Робот-сумоист и умный дом. Какими проектами удивляют юные инженеры из Корочанского района
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Лабораторию робототехники в Погореловской школе открыли три года назад, когда школу капитально отремонтировали и расширили за счёт пристройки. Помимо робототехники, детей стали набирать в лаборатории 3D моделирования и IT технологий. Все эти кружки от корочанского Дома детского творчества.
Ужасно интересно
Преподаватель робототехники Дмитрий Бакланов признаётся, что начинали со скрипом, а сейчас на трёх направлениях почти 150 человек. Помимо постоянных занятий в здании Погореловской школы, проводят и выездные мастер-классы в сельских школах.
Сам он защитил кандидатскую по физике и преподаёт в техникуме – это его основное место работы.
— А кружок как кружок?
— Как кружок, – улыбаясь, отвечает учитель. – Это ужасно интересно. Вообще, чтобы этим заниматься, надо самому быть увлечённым.
Робототехника – увлечение недешёвое, это вам любой родитель юного инженера подтвердит. Первые шаги дети, как правило, делают с наборами для робототехники «Лего». На нём учатся основам программирования и сборки роботов, узнают, как соединять детали и подключать провода. Стоимость такого базового набора начинается от 8 тыс. рублей и может доходить до 80 тыс. рублей. Следующий уровень – аппаратная платформа «Ардуино», и цены тоже кусаются.
В лаборатории у Бакланова стеллажи от пола до потолка заставлены конструкторами, платами и прочими запчастями. Все детали закупили централизованно, когда открывался кружок, родителям ни о чём беспокоиться не нужно.
Одним из первых в кружок пришёл Эдуард Ляшов, тогда он учился в девятом классе, а сейчас уже на втором курсе техникума. Поскольку кружок могут посещать дети до 18 лет, Эдик уже просто совершенствуется в навыках.
«Самый первый мой робот – борец сумо, – рассказывает он. – С ним я часто ездил на соревнования».
«Одно из самых эмоциональных и зрелищных соревнований: робот, которого ребёнок сам собрал и запрограммировал, должен вытолкнуть из круга такого же робота соперника», – поясняет учитель.
После сумоиста была мобильная платформа для изменения параметров окружающей среды. Обвешанная датчиками платформа на колёсах может пробраться туда, куда не залезет человек, и собрать информацию о температуре, давлении, влажности.
С этим проектом Эдик и его одноклассник заняли первое место на конкурсе в Белгороде. Последний проект – умный дом. С ним Эдуард вышел в финал фестиваля идей и технологий Rukami. Всего на конкурс пришло более 150 заявок, из которых эксперты отобрали 20 проектов, в том числе и его.
Дом умнее кота
Его умный дом в стадии непрерывной модернизации. Эдуард подключает его к компьютеру, и все системы приходят в движение.
«В доме датчики, которые фиксируют давление, влажность, движение, позволяют включать свет и отопление – сейчас все параметры выводятся на компьютер и с него можно управлять. В планах – сделать это с телефона, – рассказывает разработчик. – Практически это значит, что, находясь на работе, можно с телефона отключить отопление, открыть или закрыть двери и даже покормить кота, если есть автоматическая кормушка. Можно убедиться, выключен ли утюг, отрегулировать освещение с учётом погоды. Совершенствовать можно до бесконечности. Например, добавить датчик газа, который будет следить за утечкой».
— Твой дом умнее кота?
— Наверно, да, – подумав, отвечает ученик.
На подоконниках в лаборатории восемь корпусов, пока ещё не нашпигованных мозгами и датчиками, – целый умный посёлок! В каждом доме юные инженеры поставят то, что посчитают нужным.
Эдик признаётся, что, поскольку проект до конца не доработан, он не сильно рассчитывал на победу в фестивале, но ему важно было получить опыт.
«Чтобы выйти на уровень ЦФО, нужно доработать управление с телефона и расширить возможности, установив ещё какие‑нибудь датчики», – рассуждает он.
— А как ты себе представляешь идеальный умный дом?
— Это такой дом, где человеку ни о чём не нужно думать, он сам создаёт комфортные условия: похолодало – добавил отопления, поднёс руку – из крана потекла тёплая вода, вышел из комнаты – свет выключился. И такое вполне реально сделать.
— Такой дом не может взбунтоваться против своего не очень умного хозяина?
— Пока не может, – смеясь, отвечает за него учитель.
Пока разговариваем, звенит звонок с урока. В класс прибегает ещё один робототехник – напарник Эдика в проектах и по совместительству его двоюродный брат восьмиклассник Саша.
— Рассказывай про свои проекты, будем в газете про них писать, – говорю, обращаясь к мальчику, и дважды его просить не приходится.
Саша гордо достаёт автоматический дозатор таблеток.
«Он звуковым сигналом или оповещением на телефон напоминает о том, что нужно принять лекарство, выдаёт таблетку в установленное время, выводя на дисплей, сколько таблеток уже выпито, а также когда её следует пить, – рассказывает Саша. – Таблетки выпадают не сами по себе, а только когда подставляешь руку или чашку».
— Полезнейшая вещь! Говорю как человек, который всегда забывает про таблетки.
Эдик, хоть и учится на механизатора сельского хозяйства, с будущей профессией окончательно не определился. Саша же, напротив, точно знает, что хочет быть инженером-робототехником.
— Чтобы у ребёнка получалось собирать роботов, что нужно? – спрашиваю уже учителя.
— Желание, – твёрдо отвечает Дмитрий Бакланов. – Без него ничего не выйдет.