Зачем в Белгородской области создали Ассоциацию школьных музеев
![Зачем в Белгородской области создали Ассоциацию школьных музеев Зачем в Белгородской области создали Ассоциацию школьных музеев](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/27/1e/271e4952-7e44-4f58-ba4d-5b8081bc1eb0/v-kraevedcheskom-muzee-korochanskoi-shkoly-imeni-d-k-kromskogo.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-517%2C439_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Новость
-
Новость
В неё вошли все 398 паспортизированных школьных музеев региона.
В числе лидеров по количеству школьных музеев – Старооскольский (65), Алексеевский (34), Губкинский (32), Валуйский (22), Новооскольский (21) и Шебекинский округа (20), а также Белгород (31) и Белгородский район (23). Больше всего в регионе краеведческих школьных музеев – 113 и исторических – 84.
«В экспозициях школьных музеев собрана обширнейшая коллекция предметов, которые отражают историю родного края, знакомят с народной культурой и традициями. Их фонды насчитывают более 160 тыс. экспонатов. Весь этот материал можно использовать на уроках истории, географии, окружающем мире, основах духовно-нравственной культуры народов России, тем самым повышая детский интерес к предметам», – рассказала замдиректора Белгородского областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий Ольга Журавлёва.
Однако, по словам Ольги Ивановны, проведённый в 2019 году мониторинг показал: далеко не все школы готовы использовать потенциал своих музеев на уроках и внеурочке. Кроме того, многие из них работали по принципу «только для своих школьников». Попасть на экскурсию ученикам других школ зачастую бывало весьма проблематично.
![В историко-краеведческом музее Борисовской школы № 1 им. А. М. Рудого / Фото: Павел Колядин В историко-краеведческом музее Борисовской школы № 1 им. А. М. Рудого](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8f/c7/8fc70a70-3c22-4c37-a755-f0316d757f64/v-istoriko-kraevedcheskom-muzee-borisovskoi-shkoly-1-im-am-rudogo.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Школьные музеи довольно хорошо посещаются учениками своих школ. Более 67 % ребят отметили, что были в своём школьном музее на музейном уроке, экскурсии или каком‑либо мероприятии. Но менее 10 % школьников бывали в музеях других школ, хотя 80 % опрошенных хотели бы их посетить. Чтобы убрать эту закрытость от других школ и более активно использовать музеи в учёбе, в регионе инициировали проект «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области», – пояснила руководитель проекта Ольга Журавлёва.
Проект стартовал в октябре 2019 года, и уже в ноябре школьные музеи всех муниципалитетов объединились в ассоциацию, а в ноябре-декабре 2020-го провели первый фестиваль школьных музеев. Пандемия внесла в него свои коррективы – дистанционный формат. На конкурс «Лучшая визитная карточка школьного музея» прислали более 160 работ.
Как признаётся Журавлёва, такой сетевой активности они не ожидали:
«Общее количество просмотров перевалило за 50 тыс., а визитки победителей просмотрели более 30 тыс. раз. Например, видеоролик музея учреждения допобразования «Ровесник» Белгорода посмотрели более 12 тыс, а музея боевой славы школы № 3 Нового Оскола – более 11 тыс.».
![В историко-краеведческом музее Борисовской школы № 1 им. А. М. Рудого / Фото: Павел Колядин В историко-краеведческом музее Борисовской школы № 1 им. А. М. Рудого](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cc/59/cc59d201-7937-4d2e-bb24-4d12678698b2/istoriko-kraevedcheskii-muzei-borisovskoi-shkoly-1-im-am-rudogo.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Педагоги региона разработали 25 образовательных маршрутов, 61 виртуальную экскурсию по школьным музеям, 23 виртуальных музейных урока и 78 музейных уроков по основным общеобразовательным программам. Так, к примеру, в краеведческом музее Вознесеновской школы Шебекинского округа придумали, как с помощью музейных экспонатов рассказать второклашкам на уроке технологии об изготовлении посуды из глины, в краеведческом музее лицея № 5 Губкина – шестиклассникам на уроке истории о русской избе, а в краеведческом музее Прелестненской школы Прохоровского района – шестиклассникам об истории края в годы Великой Отечественной войны. Ho Материал пригодится на занятиях по краеведению и белгородоведению.
Все разработанные маршруты и уроки, а также виртуальные экскурсии по школьным музеям выложили в открытый доступ на сайте Белгородского областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий. Им посвятили отдельный раздел – «Школьные музеи».
По словам Ольги Журавлёвой, учителя вдохновились идеей проведения уроков в школьных музеях. Так, на сайте размещена информация о 78 музейных уроках по предметам школьной программы, в то время как по отчётам муниципалитетов их уже 380. Кроме того, вместо запланированных 22 образовательных маршрутов (по одному от каждого муниципалитета) разработали 93.
![Историко-краеведческий музей в Борисовской начальной школе им. Кирова / Фото: Павел Колядин Историко-краеведческий музей в Борисовской начальной школе им. Кирова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9a/82/9a8261a4-c35b-4af4-856b-6e7b0b6283d4/istoriko-kraevedcheskii-muzei-v-borisovskoi-nachalnoi-shkole-im-kirova.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Но самый главный результат проекта и создания ассоциации – школьные музеи стали популярны и посещаемы учениками. Более 120 тыс. учеников побывали реально или виртуально в нескольких школьных музеях нашей области, а каждый ученик – хотя бы в одном», – отметила Журавлёва.
Музейную открытость решили транслировать не только на регион. Более 70 белгородских музеев на сегодня внесли в реестр единого федерального портала школьных музеев.
Ольга Муштаева