«Тата Тонна пришла!» Как Наталья Трифильева стала второй мамой для детей с трудной судьбой
«Белгородские известия» рассказывают о воспитателе областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
-
Статья
-
Статья
«Я тебя ненавижу! Ты старая ведьма! Ты скоро умрёшь!» – пронзительным криком нарушает тихий час пятилетний Витя. «Хоть горшком называй, только в печь не сажай!» – ласково парирует воспитательница. Она всё равно любит и спасает любовью детей в своей группе трёх-семилеток.
Наталья Петровна – лучший работник организации социального обслуживания, в 2020 году она заняла второе место во всероссийском конкурсе. Воспитателем она работает более 30 лет, начинала в детсаду № 58. В 1999 году, не раздумывая, пошла в открывшийся приют для детей. За 21 год почти 1 000 детских сердец она научила верить в чудо – в счастливую полноценную семью.
Верить в чудо
Центр для несовершеннолетних – это перевалочный пункт между неопределённым прошлым и неизвестным будущим. За маленькими неокрепшими плечами – любимая семья, светлые радости… И вдруг всё рухнуло. Мама и папа умерли. Или живые родители отвернулись. Мама неожиданно запила или уехала за границу налаживать личную жизнь, насовсем…
Бывают разные причины, по которым дети оказываются здесь. Родители потеряли работу или жильё, неспособны оплачивать коммунальные услуги, обросли долгами и не могут прокормить детей. Помогает соцзащита, но иногда ребёнок попадает в центр. Будто в зал ожидания: приедут – не приедут, заберут – не заберут.
«Мы даём время и возможность отцу и матери решить свои проблемы, – говорит педагог. – Был случай, когда дети жили у нас полгода. Мать-одиночка задолжала за коммуналку и решилась уехать на заработки в Москву. Ей некому было оставить детей, и она обратилась к нам. Через несколько месяцев женщина забрала ребят».
Печальнее, когда мама и папа наркоманят, пьют и бьют своих детей. В последнем случае органам опеки остаётся взывать к их совести. Или лишать родительских прав в судебном порядке.
«Тогда ребёнку лучше быть у нас. За эти годы пятеро таких попросились жить в центре. И мы взяли. Часто так бывает, что родители наших ребят географически находятся в одном городе, но в духовном смысле между ними огромная пропасть».
Наталья Петровна знает как никто: на фоне семейных трудностей в первую очередь страдают дети.
«Родителям надо всегда помнить: детишки болезненно переживают внутрисемейные дрязги. Если семья счастлива, счастлив и ребёнок».
Год – это максимальный срок, который отмеряется родителям на устранение возникших проблем. Следующий этап для их чада – детский дом.
«Историй с хорошим концом мало. Чаще всего наши подопечные не дожидаются родных. Но детская надежда всегда жива: в детдоме они продолжают ждать папу и маму и рады даже чужим. Самые яркие и запоминающиеся случаи – это самые сложные и запутанные. А счастливые всегда банальны: приходит мама и забирает. Ребёнок радостно со всех ног мчится, бежит навстречу, и в такой момент ему даже вещи не нужны, а мы всё равно их складываем с собой, вместе с игрушками и поделками. Так отрадно, когда наши воспитанники уходят от нас счастливыми».
«Я эту какашку есть не буду!»
Толстенный фотоальбом – собранная за два десятка лет коллекция счастливых воспоминаний. Ту или иную детскую историю воспитательница пропустила через себя, выстрадала вместе с подопечными. Каждого она помнит по имени, их привычки, достоинства. О каждом говорит с любовью.
«Настенька моя, ей шесть лет. Ох и заноза была, а красавица какая! Много же кровушки нашей попила. Смотрите, в этой сказке она была и ведущей, и Медведицей. Её спустя некоторое время забрали домой.
А вот девчонки мои любимые – Света и Рита. Когда они пришли, то объявили мне, что ненавидят свою маму: та пила водку. Тут же я инсценировала, что тоже пила, но меня закодировали. Вот так же их маму, говорила я им, закодируют, и она станет хорошей: будет покупать игрушки, сладости, и девочки согласились к ней вернуться в будущем.
Гляньте на Машеньку. Она пришла к нам очень злой, ломала игрушки, дралась со сверстниками, кричала на всех. Мы её назвали Обидкой, а я посвятила ей стихотворение с одноимённым названием. В минуты выплеска негатива мы её обнимали, жалели, гладили. И она успокаивалась.
А вот Игорь. В 1990-е его мама бросила на рынке. Долгое время он жил в подвале, где его подкармливали. Привезли к нам, мы дали ему котлету, а он отвернулся, выпалив: «Я эту какашку есть не буду!»
Саша и Надя, 14 и 15 лет. Из цыганской семьи. Мама специально их нам отдала: надеялась, что за пребывание здесь дадут квартиру, но напрасно – такого не бывает.
А это счастливый Лёшка, папа его забрал через четыре месяца, когда погасил долги за отопление.
Виталик. Он к нам попал с выдуманными именем, фамилией. Мы отправляли запросы по всей стране, но так и не нашли его родителей. Он запомнился тем, что горячо любил малышей, в 17 лет написал письмо Деду Морозу и попросил много-много маленьких подарков для них. Подарили – раздал. Мы его всем коллективом провожали потом в армию.
