Из склада – в музей. Как во Львовской школе сохраняют традиции и учат историю
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Школьный музей в новооскольской Львовке зародился в небольшой комнатушке ещё в 1999 году. Учитель технологии сделал макет русской печи из кирпичей, учителя и школьники принесли утварь, холщовый текстиль. От старинных экспонатов переходили к предметам военного времени. А стеллажами для них служили школьные парты. Так было, пока в год 75-летия Победы педагоги не решили расширить музей.
Начало в горнице
По президентскому гранту школа получила почти 380 тыс. рублей на реконструкцию школьного музея «Пока мы помним – мы живём!».
«Обсудили с коллегами, что бы ещё добавить, учитель истории предложила включить в новую экспозицию советский период. Нам эта тема близка, мы помним то время, – признаётся директор школы Раиса Сыроватская. – Уверенности в победе не было, просто хотели привить детям любовь к малой родине, сохранить местные традиции и обычаи, а ещё увековечить память о ветеранах нашего сельского поселения».
В старой комнате сохранили экспозицию «В горнице моей». Там всё так же стоит макет печи, две ступы, прялка, кровать с периной, на которой лежат расшитые наволочки – приданое Раисы Николаевны. Экспонаты приносили дети, собирали их по соседям, бабушкам, дедушкам. Работники школы отдавали свои вещи.
«Работу ещё не закончили. Если что‑то находят, то приносят, и мы пополняем коллекцию, – отмечает директор. – Кроватку-качалку подарил школьный водитель. Он в ней спал 55 лет назад, а сделана она без единого гвоздя».
В феврале этого года на первом этаже школы открыли новый музей. Раньше здесь была мастерская автодела, стояли стеллажи с запчастями, оборудование. В 1986 году комнату отдали под спальню для детей.
«Я пришла на должность директора в 2011 году, помещение тогда использовали как склад, а мы переоборудовали его в комнату школьника, – вспоминает Сыроватская. – Здесь вожатая собирала актив, проводила внеурочные занятия».
А весной 2020 года снова начали работу. Сотрудники школы в кабинете постелили линолеум, покрасили стены, установили витрины с подсветкой, стеллажи.
Приносите ещё
Экскурсию по музею начинают с этнографической части, детям рассказывают об истории села, одежде и быте предков. Показывают, как работает рубель, прялка. На входе посетителей встречает манекен в новооскольском традиционном женском костюме, который сшила учитель физики.
«Часть экспонатов переехала из первого музея. Самый уникальный предмет в этом отделе – праздничная домотканая рубаха, которую подарила нам учитель биологии из Серебрянской школы, – рассказывает Раиса Николаевна. – Это рубаха её свекрови. Посетители могут оценить качество работы, ведь одежда начала XX века по‑прежнему в отличном состоянии».
Следующий раздел – «Моё пионерское детство». Конечно, главный экспонат здесь – пионерский галстук. Рядом с ним – значки октябрёнка, комсомольца, свой комсомольский билет принесла заместитель директора по воспитательной работе. Самое интересное – переписка детей Львовской школы со школьниками из Германии в 80–90-е годы прошлого века.
«Всех, кого знаем, просим посмотреть в своих вещах что‑то для нас. В сёлах больше места для хранения предметов старины, – считает директор. – Я и в соцсетях обращаюсь к выпускникам прошлых лет, каждому говорю: «Если у вас что‑то есть, привозите!»
От пионерских экспонатов выставка переходит к печатной продукции советских лет. Здесь собрали старые книги, детские журналы «Мурзилка», «Пропись», разложена веером газета «Белгородская правда». Экспозицию продолжает бытовая техника ушедшей эпохи: радиолы и радиоприёмники, фотоаппараты, швейная машинка, электрическая бритва, громкоговоритель. Самый старинный экспонат – настенный радиоприёмник, модель выпускали в 1940–50-х годах.
«В отделе «Сделано в СССР» собрали разные предметы того времени. В этом году отмечали 60-летие первого полёта человека в космос. А у нас есть ёлочная игрушка – космонавт, которой как раз 60 лет. Ведь выпускали такие в год полёта Гагарина, – Раиса Николаевна указывает через стекло на несколько блестящих предметов на прищепках».
Она сетует, что в этом отделе пока мало экспонатов: советские монеты, банкноты, перья для ручек, чернильница, кашемировый платок и трудовая книжка. Очки комбайнёра 1950–1970-х годов отдал школьный водитель, подстаканники – коллега Раисы Николаевны из Серебрянки. А карманный фонарик и белоснежные ползунки дочери принесла сама Сыроватская. На последних даже есть этикетка, что они стоили 1 рубль 90 копеек и сделаны по ГОСТу в 1988 году.
Одинаковые, но ценные
Следующую экспозицию посвятили военной тематике. Каски, гильзы, патроны, фляги, на стендах – выпускники-интернационалисты и ветераны, которых уже нет. Самое ценное здесь – извещение и записка с фронта, пожелтевшие от времени. На одном листочке неразборчивым почерком написано: «Это вы почитайте, чтобы вы знали, как мы воевали. Сам Сталин нам лично шлёт благодарность. И это имейте в виду». Дальше, к сожалению, невозможно разобрать слова, клочок бумаги заканчивается, а почерк становится мельче.
«С 1999 года в школу несут гильзы, найденные на территории поселения. Все экспонаты однотипные, но когда ребёнок подбирает гильзу и бежит к нам – он рад, что смог пополнить музей. Уже много одинаковых находок, но мы никогда не отказываем, пусть гильза будет сотая, но мы её положим ко всем», – признаётся Раиса Николаевна.
Музей отличается от других тем, что здесь не только проводят экскурсии и рассказывают о прошлом, но и собирают школьников на внеурочных занятиях за переговорным столом в центре комнаты, за ним проводят конкурсы и смотрят фильмы.
«Детям нужно выйти из классов, поменять обстановку, почувствовать свободу. И здесь это возможно», – объясняет Раиса Николаевна.
Экскурсии здесь проводят раз в четверть, а в разгар пандемии посмотреть экспонаты можно и на видео.
В музее дети не только основные посетители, но и экскурсоводы. Вместе с учителем истории школьники готовят экскурсии. Провести экскурсию по всей выставке им трудно, поэтому разбиваются по отделам.
«Хочу, чтобы жители активнее приносили экспонаты – у нас их мало. Под витринами есть место для хранения, и мы можем одни экспонаты заменять другими к определённой дате или празднику, – делится директор. – Разнообразие ещё больше заинтересует детей. Этот музей уже подтолкнул их к исследовательской деятельности: они узнали историю края, пообщались с жителями, поговорили со своими бабушками и прабабушками. Для кого‑то, например, стало открытием, что его прабабушка находилась в концлагере».
По словам Сыроватской, работы в музее ещё много, они собираются и дальше расширять выставки, а в планах – внести музей в туристический маршрут Новооскольского городского округа и сделать его доступным для соседних школ.