Как новооскольцы готовят орнитологическую карту
«Белгородские известия» вместе со школьниками понаблюдали за пернатыми
-
Статья
-
Статья
Новооскольские юннаты создали орнитологическую карту округа. Там есть информация, фото и видео по каждой увиденной ими птице.
Наблюдением за пернатыми занимаются школьники во всей области под руководством Белгородского областного детского эколого-биологического центра.
Маскировка важна
Уже два года юные натуралисты собирают информацию и подсчитывают птиц в Новооскольском округе. Больше 160 видов уже нанесли на карту. В каждой школе создали поисково-исследовательский отряд юных орнитологов. Они ведут наблюдение вокруг школы и не только и всю информацию отправляют на станцию юннатов в Новый Оскол.
На входе в парк на окраине города педагог допобразования станции юных натуралистов Татьяна Щекина раздала школьникам инвентарь: бинокли, фотоаппараты, определители птиц. Семиклассник Женя Давыдов облачился в сетчатый камуфляжный костюм и стал похож на большой стог сена.
«С осени прошлого года я увлёкся орнитологией. Мне нравится наблюдать за птицами, они красивые, – рассказал школьник. – Дома под балконом растут деревья, на них слетаются многие птицы, и я смотрю, как они себя ведут. Синицы стучат в окна, заглядывают, сидят и ждут, когда я их покормлю семечками тыквы. Чтобы заниматься орнитологией, нужно иметь большое терпение, обладать навыками маскировки и уметь незаметно подкрасться».
Татьяна Александровна объяснила, что эффект от маскировки есть, если нужны фотографии. Тогда человек занимает позицию на стационарном посту со штативом и камерой.
Если требуется учесть больше птиц и их видов, нужно просто идти по маршруту, и в этом случае маскировка большой роли не играет.
«Мы ориентируемся по погоде и возможности, но стараемся два раза в месяц выходить на полноценный маршрут в 1,5 часа. Если температура ниже –15°, то сокращаем выход до получаса, – рассказала она. – В парке территория уже благоустроенная, люди часто гуляют здесь, и птицы привыкли к ним, уже не так пугаются».
Мы прошли в глубь парка. На улице было холодно, небо полностью затянуто облаками, под ногами – скользкая корка льда. Главное правило – не шуметь. По дороге я больше смотрела под ноги, а у макушки дерева в это время с ветки на ветку перелетала небольшая птичка – так высоко, что невооружённым взглядом рассмотреть её было невозможно, но школьники с биноклями быстро навели окуляры.
«Если не можете определить, запоминайте особенности: какого цвета крыло, пузико, какой звук издаёт, – подсказывала Татьяна Александровна. – Выходить на маршрут можно группой максимум из пяти человек. Обычно мы ещё разбиваемся по парам, так меньше шума. Наблюдатели записывают дату, учётчика, погодные условия: температуру, силу ветра, облачность, осадки».
Парус майора
Над головой разнеслось кра-кра. На сером небе чётко виднелась большая чёрная птица.
Татьяна Александровна пристально посмотрела ей вслед и определила: «Это ворон».
«Считают, что у нас много воронья налетело, а обычно это грачи. Потому что ворон – большая птица-одиночка, живёт за чертой города. Также обыватель считает, что ворон – самец, ворона – самка, но это отдельные виды птиц, – объяснила педагог. – Воробей домовый и полевой вместе в стае, отличаются по шапочке. Коричневая – полевой, серенькая – домовый. Некоторые уверены, что вокруг дома воробьи, а может оказаться, что это хохлатый жаворонок. У него небольшой хохолок, и, в отличие от воробья, он не прыгает, а ходит, передвигая лапками».
За разговором мы подошли к большой деревянной кормушке-домику жёлтого цвета. С одной стороны она прикрыта наклонившейся веткой. В ней, на ветках, на земле, среди осыпавшихся шишек порхали птички, издавая звук, похожий не то на писк, не то на скрип двери.
«Это пищит большая синица, по латыни Parus major. У неё жёлтое пузико и чёрный галстучек. Здесь есть и лазоревка, она меньше размером и с голубой макушкой, – отметила, рассматривая кормушку, Щекина. – На этой кормушке удавалось снять сразу четыре вида птиц. Синицы, конечно, самые наглые».
