Белгородский академический русский оркестр представил три мировые премьеры
-
Новость
-
Новость
Концерт «Премьеры» прошёл в белгородской филармонии 5 февраля.
Публика услышала написанные или специально аранжированные для русского оркестра и солирующих инструментов и ранее не исполнявшиеся в таком составе сочинения Ефрема Подгайца, Михаила Броннера и Артёма Нижника.
К академическому русскому оркестру филармонии под управлением главного дирижёра – заслуженного работника культуры РФ Евгения Алешникова присоединились его солист, баянист-виртуоз Александр Сахарчук и приглашённые музыканты Екатерина Мочалова и Борис Андрианов. Последние уже знакомы белгородским слушателям.
Солистка Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н. П. Осипова, преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных Екатерина Мочалова играет на домре, электродомре и мандолине. Инструмент заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова – виолончель. Услышать его вместе с народным оркестром для многих пока в новинку.
Евгений Алешников отметил: тем временем русский оркестр уже стал по сути академическим, и композиторы, ранее писавшие сочинения для оркестров симфонических, камерных, стали обращать на него внимание. Главный дирижёр академического русского оркестра напомнил: у коллектива уже был опыт исполнения произведения с солирующим виолончелистом на Международном музыкальном фестивале «Борислав Струлёв и друзья». Тогда за инструментом был сам Струлёв.
«Сейчас вообще существует тенденция, когда композиторы стали писать музыку для народных инструментов – мандолины, балалайки – и симфонического оркестра, а для виолончели и скрипки – и русского оркестра», – рассказал Евгений Алексеевич.
Так, к примеру, первая прозвучавшая мировая премьера «Рандеву» советского и российского композитора Ефрема Подгайца – двойной концерт для домры и виолончели и русского концертного оркестра. Известный композитор написал его по просьбе Екатерины Мочаловой и для симфонического оркестра. А в Белгороде представили его новую авторскую редакцию. В таком составе концерт прозвучал впервые, и поэтому композитор приехал на премьеру.
«Когда рождается ребёнок, какие чувства испытывают мать, отец? Конечно, есть волнение. Но существуют репетиции, и если выстроены правильные отношения с музыкальным коллективом, его руководителем, то есть дирижёр понимает, что такое премьера, что такое автор, то всё получается. Евгений Алексеевич специально меня попросил приехать, потому что какие‑то нюансы надо уточнять на репетиции», – отметил Подгайц.
Второй прозвучавшей в этот вечер мировой премьерой стали три романтических послания для домры, виолончели и оркестра русских народных инструментов «Вечная любовь» Михаила Броннера.
«Для нас большая честь исполнять эту музыку, наш оркестр вообще впервые исполняет его сочинение. Я уже 13 лет руковожу русским оркестром, а до Броннера добрался только сейчас, – рассказал Евгений Алешников. – Он услышал наш оркестр весной 2021 года, когда мы выступали в Российской академии музыки им. Гнесиных и исполняли «Белгородскую симфонию» Григория Зайцева, написанную специально для нас. Михаил Броннер обратил внимание на наш оркестр и доверил нам мировую премьеру своего сочинения».
Третьей мировой премьерой стала прозвучавшая первая часть «Маленького триптиха» для баяна с оркестром Артёма Нижника – композитора, несколько лет работавшего в Белгороде. Он автор нескольких музыкальных сочинений, написанных специально для Белгородского академического русского оркестра.
Вторую и третьи части его «Маленького триптиха» оркестр уже исполнял ранее, а теперь пришло время первой.
«Его музыка яркая, современная. Несмотря на то что академическая по своему направлению, она очень живая по своему языку и понятная слушателю», – охарактеризовал сочинение Нижника Евгений Алешников.
И это были не все премьеры концерта. Ещё одно сочинение и его композитора главный дирижёр оркестра представил со сцены сам. Музыкальный коллектив под управлением Алешникова исполнил музыкальную картину «Линия жизни» в редакции для русского оркестра. Её автор – белгородец, преподаватель по классу народных инструментов Пятницкой детской школы искусств Г. А. Обрезанова Алексей Суханов.
Оксана Придворева