Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 декабря 2020,  12:25

Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру

Премьерные показы комедии в двух действиях «Мера за меру» пройдут сегодня и завтра – 26 и 27 декабря

Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по ШекспируВалерия Ерошенко в роли ИзабеллыФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

В 85-м, юбилейном театральном сезоне в репертуар Белгородской драмы вошёл ещё один спектакль в постановке народного артиста России Бориса Морозова – «Мера за меру». Вместе с Морозовым над ним работали сценограф Анастасия Глебова и художник по костюмам Андрей Климов из Москвы.

Трагическая комедия

Пьесу «Мера за меру» Шекспир написал в начале 1600-х. При жизни автора её поставили один раз: шекспировская труппа дала представление в конце 1604 года. 

Изначально одно из самых загадочных произведений Шекспира определили как комедию, но исследователи театра со временем отнесли его к проблемным пьесам. На афише белгородского театра «Мера за меру» значится как комедия в двух действиях. Трагическая комедия, уточняет Борис Морозов, к тому же эта фраза звучит со сцены в самом начале спектакля.

 

Борис Морозов Борис Морозов / Фото: Павел Колядин

 

Перед генеральным прогоном режиссёр-постановщик ответил на вопросы «БелПрессы»

— Борис Афанасьевич, сегодняшняя премьера – ваш девятый спектакль в нашем драматическом театре. До этого в основном вы ставили на его сцене русских классиков: Грибоедова, Островского, Чехова, Горького. Чем обусловлен выбор Уильяма Шекспира в этот раз?

 – Разнообразием, чтобы не замыкаться только в русской классике. Я вообще думал о том, чтобы поставить здесь не только Шекспира. Здесь может и Шиллер прекрасно пойти, и Ростан может быть здесь. Самое главное – чтобы это была высокая драматургия.

— «Мера за меру» – нечастый гость в отечественных театрах…

— Нечастый. Для меня очень важно в этой пьесе, что она написана во время, когда случился некий пересмотр ценностей у самого Шекспира. И мир вокруг него тоже был неспокойным – это созвучно с тем, как мы сейчас живём в поиске какой‑то главной темы жизни. И более того, «Мера за меру» создана в ту эпоху, когда Шекспир уже написал «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира». Он уже отошёл от трагедии, и это сочетание трагического взгляда на мир с юмором, с мудрой шекспировской ухмылкой. С ней потом родились его «Зимняя сказка», «Буря».

 

 

С другой стороны, у каждого режиссёра есть определённый, как это принято говорить, портфель, в котором лежат те пьесы, которые ему хотелось бы поставить. «Мера за меру» – одна из таких пьес. И я благодарен белгородскому театру за то, что он мне подарил очень важную для меня возможность ставить такие пьесы. Из всех моих девяти спектаклей восемь – это первое обращение к этим пьесам, а не перенос на белгородскую сцену.

Я вчера говорил артистам, что даже спектакль «Филумена Мартурано» я поставил здесь, а потом перенёс его в Центральный театр Российской армии. Когда я впервые репетирую пьесу вместе с артистами, мы, как я это определяю, идём по целине, по первопутку. Вот эта первозданность процесса прикосновения к автору, тем более к таким, каких мы здесь брали для постановок, очень ценна. Это трудно и вместе с тем интересно. 

 

 

— Кажется, что пьеса, написанная 400 лет назад, сегодня очень актуальна. На это обращают внимание, и по такому пути пошли ставившие её в России режиссёры. Насколько находите злободневной эту пьесу вы?

— Если ты не находишь соприкосновения сегодняшнего дня с пьесой, то зачем её ставить? Это же не музейное что‑то. А тем более Шекспир он на то и Шекспир, Чехов он на то и Чехов, Толстой на то и Толстой, что самое главное – почувствовать это соприкосновение. Я только что артистам (занятым в спектакле – прим. авт.) говорил:

«Каждый из нас ежедневно делает выбор. И мы должны очень точно знать, что наш выбор имеет свою энергию и свои последствия». И вот эта мудрость: мера за меру – что посеешь, то и пожнёшь. И о ней надо помнить. В зависимости от того, какой мы выбор делаем, такая и жизнь наша. 

— Сложнее ли работать над спектаклями в период пандемии коронавируса? 

— Это даже не то слово! Я вообще считаю, что пандемия – это удар по нашему искусству, потому что в основе театра лежат встреча, соединение людей. Театра без зрителя нет, а пандемия как раз и ударила по главному: она разобщает. Я считаю просто героическим, что театры в такое время выпускают спектакли. Это как определённый вызов этим обстоятельствам, как борьба за то, что театр будет и обязан быть, потому что он – искусство, которое соединяет. 

 

Глаза из зала

Так о ценности живого зрителя перед сдачей спектакля говорит художественный руководитель белгородского драмтеатра Виталий Слободчук

«Никакой онлайн нас не спасёт, потому что это мёртвое, а нам нужно, чтобы глаза были [из зала]», – признаётся он. 

Слободчук оперирует цифрами: вместо шести, запланированных за год, Белгородская драма поставила 11 премьер. Над «Мерой за меру» актёрский состав вместе с режиссёром-постановщиком работал ровно месяц. И первый показ состоится уже сегодня, 26 декабря.

 

 

Средневековая Вена. Герцог Винченцио (народный артист России Виталий Стариков), сомневаясь в собственной внутренней политике, на время передаёт власть наместнику – графу Анджело (Игорь Ткачёв) – и вроде бы покидает город.

Анджело – строгий и бесстрастный судья – возвращает к жизни старые законы герцогства. По одному из них пару, вступившую в связь до брака, ждёт смерть. И первые, кому не избежать наказания, – молодые влюблённые Клавдио (Александр Сторожев) и Джульетта (Наталья Чувашова). 

Спасти Клавдио может родная набожная сестра Изабелла (Валерия Ерошенко), готовящаяся уйти в монастырь. Но цена спасения, то есть мера, окажется для неё слишком высокой. Всё по местам расставит непредсказуемый (для зрителя важно помнить, что в названии спектакля есть отсылка к Нагорной проповеди Иисуса из Евангелия от Матфея: «Не судите, да не судимы будете…») финал. 

 

 

P. S. Также в спектакле заняты Андрей Зотов, Андрей Манохин, Илья Васильев, Айгуль Халиуллина, Анна Лего, Ольга Решетова, Дмитрий Евграфов и другие. После двух премьерных вечеров постановку «Мера за меру» в следующий раз покажут 23 января.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×