«На вечное житьё». Когда и как под Белгородом селились станичные ездоки
Краеведческий экскурс от «Белгородских известий»
-
Статья
-
Статья
В 1571 году государь Иван Грозный утвердил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». По сути, он регламентировал охрану южных границ русского государства. Защиту рубежей обеспечивали сторожи (постоянные заставы) и станицы – передвижные отряды. И это первый документ (из дошедших до нас), в котором упоминаются станичные ездоки – служилые люди, повлиявшие на географию расселения территории современного Белгородского района.
Центр станичной службы
В одном из выпусков сборника «Белгородская черта» вышла публикация «Образование поселений на землях белгородских станичных ездоков в XVII веке на примере села Разумное». Её авторы – главный хранитель фондов Белгородского государственного архива Елена Кривцова и краевед Олег Бавыкин.
Для Бавыкина, который родился и живёт в Разумном, интерес к истории ездоцкой службы начался, можно сказать, с личных мотивов – с составления своей родословной.
«Я узнал, что в 1596 году из Пронска «на вечное житьё» в Белгородский уезд приехал Дементий Бовыкин, который служил станичным ездоком», – говорит Олег Михайлович.
Изучая историю родного посёлка, краевед выяснил, как и почему станичные ездоки заселяли здешние места:
«Белгород был одним из центров станичной службы. В 1621 году здесь числилось 40 разъездных станиц: 40 атаманов, 40 голов, 60 вожей, 211 ездоков. В той части, которая сейчас называется Старым Городом, находилась ездоцкая слобода».
Разъездная станица – это отряд из восьми-девяти человек. Главный в нём – станичный голова. Также в отряд входили станичный атаман, четыре-пять ездоков и двое вожей. Вожи – своего рода проводники, говорит краевед. Они очень хорошо знали местность и отвечали за то, чтобы станица не сбилась с пути. В то время как ездоки разъезжали попарно по разные стороны от маршрута и выглядывали врага или его следы.
Главные враги южных и юго-восточных окраин Руси в Средние века, как известно, – крымские татары и ногайцы, совершавшие время от времени грабительские набеги.
«Сейчас может показаться, что поле – такое бескрайнее пространство, по которому можно долго ездить в разные стороны, – говорит Бавыкин. – Но это не так. Рельеф пересекали реки, овраги, леса. Среди всего этого были определённые направления, в разной степени удобные для передвижения конницы».
Вот как раз эти направления, которые можно назвать на тюркский манер сакмами, а на польский – шляхами, и обследовали дозорные станицы. Стараясь заметить следы неприятеля и в то же время не попасться ему на глаза.
Земля на корпорацию
Станица, поясняет Бавыкин, уходила в дозор на две недели. За это время отряд проделывал путь до 500 км – для таких больших расстояний брали с собой запасных лошадей. Следующая станица выезжала на смену первой спустя неделю, и получалось, что сотня километров от Белгорода практически постоянно оставалась в зоне внимания.
В случае если станичники замечали какое‑то движение, следы неприятеля, голова (или атаман) отправлял двух ездоков в Белгород, предупредить воеводу. Которые в свою очередь могли передать эстафету станичникам, направлявшимся им на смену, – у тех ведь и лошади были посвежее. Таким образом Белгород узнавал о приближении врага и готовился к обороне.
Две недели разъездов по степи – служба, безусловно, опасная и нелёгкая. Отряд брал с собой запас продовольствия – для себя и лошадей. Ночевать приходилось под открытым небом. Вооружалась станица, как правило, саблями и пищалями, а для пленения врага использовали арканы.
«Станичникам платили жалованье из казны, – поясняет Олег Бавыкин. – Например, атаманы получали от 3 до 7 рублей в год, головы – 3–6 рублей, вожи – 4 рубля, ездоки – 3–4 рубля (по тем временам – хорошие деньги).
А вот с наделением землёй разница была более существенной. Станичный голова и атаман получали землю персонально и могли передавать её по наследству (при условии, что наследники продолжат нести государеву службу). А вожи и ездоки получали землю «на корпорацию», то есть на всех, и затем делили меж собой.
