитии медицины, ориентированной на пациента.
А чего ждут пациенты? Об этом красноречиво говорят отзывы. Безусловно, главное качество, характеризующее доктора, – его компетентность. Но также важно его умение общаться с пациентом – доброжелательность, готовность подробно объяснить все назначения. Подпортить репутацию медучреждению способны невежливые, с точки зрения пациентов, медсёстры регистратуры. В то же время нужно понимать, что личное мнение – в принципе штука субъективная. Но именно из таких мнений в итоге формируется общее представление о специалисте.
Мнение докторов
Врач-невролог Сергей Стороженко:
«На «ПроДокторов» я с 2013 года. Меня зарегистрировала клиника, в которой я тогда работал. То есть создать аккаунт на этом сайте может как сам доктор, так и медучреждение, причём врач не особо может этому воспротивиться.
Когда в моём профиле появляется новый комментарий, мне на почту приходит уведомление.Обоснованный отзыв сразу видно, ему можно верить. Это психология: если человека всё устраивает, он доволен, то писать отзыв как бы и лень. А вот когда пациенту что‑то не понравилось или он злобу затаил, обязательно найдёт сайт и напишет негатив. Причём не всегда по существу. У него мотивация сильнее, чем у довольного пациента.
Поэтому, я считаю, перекос отзовиков – положительных отзывов там меньше, чем могло бы быть. А негативных бывает много – у всех докторов, и это, в общем‑то, нормально. Я бы сказал, сильно подозрительно, если у доктора нет ни одного отрицательного отзыва. Тем более что сам врач не может подтереть негативные комментарии.
Я к сайту «ПроДокторов» отношусь нейтрально, без особого пиетета. Считаю, что на плохие отзывы всегда нужно реагировать. Обычно такой пациент чего‑то недоговаривает, передёргивает ситуацию. Когда врач аргументированно отвечает, то возразить ему нечем.
Написать отзыв конкретному доктору пациент может один раз и один раз может получить ответ.
У сайта есть «плюшки» для врачей – например, ежегодная профессиональная премия и прочее. Они стимулируют писать статьи про болезни и лекарства. Мне это не интересно. Я за рейтинг не трясусь. Самое главное – это сарафанное радио и довольный вылеченный пациент. Если пациент не вылеченный и не довольный, то репутацию врача никакой отзовик не спасёт».
Мануальный терапевт, ортопед центра медицинской реабилитации областной больницы святителя Иоасафа Дмитрий Назаров:
«Информацию обо мне на сайте «ПроДокторов» в 2014 году выставило медучреждение, в котором я работаю. Года два-три назад я редактировал профиль, выставлял свои дипломы, подтвердил категории. Захожу туда нечасто, где‑то раз в несколько месяцев. В какой‑то мере для меня важно прочитать о себе отзывы – как положительные, так и отрицательные. Считаю, именно «ПроДокторов» самый объективный сайт-отзовик, по сравнению с другими. Я зарегистрирован только там.
Думаю, реальное количество положительных отзывов о работе врача больше в разы. Просто не все пишут. Отрицательное мнение максимально стремятся донести, а позитивное – процентов 10. Это надо понимать для объективной оценки в целом.
Раньше пациенты больше обращались ко мне больше через «сарафан», а сейчас соотношение примерно равное с теми, кто пришёл после отзывов в Интернете. Иу меня мировоззрение изменилось: когда я попал в ситуацию в качестве пациента, появилось желание сразу посмотреть отзывы о враче, к которому обратился».
Мнение пациентов
Елена Минькина, Белгород:
«В первую очередь я ищу грамотного доктора через знакомых, по их опыту. А потом уже начинаю искать информацию в Интернете, в том числе на «ПроДокторов». Как‑то прочитала там нехороший отзыв о нашем терапевте. И мне так обидно стало! Потому что Диана Геннадьевна – замечательный врач, очень внимательный и отзывчивый. Чтобы восстановить справедливость, я оставила на сайте положительный отзыв о ней».
Инна Кривушина, Белгородский район:
«Найти «своего» врача очень непросто. Читая отзывы в Интернете, я понимаю, что если доктор помог человеку со схожим диагнозом, то не факт, что так же эффективно поможет и мне. Тут ведь важно доверие к специалисту, а оно зависит не только от уровня его компетентности. Несколько лет я водила ребёнка к неврологам в Белгороде, мы обошли почти всех специалистов, которых мне советовали другие мамочки. А результат от лечения я получила только у одного невролога. Написала о нём хороший отзыв на сайте. А жаловаться на остальных не стала: зачем? Просто у нас с ними не случилось взаимопонимания и доверия».
Нелля Калиева