Анастасия Пустовойтова: «В Белгороде болельщик ждал меня 2 часа, чтобы сфотографироваться»
С первой женщиной-арбитром в истории футбольного клуба «Салют» беседует «Спортивная смена»
-
Статья
-
Статья
На матч 25-го тура между «Салютом» и «Квантом» команды на поле вывела Анастасия Пустовойтова. Это первый случай в истории профессионального белгородского футбола, когда главным судьёй была назначена женщина. После игры Пустовойтова рассказала о женской доле в спорте номер один.
В поисках драйва
— Анастасия, у вас была вполне успешная игровая карьера. Почему закончили так рано, в 23 года?
— Поняла, что уже поучаствовала в еврокубках, выступила за сборную на чемпионате Европы и мира, а на Олимпиаду не попаду. Подумала: для чего тогда тренироваться и играть? Но осталась в футболе, провела 13 незабываемых лет в московском «Динамо»: начинала с администратора, а доросла до начальника департамента проведения соревнований. Очень крутой опыт.
— Что побудило перейти в судейство?
— Мне нравилась работа, но не хватало драйва и эмоций, которые я получала на поле. Чисто случайно увидела в Москве объявление о наборе в школу футбольных арбитров и решила попробовать. Пошла просто проверить себя, но меня затянуло в эту профессию. Три года училась, набиралась теоретического и практического опыта и через некоторое время стала арбитром женского высшего дивизиона.
— Начинали судить с детских команд?
— Да, с мальчиков, которые играли на полполя. Сказали приехать на соревнования, купить форму и свисток. Первый свисток у меня был железным, с шариком внутри. Забавная история произошла, когда я судила зимой и он залип – хорошо, что у ассистента был запасной.
В Москве много спортшкол, так что было кого судить. Затем практиковалась линейным арбитром – года два ассистировала главному судье, тоже хорошая школа. Тогда ещё линейный судья Высшей лиги допускался обслуживать матчи первого дивизиона в качестве главного. Например, в случае травмы я могла выйти на замену.
«Рефчик, отойди, пожалуйста»
— На первых порах сталкивались с негативом?
— Конечно. В далёком 2006-м родители и участники матча совсем не радовались, что их девушка судит. Такое и сейчас происходит, но очень редко.
— Раньше и женский футбол не воспринимался как футбол.
— Знаете, его и сейчас не воспринимают всерьёз, кроме тех, кто в нём разбирается. Бывает, выйду на пробежку или в тренажёрный зал, мужчины подходят и спрашивают, каким видом спорта я занимаюсь. Отвечаю, что арбитр в женском футболе, а они удивляются, что такой футбол существует.
— Как боретесь с дискриминацией?
— В патриархальном обществе заниматься этим в одиночку сложно и практически бесполезно. Поэтому я борюсь профессиональными качествами: каждый матч сужу честно и справедливо. Пока общество не изменится, бессмысленно что‑то кому‑то доказывать.
— Игроки позволяют себе какие‑то высказывания или намёки на то, что вы не разбираетесь в футболе?
— Бывает. Остаётся только улыбаться и молчать. Если кто‑то сильно задевает и оскорбляет, могу отшутиться – что‑то вроде «ты сам не в Высшей лиге играешь» (я же у мужчин сужу в основном матчи второго дивизиона). Но это крайне редко, только время тратить.
— Наверняка и без флирта не обходится?
— Некоторые игроки в шутку зовут замуж, кто‑то спрашивает телефончик. Недавно один футболист назвал меня «рефчик», я впервые такое слышала: «Рефчик, отойди, пожалуйста». Обычно обращаются «товарищ судья», иногда «Анастасия Вячеславовна». В Новороссийске болельщики после игры подарили цветы с воздушными шарами – это было неожиданно, такое если и случается, то когда матч выпадает на 8 Марта. В Белгороде болельщик дожидался меня два часа после игры, чтобы сфотографироваться со мной. Уважаю таких людей – подарила ему значки ФИФА.
