Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 февраля 2018, 18:23
 Нелля Калиева 7777

Ищу хорошего врача. Почему современные медики вызывают у больных нарекания

О квалификации врачей и доверии пациентов – доктор, медицинский психолог, читатели «Белгородской правды» и пользователи соцсетей

Ищу хорошего врача. Почему современные медики вызывают у больных нарекания Фото: Елена Журавлёва
  • Нелля Калиева
  • Статья

Врач, наверное, одна из самых попрекаемых в России профессий. У многих недоверие к медицине подкреплено личным опытом. Не от того ли мы вновь и вновь пытаемся найти какого‑то особенного, хорошего доктора по отзывам в Интернете или через сарафанное радио?

Из личного опыта

Как‑то раз записалась к окулисту. Через две недели в назначенный день отпрашиваюсь с работы, прихожу в поликлинику минут за 20 до указанного в талоне времени. У заветной двери человек 15, разделённых на три неравные очереди: по записи, с острой болью и те, которым «только спросить» или «только анализы забрать». И я понимаю, что зависну здесь часа на полтора…

Как ни пытаюсь смириться, раздражение всё‑таки растёт. Начинаю думать, сколько полезного могла бы сделать за то время, что теряю в очереди. И постепенно во мне просыпается вредная тётка, готовая вступить в перепалку с каждым, кто сунется в кабинет вне очереди.

Но многократно обиднее томиться в очереди с ребёнком в детской поликлинике (это если ещё повезло записаться к нужному врачу с первого захода). Сама собой возникает мысль: может быть, выкроить деньги на визит в платную клинику? Нервы и время дороже.

Не всё так плохо

— Конечно, самое дорогое для каждого человека – здоровье и жизнь, потому состояние медицины волнует всех, – говорит заслуженный врач России Владимир Куликовский, директор мединститута БелГУ, заведующий колопроктологическим отделением облбольницы им. святителя Иоасафа и практикующий хирург. – Именно в этой сфере люди с особой силой выплёскивают негативные эмоции. Здесь сходится много факторов: цены на лекарства растут, во многих медучреждениях не хватает специалистов и оборудования, увеличивается нагрузка на врачей.

Но я бы не стал оценивать состояние системы здравоохранения совсем негативно. Государство выделяет на её развитие немалые средства, и результат есть. Конечно, большую роль здесь играет надёжная основа, созданная в ходе реализации масштабной программы модернизации здравоохранения, и правильно сформированные приоритеты. В нашей области ремонтируют действующие лечебно-профилактические учреждения, вводят новые: например, перинатальные и кардио-хирургический центры. Это даёт возможность широко использовать и развивать высокие медицинские технологии: аортокоронарное шунтирование, экстракорпоральное оплодотворение и многие другие.

— На ваш взгляд, претензии пациентов к квалификации врачей обоснованы?

— Отчасти. Ко мне тоже нередко обращаются люди с просьбой посоветовать хорошего специалиста. И бывает, что разные врачи по одному и тому же диагнозу дают разные рекомендации. Квалификация врача – вопрос очень серьёзный, ведь доверие пациента – одно из условий успешного лечения. Но даже лучшие врачи, увы, не боги. Бывают случаи, когда медицина не может помочь, хотя и тяжело это признавать.

 

Владимир Куликовский.
Владимир Куликовский.
Фото из личного архива

Учись, студент!

— На каком курсе мединститута уже видно, получится ли из студента хороший специалист?

— У нас сейчас учится около 5 тысяч студентов, включая медколледж, – говорит Владимир Фёдорович, – Я считаю, что хорошими специалистами становятся, как правило, те студенты, которые на пути к профессии проходят все ступеньки медицины. Эти ребята, на мой взгляд, свой выбор делают более осознанно.

Учащиеся колледжа стараются сначала получить опыт работы младшего медперсонала, идут в больницы помогать медсёстрам. После третьего курса мединститута студенты получают право работать в среднем профессиональном звене, и многие трудятся, совмещая учёбу и работу. Это нелёгкий, но нужный опыт для будущих специалистов.

— А троечники есть среди студентов?

— Знаете, в своё время я не принимал на работу специалистов с троечными дипломами. Что это за врач, который анатомию и физиологию знает на тройку! Сейчас я не могу отчислять студентов за тройки – это государственная оценка. Но будущие врачи должны понимать, что она недопустима в их профессии.

— Как вы объясняете будущим коллегам их главную задачу?

— Я считаю, что если общение с врачом (подчас когда речь идёт о крайне тяжёлом заболевании) приносит пациенту облегчение и даёт надежду на выздоровление, то это – хороший врач.

Безусловно, он обязан правильно поставить диагноз и назначить лечение. Но всё‑таки люди, порой сами того не сознавая, ждут прежде всего внимания и сочувствия. В первую очередь ценится доброе отношение к пациенту. Думаю, что в обществе сейчас в целом очень не хватает милосердия и сострадания, а в нашей профессии без этих качеств и вовсе делать нечего.

Душа должна трудиться

— Разве можно не выгореть профессионально, ежедневно сочувствуя чужой боли?

— Некоторые, увы, выгорают в самом начале, – признаётся профессор Куликовский. – Понимаете, душа постоянно должна трудиться. Я в медицине 45 лет, и сейчас у меня очень напряжённый график работы. Мне помогает вера. Утро я начинаю с молитвы. С радостью приезжаю на свою малую родину, в Борисовку, где обязательно посещаю храм – всё это даёт мне успокоение и силы продолжать своё дело.