Мишка – неуёмный мальчишка, не подчинялся никому. Мама привела его ровно на две недели, как в исправительную организацию: не могла с ним дома справиться. У мальчишки было море энергии, он всё время носился по комнатам, всё крушил. Я с ним нашла общий язык: пока дети занимались в кружке, я его отводила на стадион, где он бегал. Там же и отжимался 17 раз, он у нас силач. Мальчику нужны были силовые упражнения, а его мама этого не понимала, заставляла сына вышивать».
«Тата Тонна пришла!»
«Как меня только дети ни называли, – вспоминает педагог. – И Петровишна, и Петровивна. А одна девочка Катенька дала мне прозвище Тата Тонна и каждое утро встречала радостным возгласом: «Тата Тонна пришла!» Плохо разговаривала поначалу, потом научилась. Год назад её вместе с братиком забрали в интернат. Ребята никому не нужны.
Мама уехала в Италию ради какого‑то мужчины, прабабушка не в силах ухаживать за внуками. Как‑то раз к детям приезжали папы – они у них разные. Привезли конфет, а потом ни слуху ни духу.
«А это мы проводим занятия, рассказываем о комнатных растениях, пьём травяной чай, любуемся первыми подснежниками, едим шашлыки со своим спонсором, возлагаем цветы к памятнику Неизвестного Солдата, гуляем в зоопарке, участвуем в смотре-конкурсе», – листает альбом Наталья.
Работа на будущее
Первые дни в центре – стрессовые. Новосёлу нужно время, чтобы освоиться, прийти в себя. Поначалу новенькие подолгу молчат, присматриваются, наблюдают. Воспитатель должен сразу объяснить, почему рядом нет мамы. С первого дня понятно: здесь ничего не угрожает их жизни. Вокруг только добрые и отзывчивые специалисты.
«Мы работаем на их будущее. Учим общаться, заботиться, помогать, и главное – доверять. У многих доверие подорвано определёнными событиями в жизни».
Самый сложный праздник – это не день рождения, а День мамы.
«Для детей это болезненная, кровоточащая тема. Её надо так подать, чтобы в будущем девчонки были прекрасными и незлопамятными мамами. На празднике юные леди изображают маму. На бумаге рисуют её образ и прописывают лучшие черты характера. Наряжаются и делают добрые театральные постановки».
Подопечные только начали привыкать к международному празднику – Дню семьи. Они надевают костюмы мамочек, папочек и их мнимых детишек, делают семейные портреты, пишут пожелания будущей семье, запускают в небо шары, кружатся в вальсе.
«Главное в нашей работе – помочь ребёнку сформировать образ семьи, заботливой мамы, примерного папы. Особенно мамы – это же бог для ребёнка, она формирует отношение к окружающему миру. Чтобы, если уж посчастливится вернуться в семью, суметь простить родного человека и принять его таким, какой он есть. А если из центра придётся переехать в детский дом – сохранить правильный образ для будущего себя».
У Натальи Петровны есть образовательные проекты, где систематизирована её работа по коррекции отношений родителей с детьми. На праздниках она проводит мастер-классы по сплочению двух сторон. Если придут четыре-пять отцов-матерей, хоть и с перегаром (такое бывает), это удача, признаётся педагог.
«Дети рады любому состоянию родителей, некоторые их стыдятся, но всё равно ждут. А родители заново открывают детей – оказывается, поющих и танцующих и хорошо рисующих – до этого они не находили времени для занятий с ними».
Сейчас малыши с нетерпением ждут Нового года. По три-четыре письма уже написали.
«У каждого ребёнка должно быть много подарков. Мои мальчишки просят у зимнего волшебника игрушечные машинки и вертолёты».
Эти письма появятся на городских ёлках вместо ёлочных игрушек в начале ежегодной акции «Тёплым словом, тёплым делом». И кто‑то добрый непременно исполнит детские желания.
И воспитатель, и мама
Днём жизнь подопечных центра почти ничем не отличается от детсадовской. Наталья Петровна проводит занятия по инновационной программе дошкольной программы «От рождения до школы», адаптированные ею под каждого ученика.
А после семи вечера воспитательница делает всё, что обычно делают родители: купает, стрижёт ногти, читает сказки, включает ночник и укладывает спать.
«У них есть самая любимая песня – «Песня беременной женщины».
В выходные – генеральная уборка, вечером – дискотека.
«По желанию дети содержат личные места в порядке: моют свои стульчики, столики, протирают кроватки. Это называется «трудовая реабилитация».
На прощание
Оглянувшись назад, ребёнок увидел свой яркий, добрый путь длиною в целый год. Он уже верит в лучшее, доверяет людям. Но никто за ним не приехал. Сообщили, что через неделю он переезжает в другой дом, где обязательно заберут.
«Нельзя говорить ребёнку, что он едет в никуда и там останется. Он должен жить с надеждой».
Специалисты центра вместе готовят «выпускника» к новому этапу жизни. Подключаются психологи, целенаправленно проводят занятия.
«Мы к детям привыкаем, они становятся для нас родными. На прощание мы обнимаемся, целуемся, плачем и говорим: «Приезжай к нам, мы будем скучать».
И потом так и случается: бывшие воспитанники навещают своих воспитателей – приезжают уже со своими детьми, рассказывают об успехах.
«Мы радуемся, когда у них всё в порядке».
Анна Проценко