Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 ноября 2021,  12:17

Как работает волоконовский логопед-дефектолог Валентина Переход

Как работает волоконовский логопед-дефектолог Валентина ПереходФото: Елена Коржова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Фельдшер по первому образованию и вдумчивый, внимательный педагог по призванию Валентина Переход работает в детском саду № 1 посёлка Волоконовка уже 10 лет. Она не просто помогает исправить дефекты речи, а открывает целый мир для детей с особенностями развития. «Белгородские известия» побывали на одном из занятий у известного на весь район логопеда и узнали, почему она так любит свою профессию.

В мире ярких цветов и звуков

Волоконовский детский сад «Берёзка» встречает меня приветливым, почти домашним уютом, звонкими голосами детей из музыкального зала и любопытными взглядами из‑за приоткрытых дверей в группы. Я захожу в маленький светлый кабинет логопеда и сразу попадаю в мир ярких цветов и звуков.

«Бегемотик любит, чтобы сока было много. Значит, какую букву мы должны подставить к слову «сок»? Правильно, букву «и», – чтобы детям было интереснее слушать и выполнять задание, Валентина Переход использует артикуляционную куклу, сшитую своими руками».

И получается, что каждая новая задача исходит не от строгого педагога, а от весёлого разноцветного персонажа. Дальше нужно определить характеристики каждого из звуков: гласный или согласный, твёрдый или мягкий. В ход идёт цветовая маркировка, на основе неё получается схема: синий – красный – зелёный – красный. Это означает, что первый звук – твёрдый согласный, потом гласный, затем мягкий согласный и снова гласный.

Это занятие для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи. Уже на следующий год им предстоит идти в первый класс, а потому нужно не просто уметь произносить звуки, но и классифицировать их. А ещё понимать, как пишется та или иная буква, и находить её в слове.

— А теперь давайте сделаем разминку! – говорит педагог и добавляет, обращаясь ко мне: – Как только вижу, что дети устают, предлагаю им смену деятельности.

— Бегемотик очень любит писать и рисовать, давайте и мы с вами раскрасим букву «с», а потом попробуем её написать, – продолжает она занятие.

— Ура! – радостно отвечают дети и берутся за карандаши. А потом стеклянными камешками марблс (их часто используют во флористике и при оформлении аквариумов. – Прим. авт.) и шнурками «пишут» нужную букву.

Даже дыхательная гимнастика в интерпретации Валентины Переход превращается в азартный футбольный матч, где нужно задуть мячи разной тяжести в ворота. Так занятие превращается в увлекательную игру. А дети лучше запоминают новый материал.

Они нуждаются в помощи

В этом детском саду все группы комбинированные, то есть в каждой есть ребёнок с особенностями развития. Всего таких детей здесь 16 из 110, а инклюзивное обучение тут используют с 2013 года.

«Опыт работы с каждым особенным ребёнком уникален, а методиками мы обмениваемся на семинарах и в Белгороде, и в Старом Осколе», – поясняет Валентина Переход. Она руководит районным методическим объединением профильных специалистов.

Работу с так называемыми сложными детьми Валентина начала ещё в Ютановской спецшколе-интернате: получив специальность фельдшера, она пришла туда медсестрой.

«Там в основном были дети-сироты с ДЦП, синдромом Дауна и другими отклонениями. Я много с ними общалась и поняла, что они нуждаются в помощи, которую на тот момент я не могла им дать», – рассказывает моя собеседница.

Тогда она поступила на заочное отделение в Московский государственный открытый педуниверситет, в 2001 году уже с дипломом олигофренопедагога продолжила работу в интернате в качестве дефектолога.

«С такими детьми главное – спокойствие и умение встать на одну планку с ними, а потом подниматься выше, чтобы ребёнок за тобой тянулся. И никакого страха не будет, а если ты боишься – они сразу почувствуют. Например, с безречевыми детьми я общаюсь тактильно, улыбаюсь, а потом стараюсь добавлять элементы речи».

По стопам родителей

После закрытия Ютановской спецшколы Валентина Переход немного поработала медсестрой в одном из волоконовских детских садов, но призвание не отпускало, и педагог занималась с особенными детьми на дому. В 2011 году она пришла в детский сад № 1.

«В наш сад стремятся привести детей со всего посёлка, родители хотят отдать своих детей именно к Валентине Владимировне. Мы все её ценим за профессионализм и ответственность, умение увлечь ребёнка», – говорит заведующая детским садом № 1 посёлка Волоконовка Татьяна Ифанова.

На протяжении всей беседы я пытаюсь узнать, откуда у моей собеседницы тяга к работе именно с особенными детьми. И вот, наконец, выясняется, что Валентина из семьи педагогов. Отец – учитель физкультуры, работал в Ютановском техникуме, а мама была воспитателем в спецшколе.

«Я с детства это всё видела, родители всегда были в работе. Помню, как папа заполняет журналы, а я рядом на велосипеде катаюсь, мама вообще до девяти вечера работала – до отбоя, когда дети в интернате ложились спать. То есть я с ними была уже тогда рядом, и мне хотелось им помочь».

Хочется работать ещё

В этом году Валентина Переход заняла третье место на областном конкурсе учителей-дефектологов, а также получила нагрудный знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ». В 2019 м педагог стала дипломантом II степени на Всероссийском конкурсе «Моя гордость – моя профессия». Помимо остальных методик, она применяет технику логопедического массажа с помощью зонда. Метод очень действенный: эффект есть уже на второе-третье занятие, говорит педагог.

Недавно она получила специальность психолога.

«Я чувствовала, что мне эти знания необходимы, вот и восполнила пробел», – поясняет она.

В свободное от работы время логопед-дефектолог занимается с детьми на дому, даже в выходные весь семейный график подстроен под такие занятия.

«С 12 до 19 часов ко мне приходят дети, это очень трудно, тяжело, а потом наступает тишина, и мне как будто чего‑то не хватает. Дети ведь притягивают своей открытостью, чистотой, они как белый лист. Я от них не устаю, всю потраченную энергию они восполняют настолько, что хочется работать ещё», – делится эмоциями Валентина.

И добавляет, что есть моменты, которые особенно трогают за душу:

«Мои выпускники, в том числе и из интерната, при встрече улыбаются, называют меня по имени-отчеству, здороваются, спрашивают, как у меня дела. Или я слышу вслед: а это Валентина Владимировна прошла, я с ней занимался. Это очень приятно!»

О пользе сказок

В завершение беседы я задаю вопрос, который давно уже хочу прояснить:

— Почему растёт число детей, которым нужна помощь уже не только логопеда, но и дефектолога? Чем объяснить такую печальную тенденцию?

Валентина Переход отвечает с позиции профессионала:

«Рост очень стремительный. 10 лет назад, когда я только пришла в этот сад, были только дети с тяжёлыми нарушениями речи, а сейчас это уже множественные нарушения в развитии. Думаю, это может быть связано с тем, что дети всё меньше слышат сказок, которые читает или рассказывает мама. А ведь этот процесс и начинает раннее речевое развитие, обогащает словарь, развивает образное мышление. Сейчас вместо сказок – телевизоры, планшеты и телефоны, но детям сказки тоже нужны!»

Как опытный логопед-дефектолог моя героиня советует родителям больше обсуждать с детьми всё, что они видят вокруг: учить различать похожие слова, считать окружающие предметы. И, конечно, читать сказки!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×