Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру
Премьерные показы комедии в двух действиях «Мера за меру» пройдут сегодня и завтра – 26 и 27 декабря
![Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f2/a2/f2a23ef3-ec68-46a7-8892-748421969d45/pk_201225_120457.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-517%2C458_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
В 85-м, юбилейном театральном сезоне в репертуар Белгородской драмы вошёл ещё один спектакль в постановке народного артиста России Бориса Морозова – «Мера за меру». Вместе с Морозовым над ним работали сценограф Анастасия Глебова и художник по костюмам Андрей Климов из Москвы.
Трагическая комедия
Пьесу «Мера за меру» Шекспир написал в начале 1600-х. При жизни автора её поставили один раз: шекспировская труппа дала представление в конце 1604 года.
Изначально одно из самых загадочных произведений Шекспира определили как комедию, но исследователи театра со временем отнесли его к проблемным пьесам. На афише белгородского театра «Мера за меру» значится как комедия в двух действиях. Трагическая комедия, уточняет Борис Морозов, к тому же эта фраза звучит со сцены в самом начале спектакля.
![Борис Морозов / Фото: Павел Колядин Борис Морозов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/40/13/40139f73-4ee0-485a-ba91-d46ac8093236/rezhissior_boris_morozov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Перед генеральным прогоном режиссёр-постановщик ответил на вопросы «БелПрессы».
— Борис Афанасьевич, сегодняшняя премьера – ваш девятый спектакль в нашем драматическом театре. До этого в основном вы ставили на его сцене русских классиков: Грибоедова, Островского, Чехова, Горького. Чем обусловлен выбор Уильяма Шекспира в этот раз?
– Разнообразием, чтобы не замыкаться только в русской классике. Я вообще думал о том, чтобы поставить здесь не только Шекспира. Здесь может и Шиллер прекрасно пойти, и Ростан может быть здесь. Самое главное – чтобы это была высокая драматургия.
— «Мера за меру» – нечастый гость в отечественных театрах…
— Нечастый. Для меня очень важно в этой пьесе, что она написана во время, когда случился некий пересмотр ценностей у самого Шекспира. И мир вокруг него тоже был неспокойным – это созвучно с тем, как мы сейчас живём в поиске какой‑то главной темы жизни. И более того, «Мера за меру» создана в ту эпоху, когда Шекспир уже написал «Гамлета», «Отелло», «Короля Лира». Он уже отошёл от трагедии, и это сочетание трагического взгляда на мир с юмором, с мудрой шекспировской ухмылкой. С ней потом родились его «Зимняя сказка», «Буря».
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/09/e9/09e9def2-ffbb-4328-8f02-985f6cad8374/pk_201225_110610.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Виталий Стариков в роли герцога Винченцио / Фото: Павел Колядин Виталий Стариков в роли герцога Винченцио](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f8/66/f866c81e-f051-4473-9ace-748253ed1e4b/pk_201225_110913.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/8a/1e8af2e0-3770-44a0-bf2a-c32d98197050/pk_201225_114744.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
С другой стороны, у каждого режиссёра есть определённый, как это принято говорить, портфель, в котором лежат те пьесы, которые ему хотелось бы поставить. «Мера за меру» – одна из таких пьес. И я благодарен белгородскому театру за то, что он мне подарил очень важную для меня возможность ставить такие пьесы. Из всех моих девяти спектаклей восемь – это первое обращение к этим пьесам, а не перенос на белгородскую сцену.
Я вчера говорил артистам, что даже спектакль «Филумена Мартурано» я поставил здесь, а потом перенёс его в Центральный театр Российской армии. Когда я впервые репетирую пьесу вместе с артистами, мы, как я это определяю, идём по целине, по первопутку. Вот эта первозданность процесса прикосновения к автору, тем более к таким, каких мы здесь брали для постановок, очень ценна. Это трудно и вместе с тем интересно.
![Ольга Решетова в роли сводни Переспелы / Фото: Павел Колядин Ольга Решетова в роли сводни Переспелы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e3/27/e327cde0-48a5-4f1d-a2ca-3ed9fd0ca210/perespela_olga_reshetova.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/da/ba/dabaf306-9abe-46a5-8af3-a64f75ac0bc8/pk_201225_1332105.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4c/f5/4cf5d7e2-1015-4c01-9ff8-c821af2e4cd8/pk_201225_1345109.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
— Кажется, что пьеса, написанная 400 лет назад, сегодня очень актуальна. На это обращают внимание, и по такому пути пошли ставившие её в России режиссёры. Насколько находите злободневной эту пьесу вы?
