Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 ноября 2021,  14:34

Я за свободу творчества

Рукодельница Алина Прокопенко из города Алексеевки совмещает любовь к нестандартным куклам и классической росписи подносов

Я за свободу творчестваАлина ПрокопенкоФото: Анна Емельянова
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Творчеством молодая мастерица занимается с самого детства. И когда она пришла работать в Алексеевский дом ремёсел, любимое увлечение стало профессией. Алина специализируется на росписи изделий из металла и дерева, а также делает авторские и традиционные куклы и мягкие игрушки.

Её металлические подносы с авторской росписью – пышными букетами роз, сочными фруктами, полевыми цветами и подсолнухами – заслужили признание на региональном уровне. За эти работы девушка получила звание народного мастера Белгородской области.

Не каляки-маляки

Мама Алины Прокопенко вовремя подметила, что ребёнок всё время рисует, лепит, шьёт или вышивает.

«Я храню свои детские работы. И первую картинку, которая похожа на что‑то, а не просто каляки-маляки, я нарисовала в четыре года. Тогда я изобразила на обрывке бумаги пони, и там действительно видно, что это лошадь», – смеётся девушка.

Мама определила Алину в школу искусств в 9 лет, а в 13 она окончила художественное отделение с отличием. После девяти классов школы девушка поступила в Алексеевский педагогический техникум на отделение изобразительного искусства и черчения. Там она получила специальность учителя изо и черчения со специализацией художник-оформитель.

Пробы и ошибки

Семь лет назад Прокопенко устроилась в Дом ремёсел как мастер росписи по дереву. Но юная мастерица стремилась развиваться, искала идеи для выставок и крупных работ. Так она пришла к росписи по металлу.

«В то время в Алексеевке ещё плохо работал Интернет, так что я была как слепой котёнок, – говорит Алина. – Изучала литературу и пользовалась подсказками мастерицы, которая у нас работала. Но та не особенно жаждала делиться своими секретами. Так что в основном я действовала методом проб и ошибок. Бывало, что вздувался лаковый слой подносов, приходилось всё счищать и переделывать. Лет пять я выходила на тот уровень, на котором работаю сейчас».

Несколько лет назад коллеги предложили Алине Прокопенко подать заявку на звание народного мас-
тера Белгородской области. Его присваивают умельцам, сохраняющим традиции народного творчества и при этом привносящим в работы собственный стиль. Сейчас в регионе 138 мастеров носят это звание, из них 12 получили его по итогам 2020 года.

В первый раз уровень алексеевской рукодельницы оказался недостаточно высоким. Потренировавшись, Алина попробовала снова. И на этот раз расписанные работы позволили девушке стать народным мастером.

Я за свободу творчества - Изображение Фото: Анна Емельянова

Без эскизов

Первый этап работы над подносом – это подбор заготовки. Алина использует обычные подносы из нержавеющей стали. Они бывают и квадратными, и овальными. Стоит один такой от 300 рублей.

Заготовку девушка грунтует бесцветным акриловым лаком, так как между металлом и росписью обязательно должна быть прослойка. В противном случае всю роспись можно снять как плёночку. Потом художница красит фон и даёт полуфабрикату высохнуть.

«Эскизы на бумаге я не рисую. Замысел воплощаю сразу на подносе. Роспись у меня своя, индивидуальная, но смотрела я на жостовскую, – поясняет мастерица. – Самый распространённый элемент у них – это роза, хотя многие даже не понимают, что это именно она, принимают, к примеру, за пион. Мне вначале это тяжело было. Я как видела, так и писала, натуралистично. А здесь нужно выдерживать стилизацию».

На один поднос у Алины уходит около месяца: расписывает она быстро, а сохнет масло медленно. В помещениях Дома ремёсел прохладно, поэтому она не может высушить краску быстрее.

«На жостовском производстве мастерица кладёт расписанную доску в печь, и за ночь при 80 градусах она сушится. На следующий день приходит на работу и может продолжать. А я так не могу, поэтому расписываю обычно три–четыре параллельно, нанося на них детали по очереди», – продолжает художница.

Пока на подносах Алины можно увидеть цветы и фрукты, но в дальнейшем она планирует научиться изображать и стилизованных животных.

Я за свободу творчества - Изображение Фото: Анна Емельянова

Люблю монстриков

Помимо расписных подносов, кабинет Алины Прокопенко украшает множество разнообразных игрушек. На прозрачных нитях качается в воздухе летающий котик в окружении мягких облаков, шарообразные мыши в народных костюмах уплетают бутерброды с чёрной икрой, а один стеллаж полностью заставлен куклами.

«Насмотревшись в Интернете на рукодельниц, создающих кукол, я подумала, а чем я хуже? Я тоже хочу! И сделала 30 кукол за два года. Правда, потом перегорела. Уже года три не делаю их вообще. А коллекция осталась», – рассказывает Алина.

Среди её работ есть традиционные тряпичные куклы-мотанки и крупенички – полотняные мешочки, наполненные крупой или зерном и задекорированные яркими лоскутками.

«А для себя делаю всяких монстриков. Люблю эту тему», – признаётся рукодельница.

Среди её необычных работ готическая дама в мрачных цветах и барышня в стиле стим-панк. Есть также старичок паучок в очках и тапочках, вяжущий носочки, и муха, которая нянчит маленького сыночка-опарыша. Многие куклы сделаны на основе кукол-тыквоголовок. Это текстильные игрушки с непропорционально большой круглой головой, сшитой из пяти клиньев таким образом, что один из швов проходит вертикально вдоль линии носа. Лица у таких кукол традиционно рисуются красками.

«Я свои куколки не продаю, – замечает девушка. – Если я буду какую‑то игрушку копировать, это слишком скучно, а если сделаю индивидуально на заказ, то станет жалко с ней расставаться».

Я за свободу творчества - Изображение Фото: Анна Емельянова

Не так, как в школе

Помимо работы над своими изделиями, мастерица занимается с детьми.

«От принципов школы я стараюсь отходить, – объясняет свой метод Алина. – Если я что‑то в обязаловку начну навязывать, любви ученикам это не прибавит. Когда приходит новый человечек, я всегда спрашиваю: что ты хочешь делать? И даю пять направлений, которым могу научить. Хочет он игрушку шить – значит, мы этим и будем заниматься».

Также мастерица объясняет детям, что рукоделие и рисование – не просто игра, но и каждодневный труд:

«Когда ребёнок приходит ко мне и показывает на примере, как именно он хочет рисовать, я отвечаю, что для достижения такого уровня ему нужно будет 150 раз нарисовать во всех ракурсах спичечную коробку и ещё долго-долго тренироваться. К сожалению, к этому не все готовы».

По словам Алины, дети дольше сохраняют интерес, если к каждому находить индивидуальный подход.

«У меня есть девочки, которые ко мне поступали во втором классе, а сейчас они уже в девятый перешли», – приводит пример рукодельница.

Зимой, когда соблазн погулять на улице не столь велик, к Алине Прокопенко приходят до 12 учеников, и она их делит по группкам. Например, пять человек шьют кота, семь – рисуют.

«Есть у меня мальчик, который очень любит динозавров. И если он не будет лепить динозавров, то просто потеряет интерес к занятиям. Я за свободу творчества», – подчёркивает девушка.

Я за свободу творчества - Изображение Фото: Анна Емельянова
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×