Авторы указанной публикации – Елена Кривцова и Олег Бавыкин – упоминают «Отписную и отдельную книгу Белгорода 1599 года», которая свидетельствует: земли на ногайской (то есть восточной) стороне реки Разумной и частично на крымской (южной) стороне Северского Донца отданы по указу царя Бориса Фёдоровича «двести сорока человеком казаком, которым ездити в станицы в детем боярских в станичников место». Хотя земля значилась в ведомстве Белгородского воеводы как выгонная.
В 1619 году государь Михаил Фёдорович подтвердил право служилых людей на землю.
Бавыкин и Кривцова так обозначают современные границы тех «выгонных» земель станичных ездоков: от бывшего села Дальние Пески вниз по Северскому Донцу, где расположены сёла Соломино, Топлинка, Нижний Ольшанец, Карнауховка, Пристень, Волково. Дальше – вверх на восток от устья Разуменки, по обе её стороны.
На правом берегу ездоцкие земли начинались от деревни Дорогобужиной до южной окраины Беловского (там прежде располагались хутора Отрог и Генераловка, которых сейчас нет) и доходили до нынешних районов Белгорода – Крейды и Старого Города.
На левом берегу раскинулись посёлок Разумное и село Крутой Лог. Вероятно, территория, на которой сейчас расположена Маслова Пристань Шебекинского округа, а с ней Ржавец, Безлюдовка и часть Графовки, до 1616 года тоже относилась к ездоцким землям.
Живущие у мосту
«Сохранились переписные книги Белгородского уезда 1616 и 1621 годов, – говорит Олег Бавыкин. – По ним территория ездоцкой земли прослеживается очень хорошо. Но, что удивительно, населённые пункты в книгах не указаны. Я больше чем уверен, что они тогда уже были, но почему‑то их не регистрировали».
В документах 1673 года указаны ездоки, «живущие у мосту на речке на Разуменке», и ездоки, «что живут у Донца усть реки Разумной». Тогда же упоминается деревня Крутой Лог.
Между тем уже в 1680-е годы в столицу на имя государя стали поступать прошения. Дети, внуки и правнуки станичных ездоков просили царя подтвердить их право владения землёй – «верстать земельным окладом» за свою службу и службу предков. Среди тех просителей был и предок разуменского краеведа.
«Лишь в 1678 году в переписной книге я встретил село Разуменское, а с ним и Соломино, деревню Устоя (Устье), Топлинка, Волково, Отрог, Крутой Лог, Пристень, – говорит он. – В 1704-м Разумное называется Рождественским, по престолу местной церкви, в 1719-м – «село Разуменского Мосту», в ревизии 1748 года написано: село Разумное».
Вот ещё любопытный момент. В ездоцкой слободе в Белгороде один из храмов был освящён в честь Рождества Христова. Последнее упоминание о нём относится к 1668 году. Стояли Христорождественские храмы в Соломино, в Разумном – его прихожанами были и крутоложцы. Построенную в 1860-е годы церковь в Крутом Логу также освятили в честь Рождества Христова. В 1883 году в Разумном построили каменный храм (вместо деревянного) и освятили как Свято-Николаевский, но придел Христорождественский там тоже был. Всё это свидетельствует о том, что ездоки, расселяясь по Белгородской земле, продолжали чтить свой престольный праздник.
К середине XVII века станичная служба стала терять своё значение. На территории, которую охраняли станичники, возводились крепости Белгородской засечной черты, а Белгородская крепость переместилась на правый берег Донца. Затем началась русско-польская война. Бывшие ездоки вступали в Белгородский полк – рейтарами, копейщиками, солдатами.
«В документах XVII и XVIII веков ещё встречаются списки служилых людей «станичной службы», но это указание на их принадлежность к корпорации, а службы как таковой уже не существовало», – утверждают в своей публикации Бавыкин и Кривцова.
Так что нынешние коренные разуменцы происходят от доблестных «детей боярских» – станичных ездоков, защищавших родину в грозное время.
«У меня есть родословные 17 разуменских фамилий до XVII века – это всё потомки ездоков, по поколениям можно проследить, – говорит Олег Бавыкин. – В списке 211 станичных ездоков, указанных в документах 1621 года, встречаются Кошкаровы, Бавыкины, Стребковы, Астаховы. Это всё разуменские, крутоложские, ольшанские, пристенские, волковские, соломинские – то есть ездоцкие фамилии».
Нелля Калиева
Редакция благодарит Государственный архив Белгородской области и региональную общественную организацию «Историческое общество «Ратник» за помощь в подготовке публикации