— Вы судите на высоком уровне больше десяти лет. Чувствуете, что в России меняется отношение к арбитрам-женщинам?
— Да, и очень сильно. Стало больше позитивных моментов. Например, в вашем городе трибуны нам аплодировали, а кто‑то крикнул игрокам «Салюта»: «Хватит на судей заглядываться, давайте уже играть!» Такой вот комплимент. После передачи на ютьюб-канале Евгения Савина меня стали узнавать – подходят, желают удачи. Вот игрок «Кванта» после игры поблагодарил, пожелал успехов. Приятно, когда в послематчевых комментариях тренеры отзываются о нашей работе хорошо. Так что сейчас и десять лет назад – большая разница.
Нежелезная леди
— Вы всегда под пристальным вниманием, это давит психологически?
— Да, внимание со стороны руководителей, инспекторов, коллег-мужчин огромное. Поэтому есть боязнь ошибиться, на каждый матч настраиваешься как на бой. В идеале надо быть железной леди, но я такой же человек, как и все, переживаю, тяжело бывает.
— Где сложнее работается: на крупных международных турнирах среди женщин или на менее статусных матчах мужчин?
— Это разные вещи. Чемпионаты мира и Европы – топовые соревнования, где запредельная концентрация, но в физическом плане женский матч выдержать проще. А у мужчин, особенно когда встречаются молодые команды, приходится много бегать. Хотя всё зависит от конкретного матча, соперников: когда игроки обучены технически и хорошо читают игру, работается легче – меньше беготни, главное грамотно выбирать позицию. Но, вообще, это же футбол – один момент может в корне поменять ход матча. Так что трудно сказать, где судить сложнее, а где проще.
— А чем принципиально женский футбол отличается от мужского?
— Физической подготовкой, техникой, скоростью принятия решений – у мужчин всё это выше. У девчонок больше неожиданностей: вроде ничего не предвещает проблем, и тут хоп – потеряли мяч, пошла контратака. Уровень единоборств у парней другой – они больше контактируют и хотят бороться, а у девчат нарушения правил либо сразу видны, либо наоборот – произошло столкновение, и сложно понять, было ли вообще нарушение.
— Финал женской Лиги чемпионов 2019 года – вершина вашей карьеры?
— Это один из этапов. Есть ещё финалы чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр. На том матче не зацикливаюсь – надеюсь, это не последний финал в моей жизни.
— В мужском футболе судьям из России такие большие матчи не доверяют и вряд ли доверят в ближайшем будущем.
— Я бы не стала так говорить, у нас есть сильные арбитры, например Сергей Карасёв. У него есть шанс судить финал еврокубков. Но, поймите, быть в топе европейских арбитров непросто: нужно каждый международный матч судить как последний, чтобы добиться работы на финале ЛЧ. Буду очень рада, если Сергею его доверят.
— Сколько женщин сейчас судит мужской футбол в России?
— Нас становится больше – уже две в поле и две на линиях. Всё зависит от девчонок: как они сдадут мужские тесты по физподготовке, как отработают матчи. Чтобы выступать на высоком уровне, надо прогрессировать.
— Расскажите о матче «Чертаново» – «СКА-Хабаровск» (17 апреля 2021 года). Вы тогда стали первой в ФНЛ женщиной – главным судьёй.
— Тяжёлая получилась игра: много борьбы, фолов, карточек, стыков, падений. Такие матчи дают опыт, и можно провести анализ, на чём больше концентрироваться. К тому же «Чертаново» – молодая, бегущая команда, за ребятами надо успевать.
А если говорить в общем, то у меня цели не было во что бы то ни стало добраться до ФНЛ. К этому привели ежедневные тренировки, анализ матчей, теоретическая подготовка и так далее. Меня часто спрашивают, когда буду судить в Премьер-лиге, но это же не я решаю. Надо доказывать свою состоятельность.
Беседовал Александр Куликов