— Ещё одно из неприятных явлений – очереди в поликлиниках…

— Региональная система здравоохранения сейчас меняется благодаря проекту «Управление здоровьем». Проект очень важный: безусловно, необходимо укреплять первичное звено, открывать ФАПы, офисы семейного врача, оснащать их оборудованием и укреплять кадрами. Когда это звено заработает в полную силу, больше заболеваний будет выявляться на начальных стадиях, и это правильно. Но ведь затем пациент будет направлен в поликлиники и районные больницы, и там к этому должны быть готовы. Вот тогда будет выстроена чёткая система медицинской помощи от первичного звена до учреждений, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медпомощь. При достаточном финансировании и кадровом обеспечении это позволит существенно повлиять на снижение смертности от сердечно-сосудистых, онкологических и других социально значимых заболеваний.

 


Мнение читателей

Светлана Малакуцкая:

«Определение «хороший врач», думается, неотделимо от определения «хороший человек». Первая заповедь врача – помоги, спаси. А в моменты боли, страдания нам так нужны слова поддержки! Особенно это важно для пожилого человека, равно как и для ребёнка. Хороший врач поможет добрым словом, успокоит. Опыт и профессионализм, конечно, занимают главные строчки в характеристике врача. А душевность, человеколюбие – качества, которые каждый идущий в эту профессию должен определить в себе. И только тогда сказать: «Буду врачом, несмотря на то что знаю, каких это потребует от меня физических и душевных сил».

Недавно мне пришлось неоднократно обращаться за помощью в неотложку. И все три раза приезжал один и тот же молодой врач. В минуту малодушия, а может физической слабости, я посетовала: дескать, наверное, уже не одолею недуг. А он ответил: «Да нет, вы ещё хорошая!» Такие простые слова, но я очень благодарна вам, доктор Павел, за них».


Олег Тихонов:

«Мне, к счастью, в медучреждения приходится обращаться нечасто. Но бывало, что просил знакомых рекомендовать хорошего специалиста – такого, который помог им. Иногда ищу отзывы о врачах в Интернете.

Для меня прежде всего важно, чтобы доктор мог правильно поставить диагноз и назначить эффективное лечение. А что касается человеческих качеств, то думаю, что это очень непросто – сочувствовать каждому пациенту. Главное, чтобы человек дело своё знал».


Мнение из соцсетей

Михаил: Дело врача – уменьшать человеческие страдания. Хорош тот врач, чья терапия в конечном итоге приводит именно к этому.

Наталья: Верный диагноз, правильное лечение, адекватное поведение, внимание к пациенту. Ну и как человек чтобы был приятный.

Даша: В нашей районной больнице так: врач посылает тебя сделать ЭКГ, электроэнцефалограмму, сдать кровь. Потом со всем этим приходишь к врачу, а тебе говорят: всё хорошо. Идёшь в другую поликлинику, там говорят: что‑то не так – и лечат.

Нелли: Если врач в каждого больного будет вкладывать душу, его просто надолго не хватит. Лечить – да, сопли разводить – нет.

Юрий: Какие сейчас врачи? Не те ли, что дипломы за деньги купили? Лучше уж в Интернете себе диагноз ставить и лечить. Так надёжней.

Святозар: 1 – сертификат, 2 – образование, 3 – опыт работы, 4 – учёная степень, 5 – практика. Но это не стопроцентная гарантия. Лучше с проблемой сходить к трём докторам и послушать, что они скажут.


Комментарий специалиста

Юлия Ковтун, ассистент кафедры общей и клинической психологии БелГУ, медицинский психолог больницы № 1 Белгорода:

«Чего ждут пациенты от врачей? Ответ очевиден: помощи. Это может быть верно поставленный диагноз, или адекватное лечение, или просто общение, ведь слово порой лечит лучше лекарства. Кого‑то успокоят слова сочувствия, а кого‑то врач «взбодрит» рассказом о том, что будет, если не выполнять предписания. При этом каждый хочет, чтобы доктор был беспристрастным и объективным, чтобы эмоции не мешали ему выполнять свою работу.

Если лечение привело к улучшению состояния, то и в дальнейшем пациент ждёт того же. Выздоравливая, он вычёркивает из памяти отрицательные воспоминания о болезни. Если же результат лечения пациента не удовлетворил, то зачастую недовольство распространяется и на медперсонал.

Многие в лечебном учреждении чувствуют себя заложниками системы, в которой от них ничего не зависит, и испытывают дискомфорт. Поэтому некоторые люди годами не обращаются к врачам и теряют драгоценное время. А когда всё же попадают в больницу, надежды, ожидания и ответственность за своё здоровье он возлагает на врачей.

Часто больные выполняют не все рекомендации: принимают таблетки, но не делают физические упражнения, не соблюдают диету и т. д. Не получают желаемого облегчения – и ищут другого доктора.

Важно понимать ответственность за своё здоровье. Ведь лечение и реабилитация не заканчиваются в тот момент, когда пациент покидает кабинет врача.

Обстановка в медучреждении тоже имеет значение. Чем она более психологически привлекательна, тем выше пациенты оценивают качество оказания помощи и общение с медперсоналом».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×