Стартап в пандемию: какие риски учесть, запуская бизнес во время эпидемических ограничений
Об этом «Белгородские известия» поговорили с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Белгородской области Владиславом Епанчинцевым
-
Статья
-
Статья
На вопрос «А стоит ли вообще рисковать?» Владислав Викторович уверенно ответил: «Почему нет? Идеального времени вы всё равно не дождётесь. Единственное – нужно учитывать отрасли, в которых хотите запуститься. В наше время не все будут хороши».
С чего начать
— Как вы считаете, выгоднее работать офлайн или онлайн?
— Я бы не рассматривал всё, что связано с офлайн-торговлей и офлайн-общепитом. А то, что связано с Интернетом и доставкой, – почему нет? Плюс ко всему, смотрите, как изменяются потребительские предпочтения. То есть, если собираетесь продавать шашлык, подумайте. А если шашлык с доставкой, то шанс есть.
— А заработать на средствах индивидуальной защиты ещё реально?
— Чтобы заработать на масках, нужно продавать большие партии. А перепродавать сложно. К тому же антисептики производят большие компании. Я бы в эту сферу не заходил. Там рынок уже поделен.
— На какие отрасли вы бы посоветовали обратить внимание?
— Если на каком‑то рынке мало продавцов, это не значит, что он недооценён. Возможно, там действительно нет денег. Может быть, есть смысл посмотреть на большой рынок, где много игроков. Подумать, что вы можете делать не так, как они, чтобы забрать у них часть продуктовой ниши.
Всегда можно быть маленьким, который зарабатывает немного, и ему хватает. Есть ещё такой сценарий, когда ты крупным компаниям предлагаешь что‑то жизненно важное. Например, тот же сервис, через который продают товары и заказывают доставку. Он ничего не производит, но предоставляет услуги торговым сетям.
Если ты начинающий предприниматель, вряд ли изобретёшь то, что сразу выкинет тебя в голубой океан – незанятый рынок без конкуренции. Надо смотреть на большие рынки, на сильных игроков и подстраиваться. Интернет-бизнес в Китае тоже так развивался. Там брали идеи с Запада, копировали и делали у себя.
Риски
— У стартапов есть преимущества перед крупными компаниями?
— Всё зависит от того, кто ими руководит. Конечно, гибкость стартапов – основное качество. Не получилось что‑то – изменили продукт под запрос клиентов или начали заниматься другим делом.
Но если неосознанно к этому подходить, человек не сможет двигаться вперёд. Предприниматель должен быть созревшим. Не все способны постоянно держать ухо востро, следить за трендами. Не всякому стартапу дано стать единорогом, но каждый сможет сделать свой маленький бизнес.
— Какие риски нужно учитывать в пандемию?
— Основной риск – это локдаун. Люди перестанут выходить из дома и покупать. Второй риск – стоимость товара.
— Какие ресурсы важны для стартапа?
— Надо тратить много времени и отдавать всю энергию своему делу. Быть готовым поменять продукцию либо закрыть компанию. Ничего особенного, на мой взгляд, пандемия не внесла. Риск закрыться есть всегда, и об этом важно помнить. Мне кажется, в предпринимательском духе мы во многом отстаём от США. Там считают, что до 25 лет предприниматель должен успеть пару раз обанкротиться, чтобы знать почём фунт лиха. Особенно если у тебя нет семьи и можешь позволить себе набраться опыта, ещё что‑то открыть.
Иногда проще закрыть убыточное заведение. Предприниматель должен быть готов к этому. Хорошо, если есть профессиональный навык, который его отличает. Например, ты хороший программист и найдёшь способ себя прокормить.
Меры поддержки
— Есть ли какие‑то меры поддержки для молодых предпринимателей?
— У нас в областном Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства появляются интересные условия – гранты, кредиты. Поэтому нужно быть в постоянном контакте с центром «Мой бизнес» и следить за грантами.
— Что бы вы посоветовали тем, кто решил рискнуть и запуститься?
— Верить в себя. Есть книга «И ботаники делают бизнес» об основателе крупной компании Фёдоре Овчинникове. Он открыл книжную сеть и обанкротился. Книга заканчивается тем, как он моет посуду в сети быстрого питания. Пошёл туда набраться опыта, впечатлений, а потом открыл свою пиццерию. Для меня Фёдор – пример, каким должен быть предприниматель. Он в себя верил. Но верить не значит тащить то, что неприбыльно. Нужно верить в то, что у тебя получится в следующий раз.
В прошлом году я был в жюри регионального шоу «Завтра миллион». Парень, который занял первое место, некоторое время руководил стартапом, его бизнес стал успешным и заметным, а потом его позвала к себе московская компания, и он начал работать в ней. А молодой человек, который стал вторым, всё равно стал предпринимателем.
Если вы только думаете о бизнесе, взвесьте: может, вам проще работать по найму и зарабатывать больше, ходить в отпуск? Путь предпринимателя сложный. Но такие люди живут по зову сердца, иначе не могут.
Беседовала Валерия Солошенко