Что повторяется в работе ракитянского учителя начальных классов Любови Ровчак
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В кадрах видеовизитки учитель начальных классов ракитянской средней школы № 2 им. А. Т. Цыбулёва Любовь Ровчак встречает своих учеников у кабинета, идёт вместе с ними в столовую, ведёт уроки, отправляется с классом на прогулку… Как и у любого учителя, даже на видео её день завершается проверкой тетрадей.
Любовь Леонидовна говорит: вероятно, ничего особенного в этом нет, так работает каждый учитель и классный руководитель. Но именно этот ролик, а ещё личные достижения, успехи её учеников и профессиональный опыт позволили вместе с другими представителями региона осенью побывать на I Всероссийском форуме классных руководителей в Москве.
Стояла перед классом, и ноги дрожали
При встрече Любовь Леонидовна в первую очередь делится своими впечатлениями от поездки в столицу. Два дня общения с коллегами со всей страны, встречи со знаменитыми спортсменами и артистами, круглые столы, обмен опытом.
«Меня особенно заинтересовала цифровизация в образовании. После форума я защитила на школьном педсовете свой опыт использования интерактивной платформы «Учи.ру». В пандемию компьютеры и телефоны стали средством связи учителя и учеников. Плюс жизнь постоянно меняется, и сейчас уже трудно представить даже младшего школьника, не умеющего пользоваться электронными устройствами. Так у педагога появляются новые формы взаимодействия с учениками, которых надо в этом заинтересовать», – говорит она.
— Любовь Леонидовна, почему вы решили стать учителем?
— У каждого был любимый учитель, который сумел заинтересовать и стать, скорее, другом. И в моей жизни есть такой человек – это мой первый учитель в ракитянской средней школе Нина Петровна Добродомова. Она для меня пример.
К окончанию школы, когда надо было определиться с будущей профессией, я решила, что стану учителем начальных классов. Сначала поступила в Белгородский педагогический колледж, окончила его с красным дипломом. Я старалась, потому что хотелось стать хорошим педагогом. Дальше было очное обучение в Белгородском государственном университете. Окончила его в 2007 году тоже с красным дипломом. Почему пошла в учителя? Мне хотелось общаться с детьми, научить их всему: не только читать и писать, но и общаться, дружить. В начальной школе как? Один рисует хорошо, другой лепит, третий, например, коллекционирует что‑то. И постепенно начинаешь замечать, какие стороны можно развить у ребёнка.
— Что почувствовали, когда на практике стали впервые проводить уроки?
— Это было так волнительно, тревожно. Стоишь перед классом, и ноги дрожат. Мы вначале проводили классные часы, какие‑то праздники, а не сами уроки. Но всё равно переживали. В школу на практику ходили раз в неделю и тщательно готовились к этому дню. Когда я только поступила в колледж, компьютеров особо не было, приходилось искать всё в книгах, в том числе и наглядные материалы, чтобы детей заинтересовать, подготовиться самой.
Что‑то повторяется, что‑то нет
— После университета сразу вернулись в Ракитное?
— Сразу, потому что где родился, там и пригодился. Я приехала домой, и было свободное место учителя начальных классов в пролетарской средней школе № 2, так как педагог ушла в декретный отпуск. Там я работала три года, вела учеников с первого по третий класс.
— А своих первых первоклашек помните?
— Конечно. Первый класс, как первая любовь, наверное, никогда не забудется. У меня в памяти на всю жизнь останутся те мои девчонки и мальчишки. Зашла в класс 1 сентября, а они маленькие, держат мам и пап за руку: тоже переживают. Родители меня, молодого специалиста, приняли очень хорошо, большое спасибо им за это. Моим первым ученикам уже 21–22 года. Я и сейчас живу в посёлке, а в Ракитное приезжаю на работу, поэтому, конечно, встречаю их. Все выросли, у некоторых свои семьи. Когда они оканчивали 9-й класс, пришли ко мне домой с цветами. В 11-м позвонили и пригласили на выпускной, попросили сказать им напутственную речь. Это, конечно, приятно. А сейчас у меня четвероклашки, 4-й «Б», 23 человека.
— Мне кажется, дети очень быстро взрослеют, первоклассники несколько лет назад и нынешние достаточно отличаются…
— Конечно, но что‑то повторяется в моей работе, а что‑то нет. Дети приходят в школу приблизительно с одинаковой базой. Их всему надо научить: читать, писать, считать. Это и происходит из раза в раз. Ещё я как педагог начальных классов должна их научить дружить, а также честности и доброте. Плюс ещё ребёнка к школе надо адаптировать, они же приходят из детского сада, а тут немного другой коллектив.
— А как меняются дети к концу начальной школы?
— К четвёртому классу у них уже своё мнение есть. Они рассудительные, могут отстаивать собственную позицию (улыбается).
— С кем сложнее: с малышами-первоклассниками или с теми, кто постарше?
— Конечно, легче работать с третьими-четвёртыми классами. Они дисциплинированные, понимают, для чего пришли в школу. Для первоклассников всё ещё немножко игра. По моим выпускникам могу сказать, что, даже перейдя в среднюю школу, они первое время меня навещают. Рассказывают, как учёба, как поладили с разными учителями, какой предмет нравится, а с каким сложнее. Спрашивают, чем помочь первоклассникам.
И моя радость тоже
— Тяжело ли вне школы «отключить» классного руководителя и быть дома просто мамой?
— После школы кто‑то из ребят или их родителей может позвонить, спросить, что задано на дом, особенно если ученики мои заболели. Всё‑таки быть учителем – это работа семь дней в неделю. Семье, конечно, тоже уделить время удаётся. Моя дочь в четвёртом классе, кстати, я её классный руководитель. Так совпало, что ей надо было идти в школу и я как раз набирала первый класс. Но никаких привилегий это не даёт, все в равных условиях. Дома я для неё мама, а здесь – Любовь Леонидовна.
— Что самое приятное в работе учителя и классного руководителя?
— Наверное, достижения моих учеников, когда они получают грамоты, дипломы муниципальных и областных конкурсов. Ещё радует, когда у них получается то, что раньше они делать не могли, не понимали например. День идёт тема, два – сначала не поняли, а потом получилось. Они сами этому радуются. Если у моих ребят дома какое‑то приятное событие, они поделятся. Их радость – моя радость тоже.
— А вы представляли себя в какой‑то другой профессии?
— Нет, не представляла. И даже не хочу.
В конце учебного года 4-й «Б» Любови Леонидовны попрощается с начальной школой. А в сентябре на его место придут другие – робкие и несмелые первоклассники.