Почему ивнянская мастерица предпочитает делать нестандартных кукол
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Руководитель студии в Доме ремёсел Ивнянского центра культурного развития Галина Панафидина более десяти лет занимается изготовлением кукол. Однако среди её нынешних работ сложно найти традиционных красавиц в праздничных нарядах или румяных пупсов.
Рукодельница способна смастерить из текстиля и пластики всех, кто приходит ей на ум, начиная от ветеранов Великой Отечественной войны и заканчивая бородатым бездомным с ручным вороном.
Галина родом из Ивни. Мама одна воспитывала её и сестру-близняшку Лену. Сейчас та живёт в Воронеже. Сама Галина после школы отучилась сначала в механико-технологическом колледже в Белгороде, а потом поступила в частный институт предпринимательства и культуры. По первой специальности она модельер-конструктор, по второй – художник по костюмам.
С высшим образованием Галине не повезло. Когда частный институт закрылся, студентов перевели в институт искусств и культуры, а Панафидина решила попытать счастья в одном из воронежских вузов. Но и там обучение не задалось: со студентов лишь брали деньги, а знаний не давали.
Галина вышла замуж, три года прожила в Шебекино, работая модельером, затем четыре года жила и трудилась на том же поприще в Белгороде, после чего обстоятельства заставили вернуться в Ивню.
Люблю странных
С куклами швейное образование пришлось кстати. Сначала делала в подарок близким и друзьям. Позже умелице пришла мысль делать их похожими на конкретных людей. При этом мастерица утверждает, что никогда не рисует эскизы на бумаге. Образы рождаются прямо у неё в голове и в процессе изготовления дорабатываются.
Одежду для игрушек кукольница не только шьёт, но и вяжет, использует мех и кожу. Обувь тоже делает сама. Среди работ Панафидиной много оригинальных и необычных. В шкафу с её изделиями можно найти, например, пухленькую рыжую рыбачку в тельняшке, которая бежит со связкой рыбы, гордо задрав нос картошкой. Рядом с ней две деревенские бабуси. Одна держит двух гусей, другая – банку с солёными огурцами. Были у неё и три еврейские куклы: Циля с тазиком белья, Сара с рыбой и Роза, торгующая семечками.
«Люблю маргинальных и странных личностей. Всякие принцессы мне уже надоели – они все одинаковые, без характера, – объясняет Галина. – Но вот возьмём, к примеру, еврейскую серию. Сама я к этой национальности отношения не имею, но вы только посмотрите на Одессу, какое чудесное место, какие там колоритные персонажи! Очень люблю этот город, вот и попробовала сделать его жительниц».
Однажды Галине пришла идея сделать фигурку бомжа. Теперь в её коллекции есть босой мужичок с растрёпанной русой бородой и с вороном, сидящим у него на руке. По словам девушки, идея персонажа пришла ей в голову, когда заканчивался отпуск, и от этого было немного грустно.
А любимая работа умелицы – композиция «Не пришёл». Это текстильная женщина лет 50, печально обнимающая берёзку. По замыслу автора, одинокую жительницу провинциального городка наконец‑то пригласили на свидание, но ухажёр на встречу так и не явился.
Осталось лишь двое
В этом году Галина Панафидина вдохновилась образами ветеранов Великой Отечественной войны и изготовила куклы к 75-летию Победы.
«Меня заинтересовали лица пожилых людей. Фигурки ветеранов делала по наитию, как себе представляла. Это не какие‑то мои знакомые люди, просто собирательные образы», – рассказала ивнянка.
Первую работу автор начала делать в марте, это был дедушка в фуражке. Все изделия были готовы к 7 мая:
«Мне захотелось сделать что‑то приятное нашим ветеранам, ведь их осталось так мало – всего двое на всю Ивню. Причём это люди, которые знали моего деда, который тоже воевал. Мой дедушка Евгений Игнатьевич Василенко вернулся с фронта живым, восстанавливал хозяйство. Умер он в 2003 году. Бабушка Раиса Петровна была труженицей тыла и покинула нас в 90-х годах. Мои работы – это память и о них».
По словам умелицы, сложнее всего было работать с морщинистыми лицами и делать крошечные медали. Для ветеранских наград она использовала кружочки, вырезанные из упаковки таблеток и покрытые затем золотым контуром – краской для точечной росписи.
Со всех краёв
Первые куклы Галина делала из текстиля, а со временем освоила и пластику. По сути, из неё можно лепить как из пластилина, но есть особенность: она быстро затвердевает и начинает рассыпаться, поэтому надо постоянно смачивать руки и материал в воде. И работать приходится как можно быстрее.
Нелегко в куклах добиться живой мимики, проработать рельеф лиц. При работе с текстилем мастерица изначально выкраивает деталь с учётом того, что на ней придётся, например, собирать в складочки подбородок, значит, и ткани надо взять побольше.
«Во второй раз повторить то же самое лицо невозможно, каждый раз куклы получаются разными», – заметила Галина.
Внутри текстильных кукол находится твёрдый каркас, который позволяет держать форму и менять им позы. Вся одежда и обувь снимаются, так что её можно стирать.
Также сотрудница дома ремёсел реставрирует старые куклы. Дома у неё целая кукольная коллекция, и, зная об этом её увлечении, знакомые дарят ещё и ещё.
«Приносят игрушки со всех краёв, а мне их жалко, хочется дать им новую жизнь. Ко мне попадают поломанные куклы, без глаз, без ресниц. Одной из кукол 42 года – это детская игрушка моей лучшей подружки. Ещё несколько кто‑то принёс прямо в Дом ремёсел. И так они накопились и лежали мёртвым грузом несколько лет, пока у меня не появилось свободное время», – рассказала Галина.
Теперь старые игрушки красуются в новеньких народных костюмах, сшитых рукодельницей: в сороках, понёвах, косоворотках. На кукольных глазах – новые блестящие ресницы, на головах вместо старых куцых кудряшек – новенькие, блестящие парики.