Дар дарить. Кто помогает пополнять фонд вейделевского районного музея
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Мы периодически слышим, что очередной миллионер-благотворитель купил на международном аукционе дорогую историческую вещь и передал её в музей. Конечно, в крупный, государственного значения, типа Русского или Алмазного фонда.
И мало кто знает, что у небольших муниципальных музеев тоже есть свои меценаты. Как правило, это обычные люди, далеко не богатые, совсем не знаменитые, но с не менее ценным душевным порывом быть сопричастными к сохранению родной истории. Есть они и у Вейделевского районного краеведческого музея: более 60 человек в разное время передали в его фонды предметы, имеющие краеведческую значимость. Один из его постоянных дарителей – Максим Рубежанский.
Семейная эстафета
«Максим Владимирович принял эту эстафету от своего отца, – рассказывает научный сотрудник музея Галина Денисенко. – В конце 1990-х Владимир Тихонович Рубежанский передал нам большую коллекцию камней и минералов, которую, будучи геологом, собирал всю жизнь».
С тех пор семья Рубежанских пополнила музей более чем 50 предметами, среди них – аккордеоны, фотоаппарат, немецкая швейная машинка 1960-х годов и многое другое. Показательно, что все эти вещи сохранились в идеальном состоянии. Например, вот большая шляпная коробка, произведённая в 1960-х годах, – необычная и редкая вещь для нашей местности.
Всем этим дарам, большим и малым, старинным и не очень, в музее рады.
«У нас молодой музей и относительно небольшой фонд – около 14 тысяч предметов», – поясняет научный сотрудник.
Последний дар Рубежанских – чудо-печка, которой пользовались бабушка и дедушка Максима Владимировича. Говорят, что в 1960-е годы о ней мечтали все советские хозяйки.
«У чудо-печки три части – поддон, сама кастрюля и крышка. В поддоне есть отверстие, по размерам идеально подходящее под керосиновую или примусную горелку, – представляет экспонат Галина Леонидовна. – Впрочем, под современную газовую конфорку она тоже подойдёт. Готовили в ней так: в кастрюлю закладывали тесто или каши, ставили на поддон, который уберегал блюдо от подгорания».
Интересно, что с помощью крышки регулировали поступление воздуха в кастрюлю: повернёшь её – открываются или закрываются несколько отверстий на кастрюле.
«В начале готовки отверстия закрывались. А когда тесто поднималось, их приоткрывали. Наблюдали за тем, что происходило в посуде, через огнеупорное стекло на крышке».
Своя легенда
Все эти подробности музейные работники почерпнули в литературе – сам даритель ничего о её использовании не знал.
«Обычно, когда нам передают предмет, мы расспрашиваем владельцев о его судьбе, чтобы получить так называемую легенду. Если требуется, проводим дополнительное исследование сами», – рассказывает Галина Денисенко.
Дальше музейщики уточняют дату или период изготовления будущего экспоната, описывают его научно, фотографируют. Приём предмета на постоянное хранение документируют, заносят в книгу поступлений, присваивают инвентарный номер, вписывают в электронную базу и обязательно в Госкаталог музейного фонда РФ. Очень интересный, к слову, ресурс, советуем ознакомиться.
Только после всей этой обязательной «бюрократии» подаренная вещь становится музейной и может использоваться на выставках. Вот сейчас, например, в Вейделевском краеведческом музее работает нумизматическая экспозиция, большая часть марок которой получена от местных жителей. Так, коллекцию всей жизни Александра Романенко передала его внучка Марина Ярошова.
«Очень много предметов, около 400, в том числе марки и открытки, подарил нам Юрий Васильевич Рощупкин, – называет ещё одного мецената научный сотрудник».
Важно, что все музейные дары представляют собой не только историческую, но и материальную ценность, но люди, приносящие в музей свои личные реликвии, делают это безвозмездно.
Руководствуются они только одним принципом, который озвучил Максим Рубежанский: «Это просто порыв души, желание, чтобы наша история сохранялась, была доступна и понятна всем».