К кормушке мы не крались, шли обычно, под ногами громко трещала наледь. Но птиц наше появление не смутило, они порхали с дерева на кормушку и с земли не забывали поднимать крошки. Иногда синиц было трудно отличить от шишек под деревом. Подкармливают их семенами подсолнечника, но обязательно сырыми и несолёными, пшеном, кукурузой. Мимо прогуливались пожилая пара и мужчина с палками для ходьбы. Синицы так были увлечены едой, что даже не разлетелись, хотя тропинка проходит близко к их кормушке.
Фотоохотник
Директор Новооскольской станции юннатов Владимир Ганагин много часов проводит за бёрдвотчингом. Ему посчастливилось встретить редкого певчего дрозда и послушать песню чёрного дрозда, часто птицы сами прилетают к его дому.
«У меня есть небольшая пасека, и седой дятел прилетает поживиться пчелиными продуктами. Потом прилетела ко мне и самочка дятла. Она всё лето кормилась у меня, но сфотографировать не дала, птиц пугает звук объектива, – посетовал Владимир Фёдорович. – Однажды эта самочка прилетела ко мне со своим сыном – с седым дятлом в пушистом, молодом оперении. По красному пятну на голове я понял, что это мальчик».
По словам Ганагина, у каждой птицы свой характер. Например, он считает, что воробьи весёлые и задорные, а сорокопуты страшны тем, что охотятся на синиц, трясогузок, овсянок, хотя ненамного больше их по размеру.
«Я считаю, что все птицы добродушные. Большие синицы хитрые. Садятся на прилётную доску в улье, заглядывают в окошко, стучат клювом, одна пчёлка вылезает – съедают. Опять стучит. Когда заметил, повесил кормушку им с семечками. Если кормушка пустеет, снова на ульи заглядываются».
30 лет назад
«Проект показал нам, что мы немного знали о самых обычных птицах, – сообщает педагог-организатор станции юных натуралистов Новооскольского округа Елена Попова. – Не каждый год удаётся увидеть снегирей, но Владимир Фёдорович встретил. Ещё мы привыкли, что снегирь в основном поедает рябину, а директор снял, как он ест семена ясеня. Открытия у нас на каждом шагу».
Одна из главных находок Владимира Фёдоровича – упавшее гнездо синицы-ремеза. Этот вид вьёт характерные гнёзда, которые свисают с дерева. По форме они напоминают варежку.
«Местные орнитологи говорят, что 30 лет не наблюдали эту птицу. Хоть пернатую мы пока и не встретили, но уже увидели продукт её жизнедеятельности. С помощью таких косвенных улик узнали, что она у нас гнездится. Теперь задача – подстеречь её весной в том месте, где нашли гнездо», – рассказала Елена Николаевна.
Юннаты и раньше вели учёт зимующих птиц, это привычное для них занятие.
О численности
«Одним из самых распространённых видов птиц считается воробей. Хотя мы живём возле домов, а не в полях, оказалось, сфотографировать домового воробья проблематично, потому что больше полевых, – объяснила Попова. – Ещё синиц у нас много. Они круглый год здесь живут, просто летом их не видно в лесу из‑за густой зелени».
По её словам, редкими птицами в округе являются зелёный, седой, малый пёстрый дятлы. Из краснокнижных ещё здесь встречаются орлан-белохвост, который любит полакомиться рыбой на новооскольских прудах, лебедь-шипун и обыкновенная горихвостка.
«Не увидели пока никого из совиных, потому что не выходили ещё на ночную фотоохоту, – улыбнулась Елена Николаевна. – Есть что ещё посмотреть».
На компьютере у Владимира Фёдоровича бесчисленные папки с фотографиями и видео птиц. Есть те, где крупным шрифтом выведено: «Не определено». Некоторые виды птиц ещё предстоит выяснить. Определять педагогам помогают орнитологи, лесопатолог и справочники.
Юннаты уверены, что занимаются не только интересным, но и полезным делом, ведь карта пригодится учителям биологии всего региона для учебных занятий и исследований.
Анастасия Писаревская