— Если ты не находишь соприкосновения сегодняшнего дня с пьесой, то зачем её ставить? Это же не музейное что‑то. А тем более Шекспир он на то и Шекспир, Чехов он на то и Чехов, Толстой на то и Толстой, что самое главное – почувствовать это соприкосновение. Я только что артистам (занятым в спектакле – прим. авт.) говорил:
«Каждый из нас ежедневно делает выбор. И мы должны очень точно знать, что наш выбор имеет свою энергию и свои последствия». И вот эта мудрость: мера за меру – что посеешь, то и пожнёшь. И о ней надо помнить. В зависимости от того, какой мы выбор делаем, такая и жизнь наша.
— Сложнее ли работать над спектаклями в период пандемии коронавируса?
— Это даже не то слово! Я вообще считаю, что пандемия – это удар по нашему искусству, потому что в основе театра лежат встреча, соединение людей. Театра без зрителя нет, а пандемия как раз и ударила по главному: она разобщает. Я считаю просто героическим, что театры в такое время выпускают спектакли. Это как определённый вызов этим обстоятельствам, как борьба за то, что театр будет и обязан быть, потому что он – искусство, которое соединяет.
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/0f/57/0f57fbfd-7c36-42ab-b4b3-db2a80a926d3/pk_201225_114038.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Игорь Ткачёв в роли графа Анджело и Айгуль Халиуллина в роли невесты Анджело Марианны / Фото: Павел Колядин Игорь Ткачёв в роли графа Анджело и Айгуль Халиуллина в роли невесты Анджело Марианны](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/51/56/5156249e-0b56-439c-bbad-0e5e0056e340/pk_201225_1325101.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9f/c3/9fc38736-a3ae-40d1-970d-497c6dca4d13/pk_201225_110408.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Глаза из зала
Так о ценности живого зрителя перед сдачей спектакля говорит художественный руководитель белгородского драмтеатра Виталий Слободчук.
«Никакой онлайн нас не спасёт, потому что это мёртвое, а нам нужно, чтобы глаза были [из зала]», – признаётся он.
Слободчук оперирует цифрами: вместо шести, запланированных за год, Белгородская драма поставила 11 премьер. Над «Мерой за меру» актёрский состав вместе с режиссёром-постановщиком работал ровно месяц. И первый показ состоится уже сегодня, 26 декабря.
![Андрей Манохин в роли щёголя Луцио / Фото: Павел Колядин Андрей Манохин в роли щёголя Луцио](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/2f/05/2f05707a-1b78-47ae-b2fe-6b158f5c2ca8/pk_201225_124573.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b8/30/b830d6a3-41b8-4a30-8d82-71bf19c6a683/pk_201225_113335.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/56/5056481e-2aef-4489-92e7-22e37eb4c16b/pk_201225_120254.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Виталий Слободчук и Борис Морозов / Фото: Павел Колядин Виталий Слободчук и Борис Морозов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f1/02/f1027bec-5bfb-42f0-b775-f26b070a143f/vitalii_slobodchuk_i_boris_morozov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Средневековая Вена. Герцог Винченцио (народный артист России Виталий Стариков), сомневаясь в собственной внутренней политике, на время передаёт власть наместнику – графу Анджело (Игорь Ткачёв) – и вроде бы покидает город.
Анджело – строгий и бесстрастный судья – возвращает к жизни старые законы герцогства. По одному из них пару, вступившую в связь до брака, ждёт смерть. И первые, кому не избежать наказания, – молодые влюблённые Клавдио (Александр Сторожев) и Джульетта (Наталья Чувашова).
Спасти Клавдио может родная набожная сестра Изабелла (Валерия Ерошенко), готовящаяся уйти в монастырь. Но цена спасения, то есть мера, окажется для неё слишком высокой. Всё по местам расставит непредсказуемый (для зрителя важно помнить, что в названии спектакля есть отсылка к Нагорной проповеди Иисуса из Евангелия от Матфея: «Не судите, да не судимы будете…») финал.
![Анна Лего в роли монахини / Фото: Павел Колядин Анна Лего в роли монахини](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4b/f8/4bf82eb1-df59-4607-8521-15e5d60d93ff/monakhinia_anna_lego.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ad/b5/adb5bcab-2d86-4745-a150-b7d1f2395985/pk_201225_130486.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Игорь Ткачёв в роли графа Анджело / Фото: Павел Колядин Игорь Ткачёв в роли графа Анджело](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/ff/50ff236f-e10f-4ae3-b570-32e537ab98a7/igor_tkachiov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин Из портфеля Морозова. В белгородском драмтеатре поставили новый спектакль по Шекспиру - Изображение 4](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/34/71/3471a677-f484-406c-96ad-8c729b3bbd1b/pk_201225_1347111.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
P. S. Также в спектакле заняты Андрей Зотов, Андрей Манохин, Илья Васильев, Айгуль Халиуллина, Анна Лего, Ольга Решетова, Дмитрий Евграфов и другие. После двух премьерных вечеров постановку «Мера за меру» в следующий раз покажут 23 января.
Оксана Придворева